Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Государственные и муниципальные унитарные предприятия > Переход унитарных предприятий под сферу действия Закона N 44-ФЗ (Храмкин А.А.)

Переход унитарных предприятий под сферу действия Закона N 44-ФЗ (Храмкин А.А.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

С 2017 года унитарные предприятия переходят на режим закупок контрактной системы, то есть начинают применять Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (ст. 113 ГК РФ). Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, соответственно существуют государственные и муниципальные предприятия. В некоторых случаях могут быть созданы унитарные казенные предприятия, которые также называются просто казенными предприятиями, и они также с 2017 года подпадают под режим Закона N 44-ФЗ.
Тот факт, что унитарные предприятия извлекают прибыль на базе государственного или муниципального имущества, несомненно, заставляет пристальнее следить за их деятельностью, в том числе за закупками.
Соответственно, перевод закупочной деятельности унитарных предприятий под действие Закона о контрактной системе должен привести к открытости, прозрачности закупок, обеспечению конкуренции. Перечислим вкратце, что изменится в закупочной деятельности унитарных предприятий.
1. Главное - перечни оснований для закупки у единственного источника (перечни прямых закупок), существующие в положениях о закупках каждого предприятия, не смогут применяться для большинства закупок. Предприятиям придется использовать для закупок у единственного источника исчерпывающий перечень, приведенный в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
2. Большинство своих закупок предприятия должны будут проводить аукционами в электронной форме на пяти определенных электронных площадках <1> (конкретная площадка из этих пяти определяется заказчиком самостоятельно по его усмотрению). Прежде всего речь идет о товарах, работах, услугах, перечисленных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
--------------------------------
<1> ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru, ОАО "Единая электронная торговая площадка" - etp.roseltorg.ru, ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - etp.zakazrf.ru, ЗАО "ММВБ-Информационные технологии" - www.etp-micex.ru, ООО "Индексное агентство РТС" - www.rts-tender.ru.

3. Появится двухэтапное планирование - составление не только однолетнего плана-графика закупок, но и долгосрочного плана закупок с укрупненными позициями. Опустим вопрос о целесообразности такой двойной работы.
4. Исчезнет возможность устанавливать квалификационные требования к участникам закупок, проверять наличие мощностей, трудовых ресурсов, опыта, кроме случаев, установленных Правительством <2>.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").

5. Исчезнет возможность приобретать товары с указанием конкретного товарного знака. При закупках товаров указывать товарные знаки в документации о закупках запрещено. В случае закупок работ и услуг, при выполнении и оказании которых используются товары, товарные знаки могут использоваться, но должны сопровождаться словами "или эквивалент" и установлением параметров эквивалентности.
6. Возможности изменения договора, заключенного по итогам закупки, строго регламентированы ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В частности, не подлежит увеличению стоимость закупаемой продукции, а объем закупки может быть скорректирован только в пределах 10% от первоначального объема договора.
7. Заказчики, их должностные лица и контрагенты по заключенным договорам могут быть подвергнуты административным взысканиям более чем по 60 составам, указанным в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что переход на режим закупок, предусмотренный Законом о контрактной системе, хотя и ужесточает закупочную деятельность предприятий, делая ее более формализованной, но при этом и расширяет возможности доступа к закупкам предприятий более широкому кругу лиц.
Однако, как было сказано выше, унитарные предприятия - это коммерческие предприятия, то есть их деятельность направлена на извлечение прибыли. Учитывая это, противники изменения режима закупок обычно говорят о том, что многие унитарные предприятия, несмотря на свою квазигосударственность, действительно существуют в условиях рынка, конкурируют с иными коммерческими структурами, и поэтому переход под сферу действия Закона N 44-ФЗ окажет негативное влияние на унитарное предприятие как бизнес-структуру.
Для примера, рассмотрим унитарные предприятия - аптеки, а их очень много, и увидим следующее.
Во-первых, переход на режим контрактной системы повлечет рост операционных расходов: в штате должны появиться новые единицы - контрактные управляющие, сотрудники контрактных служб, которые возьмут на себя заботы, связанные с многочисленными формальными требованиями Закона N 44-ФЗ.
Во-вторых, невозможность соблюдения коммерческой тайны, то есть многие поставщики, работающие на фармацевтическом рынке, ранее готовые давать определенные скидки аптечным сетям, теперь перестанут это делать, поскольку не захотят публично раскрывать свои возможности по снижению цен. Напомним, что тексты договоров, заключенных в рамках Закона N 44-ФЗ, тексты накладных, актов приемки, расчеты неустоек и прочих документов в полном объеме подлежат размещению в единой информационной системе и доступны неопределенному кругу лиц.
В-третьих, можно предположить, что ассортимент аптек - унитарных предприятий сократится, поскольку в силу Закона N 44-ФЗ приобретение лекарственных препаратов допускается строго по МНН (по международным непатентованным наименованиям), а не по торговым наименованиям (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, во всех закупках по определенному МНН побеждать будет самый дешевый препарат из зарегистрированных Росздравнадзором. Более дорогие аналоги будут просто отсутствовать в продаже.
В-четвертых, аптеки - унитарные предприятия лишаются гибкости в принятии решений об изменении заключенных в рамках Закона N 44-ФЗ договоров. Напомним, что Закон содержит закрытый перечень случаев, когда условия заключенного договора могут быть изменены, например изменение законтрактованного объема товара возможно только в пределах 10 процентов. Получается, что если при закупке того или иного препарата аптека ошиблась в прогнозе по заболеваемости и спросу на лекарства - она не сможет оперативно закупить новую партию. Придется ограничиться добавлением к объему контракта 10 процентов от первоначального объема и проводить новую процедуру, что может занять от двух недель до двух месяцев в зависимости от способа закупки.
Помимо обозначенных конкретных экономически и организационно негативных последствий для отдельной узкой прослойки заказчиков (аптек), возможно привести и другие спорные моменты, связанные с реформой закупочной деятельности унитарных предприятий.
Во-первых, целями закупок в рамках Закона о контрактной системе являются (ст. 13):
1) достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнение международных обязательств Российской Федерации, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;
3) выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Как видно, унитарные предприятия в основной своей массе в хозяйственной деятельности совершенно не руководствуются этим целями, поскольку они создаются в сфере ЖКХ и транспорта, строительства, медицинского снабжения и они решают конкретные социально значимые задачи, что приближает их к деятельности бюджетных учреждений. Однако они являются коммерческими структурами, они не получают государственных и муниципальных заданий.
Во-вторых, вызывает осторожное недоумение непоследовательность законодателя в вопросе о том, почему средства от приносящей доход деятельности, заработанные бюджетными учреждениями, могут расходоваться в режиме Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18 июля 2011 года (далее - Закон N 223-ФЗ), а таким же образом заработанные средства унитарными предприятиями должны расходоваться в режиме Закона N 44-ФЗ. Трудно найти логику в таком подходе.
В-третьих, есть и претензия юридико-технического характера. Закон, вступающий в силу с января 2017 года, создает для унитарных предприятий обязанности, которые следует выполнить до 31 декабря 2016 года (см. текст ст. 2 и ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц").
Какие действия следует предпринять унитарным предприятиям до наступления 2017 года? Часть мероприятий прямо предписана законом: создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона N 44-ФЗ, осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы, зарегистрироваться в единой информационной системе. К указанному следует добавить еще и такие мероприятия.
До наступления 2017 года целесообразно заключить договоры с поставщиками и подрядчиками, работа с которыми носит принципиальный стратегический характер и нет уверенности, что они смогут побеждать в дальнейшем в закупках, организованных в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В договоры также возможно включить условие о том, что допускается изменение объема на определенный процент, это поможет преодолеть непредвиденные сложные моменты потенциальных срывов поставок или подрядов, отыгранных уже по Закону N 44-ФЗ.
Целесообразно изучить практику своего территориального УФАС России <3> (практика по регионам может сильно отличаться) по таким вопросам, как правомерность включения в один лот различных товаров, работ, услуг, правомерность затребования от участников закупок различных разрешительных документов (допусков СРО, лицензий и проч.), особенности рассмотрения дел, связанных с импортозамещением (в особенности по медицинским изделиям, лекарственным препаратам, программному обеспечению, автотранспорту и товарам легкой промышленности), и сделать выводы относительно того, как лучше подготовить документацию о закупке на конкретную продукцию.
--------------------------------
<3> На сайте solutions.fas.gov.ru.

