Дата размещения статьи: 10.03.2017
В статье рассматриваются актуальные вопросы развития экологического учета и аудита в рыночных условиях, являющихся ключом к устойчивому развитию российских организаций.
В последние десятилетия в мире наблюдается стремительная экологизация экономики. На фоне значительных темпов экономического роста стабилизировалось потребление минерального сырья, сократилось загрязнение атмосферного воздуха и водных ресурсов, получили развитие современные природоохранные технологии. Экологизация хозяйственной деятельности становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности мирового производства.
Природные и антропогенные факторы оказывают постоянное и значительное воздействие на человека и окружающую его среду. Сейчас задача наиболее прогрессивной части общества - максимально снизить силу воздействия человека на природу. Самый эффективный метод достижения этой цели - формирование новой экономики, ориентированной на восстановление и поддержание экологического равновесия, и новой идеологии, снижающей значимость материальных ценностей.
Одной из проблем экологичной экономики в свете концепции устойчивого развития является разработка и совершенствование направлений и принципов экологического учета и контроля, которые включают в себя экологический бухгалтерский учет, отчетность по природоохранной деятельности и внутренний экологический аудит.
Экологический бухгалтерский учет
Связь между управлением природоохранной деятельностью и экологическим учетом вполне понятна. Основания, по которым в условиях коммерциализации в корпоративном учете целесообразно выделить учет операций по природоохранной деятельности, достаточно очевидны [5]:
- на счетах организации должны отражаться операции по охране окружающей среды и влияние расходов, рисков и обязательств, связанных с природоохранной деятельностью, на финансовое положение организаций;
- инвесторам для принятия инвестиционных решений необходимо располагать информацией по экологическим мероприятиям и расходам, связанным с природоохранной деятельностью;
- вопросы природоохранной деятельности являются также предметом управленческой деятельности: менеджерам необходимо выявлять и распределять природоохранные затраты для правильной калькуляции себестоимости продукции и принятия инвестиционных решений;
- организации могут иметь преимущества в конкурентной борьбе, если они окажутся способными показать, что их товары и услуги отвечают требованиям экологической безопасности;
- бухгалтерский учет является ключом к устойчивому развитию хозяйственной деятельности и экологической безопасности природопользователей.
Эффективный с точки зрения защиты окружающей среды режим работы оборудования природопользователей снижает вредное воздействие последних на окружающую природу, одновременно повышая рентабельность их деятельности. Экологическая эффективность в этом случае может быть измерена только при ведении экологического бухгалтерского учета, который предоставляет точную и достоверную информацию по природоохранным расходам, экологическим обязательствам и воздействию хозяйственной деятельности организаций на окружающую природную среду.
Российские организации, стремящиеся увеличить объемы финансирования с западных рынков капитала, понимают, что если в бухгалтерских балансах не будет представлена информация по экологическим обязательствам, это снизит доверие инвесторов к финансовым отчетам. Инвесторы, подозревающие о существовании таких обязательств, но не располагающие их оценкой, повысят стоимость капитала для российских организаций ввиду повышения риска.
Следовательно, экологическая информация должна стать неотъемлемой частью при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, в первую очередь интегрированной финансовой отчетности. В то же время сегодня в России нет нормативных актов, регулирующих учетную деятельность в области экологии и требующих подробного отражения в финансовой отчетности обязательств и затрат, связанных с природоохранной деятельностью.
Заметим, что учет экологических затрат не новшество для российской практики. Данные о подобных затратах организации обязаны представлять в рамках статистического наблюдения (в частности, это формы N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах", N 18-КС "Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" и др.).
Однако анализ состояния экологического бухгалтерского учета и отчетности по природоохранной деятельности природопользователей выявил недостаточный уровень их организации. Экологический бухгалтерский учет ведется в организациях не системно, зачастую выборочно, в целях подготовки экологической статистической отчетности. Основная часть текущих природоохранных затрат не выделяется в обособленные статьи бухгалтерского учета и отчетности.
Более того, во многих организациях имеет место неупорядоченность учета природоохранных затрат, когда они не только не выделяются, но и, особенно текущие, "растворяются" в себестоимости, необоснованно относятся на охрану труда и технику безопасности или только на общехозяйственные либо прочие расходы. Поэтому разработка основ развития экологического бухгалтерского учета приобретает особую социально-экономическую значимость в целях предотвращения кризисных явлений в экономике.
Все это не способствует организации контроля за эффективностью экологических затрат, не позволяет принимать оптимальные управленческие решения по центрам ответственности, что в итоге влияет на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Определения экологического учета в специальной литературе нет. По мнению автора, к этому вопросу можно подойти с позиций характеристик экологического бухгалтерского учета, к которым можно отнести:
- возрастание роли государственного регулирования экономики;
- усиление контроля за экологическими расходами и обязательствами;
- осуществление контроля за природоохранными мероприятиями;
- учет экологических рисков;
- обязательность составления отчетности по природоохранной деятельности;
- оценку возможности реализации и эффективности проведения природоохранных и компенсационных мероприятий;
- необходимость добросовестного исполнения профессиональных обязанностей бухгалтерами и осуществление общественного контроля в области охраны окружающей среды;
- рост социальной ответственности природопользователей.
На наш взгляд, экологический бухгалтерский учет можно представить как процесс отражения в системе бухгалтерского учета природоохранных затрат и обязательств организаций, а также эколого-экономических результатов деятельности хозяйствующих субъектов с целью управления бизнесом и завоевания оптимальной эколого-экономической ниши на рынке товаров и услуг.
Система экологического бухгалтерского учета включает в себя следующие основные составляющие, каждая из которых имеет свою экономическую значимость:
- учет природоохранных расходов;
- учет экологических финансовых обязательств;
- отчетность по природоохранной деятельности.
Система экологического учета даст возможность организовать контроль затрат по центрам ответственности, объективно отразить их при формировании себестоимости продукции, получить достоверную и более полную информацию для принятия управленческих решений по эколого-экономическим вопросам.
Учет природоохранных расходов, связанных с ограничением в ходе обычных производственных процессов всех видов их неблагоприятного воздействия на окружающую среду до приемлемых уровней, позволяет рассматривать их как расходы на природоохранную деятельность.
Учет экологических финансовых обязательств охраны окружающей среды - это учет затрат, являющихся следствием событий прошлого, текущего и будущих периодов. Прямой учет этих затрат ведет к снижению финансовых показателей деятельности организации и ее подразделений.
Игнорирование экологических обязательств в бухгалтерском учете и, как следствие, невключение их в отчетность опасно по многим причинам. Во-первых, мажоритарные акционеры могут пожелать учесть оценку этих обязательств в цене акций. Во-вторых, отсутствие определенной политики в отношении экологических обязательств может привести к тому, что управленческий персонал не будет своевременно обращать внимание руководства на экологические проблемы. В-третьих, за организацией может утвердиться репутация безответственной.
Достоверность перспективной оценки финансовых обязательств в области охраны окружающей среды, зависящей в первую очередь от прямых затрат будущих периодов экологического характера, в российских условиях весьма низка по причине недостаточности и недостоверности информации.
Оценка расходов будущих периодов организации должна характеризовать в денежном выражении ее экологические обязательства:
- на период ожидаемой стабильности и прогнозируемости законодательных и правовых актов в области охраны природы и соответствующего налогообложения;
- по этапам и проектам развития организации согласно стратегии ее развития;
- во временных рамках - согласно условиям инвестиционных, кредитных и иных соглашений.
Расходы будущих периодов включают следующие составляющие:
- плановые затраты на природоохранное обеспечение текущей производственной деятельности;
- плановые затраты на природоохранную деятельность по перспективным проектам, утвержденным организацией и согласованным с природоохранными органами, другими заинтересованными органами исполнительной власти;
- вероятностные затраты на локализацию, смягчение и ликвидацию экологически опасных последствий внештатных и аварийных ситуаций природоохранного и техногенного характера;
- обязательные платежи (нормативные, сверхнормативные, штрафы) в бюджеты разных уровней;
- затраты на участие в федеральных, региональных и муниципальных программах экологического оздоровления территории в зоне деятельности организации;
- затраты на ведение судебных дел и удовлетворение исков экологического характера к организации со стороны органов власти, юридических и физических лиц;
- затраты организации на формирование благоприятного общественного мнения и создание имиджа экологически безопасного производства.
Все составляющие экологических расходов будущих периодов имеют в той или иной степени возвратный характер благодаря частичной прибыльности и самоокупаемости природоохранной деятельности, различным льготам и привилегиям, зачету обязательных платежей и т.п.
Раскрытие информации о природоохранной деятельности организации в ее годовом бухгалтерском отчете помогает собственникам оценить деятельность руководства, обеспечивает широкий общественный контроль, способствует формированию положительного имиджа организации.
Отчетность по природоохранной деятельности организации
Экологическая бухгалтерская отчетность - это отчетность:
- по инвестициям в природоохранную деятельность;
- по общефирменным расходам на охрану окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации;
- по расходам на научные исследования и разработки в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- по расходам на управление природоохранной деятельностью и ее планирование;
- по расходам, связанным с ликвидацией последствий наносимого окружающей среде ущерба;
- по возмещенным расходам, уплаченным добровольно или по решению суда за нарушение экологического законодательства;
- по финансовым последствиям природоохранных мероприятий.
Недостаточное внимание к проблеме подготовки отчетности по природоохранной деятельности существенно увеличивает риск искажения финансовой информации, в том числе формирующейся в рамках экологического бухгалтерского учета и отчетности по природоохранной деятельности организации [4].
Отчетность по природоохранной деятельности вместе с информацией о финансовом положении организации должна быть объединена в интегрированную отчетность. В ней должны быть сформулированы эколого-экономические цели для обеспечения стабильного развития организации. В этой связи необходимо разработать структуру, формы экологического отчета и методику его подготовки.
Экологический отчет должен отражать:
- суть экологических проблем, относящихся к деятельности природопользователя и отрасли, в которую он входит;
- экологическую политику и программы, принятые природопользователем в отношении природоохранных мер;
- изменения в его деятельности, произошедшие со времени принятия экологической политики;
- целевые показатели выбросов и сбросов в окружающую среду, установленные предприятием, и то, как деятельность предприятия соотносится с этими показателями;
- в какой степени принятие природоохранных мер было продиктовано законодательными и нормативными актами, в какой степени требования законодательства (например, сроки сокращения объема выбросов и сбросов) выполняются;
- любые существенные судебные разбирательства в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, информацию о потенциально серьезных экологических проблемах;
- финансовые последствия мероприятий по охране окружающей среды в текущем периоде и любые конкретные последствия для будущих периодов, а при существенных последствиях - сумму, отнесенную в текущем периоде на счет операций, связанных с природоохранными мероприятиями, к которым они относятся.
Такой экологический отчет будет способствовать улучшению качества, достоверности и оперативности внутрипроизводственной эколого-экономической информации и на этой основе упорядочению экологического и экономического контроля, повышению уровня объективности принимаемых управленческих решений. Наряду с этим, организации могут иметь преимущества в конкурентной борьбе, если они окажутся способными показать, что их товары и услуги предпочтительней с экологической точки зрения. Последнее обстоятельство позволит достичь достоверности и своевременности статистической отчетности, а внешним пользователям будет предоставлена возможность оценить степень риска экономических отношений с предприятием в случае, если хозяйствующий субъект сочтет возможным обнародовать свою экологическую отчетность (или если учетная политика хозяйствующего субъекта допускает ее раскрытие).
Внутренний экологический аудит
Внутренний экологический аудит направлен на повышение эффективности деятельности предприятия с позиций его природоохранной деятельности.
В практике работы российских промышленных компаний осознание значимости вопросов экологии проявляется в постоянной необходимости расходования средств на охрану и восстановление окружающей среды, а это влечет за собой потребность в организации экологического учета, качество информации которого может оказывать существенное влияние на принятие управленческих решений. Причем эти решения должны во взаимосвязи учитывать не только интересы самой организации, но и общие социально-экономические задачи охраны атмосферы, водных и земельных ресурсов, здоровья населения, а также интересы хозяйствующих субъектов.
Для принятия инвестиционных решений инвесторам необходимо располагать информацией по экологическим мероприятиям и расходам, связанным с природоохранной деятельностью. Природоохранная деятельность является также предметом управления охраной окружающей среды: менеджеры должны выявлять и распределять природоохранные затраты таким образом, чтобы можно было обеспечить правильное калькулирование себестоимости продукции и принятие инвестиционных решений на основе реальных издержек и выгод.
Согласно действующему российскому законодательству российские организации - природопользователи обязаны обеспечить рациональное природопользование, охрану окружающей среды, а также собственную защищенность от негативного воздействия загрязненной окружающей среды, которое может проявиться в виде воздействия опасных факторов на здоровье персонала, на состояние производственных сооружений, на ход технологических процессов. Решению всех этих задач может способствовать внедрение в организациях-природопользователях внутреннего экологического аудита.
При проведении внутреннего экологического аудита проверяется не только отчетность по природоохранной деятельности организации, но и аудируются технологическое оборудование и процессы, система управления качеством окружающей среды, вырабатываются рекомендации по соответствию природоохранной деятельности экологическому законодательству Российской Федерации и оптимизации антропогенного воздействия природопользователей на окружающую среду [3].
Внутренний экологический аудит является не только инструментом экологического контроля, но и показателем эффективного управления качеством окружающей природной среды. Он позволяет уменьшить экологический риск организации, отражаемый в отчетности по природоохранной деятельности, повысить уровень социальной ответственности бизнеса.
Экологический бухгалтерский учет, отчетность по природоохранной деятельности и внутренний экологический аудит способствуют повышению инвестиционной привлекательности организаций-природопользователей и предопределяют заинтересованность собственников в их реализации на практике.
Сегодня выявилась необходимость в совершенствовании методологии и организации проведения экологического аудита для обеспечения конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке. Организация, стремящаяся быть экологически эффективной, должна регулярно информировать общественность о результатах осуществления экологических мероприятий. От результатов экологического аудита зависит принятие экологически значимых проектных решений (покупка земельного участка, строительство новых цехов или расширение действующего производства, внедрение экологически чистых технологий и пр.).
Экологический учет и аудит позволят улучшить экологическую ситуацию в стране только тогда, когда они будут носить обязательный для всех российских организаций - природопользователей характер, когда внутренний экологический аудит будет проводиться с определенной периодичностью, когда будут разработаны формы, методы и способы его проведения и практической реализации.
Литература
1. Демина Л.А. Экологический аудит: прошлое, настоящее, будущее // Экономика, техника, экология. 1999. N 11.
2. Экологический учет и аудит: Сб. статей / Под ред. Л.З. Шнейдмана. М.: ФБК-ПРЕСС, 1997. 192 с.
3. Чхутиашвили Л.В. Экологический аудит: проблемы и пути их решения // Аудитор. 2016. N 1 (251). С. 22 - 29.
4. Чхутиашвили Л.В. Аудит интегрированной отчетности компаний в условиях интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности // Налоги. 2014. N 5. С. 18 - 22.
5. Чхутиашвили Л.В. Организация и совершенствование экологического учета на российских предприятиях // Lex Russica - Русский закон. 2014. N 2 (февраль). С. 185 - 198.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 19.11.2021
Дата размещения статьи: 22.10.2021
Дата размещения статьи: 10.09.2021
Дата размещения статьи: 12.02.2021
Дата размещения статьи: 29.03.2017
Навигация