Следует разработать типовые документы для методического обеспечения деятельности контрактной службы и членов комиссий: типовые документации о закупке для электронного аукциона, конкурса, а также, вероятно, для запроса котировок и запроса предложений, типовые шаблоны извещений, протоколов и других вспомогательных документов. Типовые шаблоны, которые использовались унитарным предприятием в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ, скорее всего, не могут быть использованы без внесения в них существенных изменений.
Следует создать комиссию по закупкам (ст. 39 Закона N 44-ФЗ) и утвердить положение о ней. Комиссия нужна будет для всех закупок, кроме закупок у единственного источника.
Следует утвердить положение о контрактной службе. В силу ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ оно должно быть разработано на базе Типового положения о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631.
Следует обучить навыкам применения Закона N 44-ФЗ сотрудников контрактной службы и хотя бы некоторых членов комиссии по закупкам, при этом целесообразно не просто поучаствовать в семинаре, а пройти серьезное обучение (рекомендуется пройти повышение квалификации не менее 108 часов <4> или профессиональную переподготовку от 250 часов).
--------------------------------
<4> Это не только рекомендация Института госзакупок, но и совместная рекомендация Минэкономразвития и Минобрнауки (см. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, одобренные письмом Минэкономразвития России N 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России N АК-553/06-г от 12 марта 2015 г.).

В завершение доклада отметим, что у унитарного предприятия остаются возможности остаться в сфере действия Закона N 223-ФЗ, если оно сумеет реорганизоваться в бюджетное учреждение или акционерное общество. Возможно, именно к этому и подталкивал законодатель, считая унитарные предприятия как организационно-правовую форму пережитком прошлого.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 ноября 2017 г.
Проект Федерального закона № 311128-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций"

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.




25 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)"

Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).




17 октября 2017 г.
Проект Федерального закона № 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.




15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона № 266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.



В центре внимания:


Актуальные вопросы реформирования унитарных предприятий (Золотько Т.А.)

Дата размещения статьи: 14.08.2017

подробнее>>

Унитарные предприятия в контрактной системе (Конышева Т.А.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Переход унитарных предприятий под сферу действия Закона N 44-ФЗ (Храмкин А.А.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

подробнее>>

Казенные предприятия и налог на имущество (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 22.01.2016

подробнее>>

О выделении филиала унитарного предприятия (Архангельская О.М.)

Дата размещения статьи: 14.03.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта