Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки). Федеральная контрактная система > Корпоративные закупки по Закону N 44-ФЗ - это наказание? (Исютин-Федотков Д.)

Корпоративные закупки по Закону N 44-ФЗ - это наказание? (Исютин-Федотков Д.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

История разработки Закона N 223-ФЗ началась с поручений Правительства РФ от 19 июня 2009 г. N ВП-П13-3392 (п. п. 36, 99), 27 апреля 2010 г. N ВП-П13-2737 (п. 11). А с 1 января 2012 г. Закон вступил в силу, за исключением отдельных положений.
На момент принятия решений о создании законодательной базы для корпоративных закупок уже действовал Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1>. Стратегию развития закупочной деятельности еще в 2009 г. можно было направить на формирование единого законодательства о закупках для разных заказчиков. Логичнее было сразу принять не отдельный Закон N 223-ФЗ, а главу о корпоративных закупках в Законе N 94-ФЗ с последующим ее наследованием Законом N 44-ФЗ.
--------------------------------
<1> Далее - Закон N 94-ФЗ.
Примечание: изучению указанного в данной статье вопроса посвящен N 1 журнала "Конкуренция и право" за 2016 г., основная тема которого - исследование применения Закона N 223-ФЗ. Подробнее об этом в интервью с начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Т.П. Демидовой.

Сближение законов

Вопрос о сближении двух законов дискуссионный, но некоторые нормы, а также действия законодателя и мнения должностных лиц ФАС России свидетельствуют о том, что оно все же происходит.
1. Согласно п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ заказчик выбирает аудиторскую организацию для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
2. Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары и предложений. Частью 5 той же статьи требования распространены на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые согласно Закону N 223-ФЗ.
3. Приняты изменения в Закон N 223-ФЗ, в соответствии с которыми государственные и муниципальные унитарные предприятия будут переведены на закупочную деятельность в рамках Закона N 44-ФЗ.
4. Исходя из ст. 15 Закона N 44-ФЗ при получении бюджетных инвестиций юридическим лицом, не являющимся государственным или муниципальным учреждением (унитарным предприятием), в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства и осуществлении закупок в рамках указанных инвестиций необходимо руководствоваться настоящим Законом.
5. Заказчики, являющиеся субъектами Закона N 223-ФЗ, но не разместившие положения о закупке в установленном порядке, должны руководствоваться при закупках Законом N 44-ФЗ.
6. По мнению статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России А.Ю. Цариковского, Закон N 223-ФЗ окончательно доказал свою неработоспособность, превратившись во вспомогательный инструмент для ухода от закупок по нормам Закона N 44-ФЗ. Простой способ - предоставить субсидии МУПам, ГУПам <1>.
--------------------------------
<1> См.: ФАС: 223-ФЗ доказал свою несостоятельность. URL: http://bujet.ru/article/294560.php.

7. Согласно ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в случае (1) невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ, (2) либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в предусмотренный Законом N 223-ФЗ отчет, (3) или неразмещения отчета в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным по требованиям Закона N 223-ФЗ. В этой ситуации заказчик руководствуется Законом N 44-ФЗ.
На сближение двух законов указывает О.А. Беляева. По ее словам, в действующем законодательстве уникальный случай, когда субъект определяет правовой режим осуществления деятельности в зависимости от каких-либо обстоятельств и условий. О.А. Беляева считает такую ситуацию недопустимой: закон должен иметь однозначное применение, его нормы не должны проникать за пределы регулируемой им сферы. "Если Закон о контрактной системе, исходя из его буквального названия, - пишет автор, - нацелен на обеспечение государственных и муниципальных нужд, то закупки товаров работ, услуг лицами, которые подобных нужд не имеют, не должны регулироваться данным Законом. Распространение требований Закона о контрактной системе на "псевдозаказчиков" демонстрирует четкую тенденцию в стремлении законодателя установить единые закупочные стандарты, и можно прогнозировать, что в ближайшие годы Закон о контрактной системе приобретет форму некого "закупочного кодекса", т.е. станет единым и единственным федеральным законом, по правилам которого закупки будут осуществлять любые лица безотносительно их соответствия статусу государственного или муниципального заказчика (ст. ст. 5 - 7 Закона о контрактной системе)" <1>.
--------------------------------
<1> Беляева О.А. О некоторых вопросах эффективности законодательства о закупках // Аукционный вестник. 2016. N 279. С. 2. URL: http://auctionvestnik.ru/pdf/AV_279.pdf.

Проблемы перехода к закупкам по Закону N 44-ФЗ

С нашей точки зрения, наибольшие проблемы может вызвать переход на закупки по Закону N 44-ФЗ в связи с невыполнением норматива закупок у субъектов малого предпринимательства (далее также - СМП).
Во-первых, законом не установлена четкая процедура доказывания невыполнения заказчиком нормативов закупок у названных субъектов.
Во-вторых, законодательно не определен механизм перехода заказчика на закупки по Закону N 44-ФЗ в случае невыполнения обязанности осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ.
В-третьих, отсутствует процедура доказывания размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов. Закон N 223-ФЗ не раскрывает понятия "недостоверная информация" применительно к нормативу закупок у них. Например, заказчик закупает товары, работы, услуги у единственных поставщиков. Такой способ у большинства заказчиков не предусматривает подачи участниками заявок и в их составе деклараций о принадлежности к субъектам малого предпринимательства. По факту участники являются такими субъектами и подтверждают это, например, в заявках на конкурентные процедуры, проводимые этим же заказчиком.
Таким образом, заказчик по итогам конкурентной процедуры закупки включает ее в норматив субъектов малого предпринимательства, а по итогам закупки у того же участника, но у единственного поставщика включать в норматив уже не имеет права <1>. В результате в годовом отчете появляется недостоверная информация, поскольку в него не попадает закупка у участника-СМП.
--------------------------------
<1> Согласно требованиям Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352; далее - Положение) независимо от способа закупки принадлежность участников к СМП подтверждается декларацией по утвержденной форме. При этом, как указано в письме Минэкономразвития России от 26 апреля 2016 г. N Д28и-1053, в случае, если декларация не соответствует требованиям законодательства, подавший ее участник не может быть отнесен к субъектам малого и среднего предпринимательства. Иными словами, даже если декларация имеется, но не соответствует требованиям законодательства, закупка у участника, являющегося по факту субъектом малого предпринимательства, не идет в годовой отчет для выполнения установленного объема.

При этом заказчик может изменить свое положение о закупке и обяжет участников подавать декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства при закупке у единственного поставщика. Норматив действует, отчетность формируется с искаженными данными.
В-четвертых, в Законе N 223-ФЗ императивная норма перехода заказчика на закупки по Закону N 44-ФЗ при невыполнении норматива закупок у СМП <1> ничем не подкреплена. Определено лишь право на обжалование неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки у таких субъектов <2>. Частью 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном этим органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого предпринимательства.
--------------------------------
<1> См.: ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
<2> См.: ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Законом определен круг лиц, имеющих право обжаловать действия заказчика. Есть орган, который будет принимать решение по выявленным нарушениям. Но эта норма не дает права обжаловать действия заказчика в случае невыполнения обязанности осуществить закупки у СМП в течение календарного года в установленном объеме.
На наш взгляд, у участников закупки должно остаться право обжаловать указанные выше действия заказчика, а у корпорации малого и среднего предпринимательства, органов исполнительной власти субъектов РФ или созданных ими организаций появится обязанность направлять сведения о выявленных нарушениях в антимонопольный орган.
В-пятых, при выполнении нормативов закупок у субъектов малого предпринимательства заложены цифры-ограничения по конкретным закупкам - 200 и 400 млн руб., но не поясняется: это с НДС или без НДС <1>. Правительство РФ установило, что если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) закупки:
--------------------------------
<1> См.: п. п. 18, 19 Положения.

- не превышает 200 млн руб. и закупаемые товары, работы, услуги включены в перечень, то заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у СМП;
- превышает 200 млн руб., но составляет не более 400 млн руб. и закупаемые товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик вправе осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у СМП.
Большинство заказчиков исполняют эти требования, исходя из цены с НДС. Однако по ряду закупок начальная (максимальная) цена договора (цена лота) объявляется без этого налога. Не совсем понятно, каким образом приводить к единому базису расчетные цифры закупок у субъектов малого предпринимательства, если в нормативной базе нет общего подхода. Мы рекомендуем заказчикам за единый базис взять цифры с учетом НДС.
В-шестых, отсутствует срок давности перехода заказчика на закупки по Закону N 44-ФЗ при невыполнении норматива закупок у субъектов малого предпринимательства. Частью 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в случае невыполнения заказчиком названных нормативов положение о закупке заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Закона и заказчик руководствуется Законом N 44-ФЗ. При этом в законодательстве нет нормы о том, что делать, если заказчик:
1) не выполнил норматива;
2) самостоятельно не перешел на закупки по Закону N 44-ФЗ;
3) не попал под мониторинг до завершения года.
В таком случае заказчик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ за закупку товаров, работ, услуг, если она в соответствии с Законом N 223-ФЗ должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. За такое нарушение срок давности привлечения к ответственности установлен. Но не установлен срок давности перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ за невыполнение норматива закупок у субъектов малого предпринимательства.
Получается, что заказчик, который не выполнил норматива за прошлый год, до конца года не приступил к закупкам по Закону N 44-ФЗ, выполнил норматив в текущем году или продолжил осуществлять закупки в следующем году в соответствии с Законом N 223-ФЗ, уже не может быть переведен на закупки по Закону N 44-ФЗ.
Наконец, при введении нормы о переходе заказчика к закупкам по Закону N 44-ФЗ в случае невыполнения норматива закупок у субъектов малого предпринимательства, очевидно, не предусматривались последствия такого перехода.
Закупки по Закону N 44-ФЗ потребуют от заказчика выполнить не только "закупочные", но и кадровые, организационные мероприятия, а именно:
- создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с настоящим Законом;
- разработать и утвердить положение о контрактной службе, должностные инструкции контрактных управляющих;
- получить ключ усиленной электронной подписи в органах Федерального казначейства <1>;
--------------------------------
<1> ФАС России хочет предложить унифицировать электронную подпись, чтобы ее можно было использовать в разных сферах. Предполагается, что обладатель такой подписи сможет использовать ее при любой необходимости. См.: К сентябрю ФАС внесет предложения по унификации ЭП. URL: http://www.is-zakupki.ru/news/k-sentyabryu-fas-vneset-predlozheniya-po-unifikatsii-ep.

- зарегистрироваться (перерегистрироваться) в ЕИС <1>;
--------------------------------
<1> См.: Приказ Казначейства России от 30 декабря 2015 г. N 27н "Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу Приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. N 4н".

- настроить личный кабинет пользователя в ЕИС;
- выбрать электронную торговую площадку для проведения закупок в электронной форме;
- создать комиссию по закупкам в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
- организовать обучение работников, задействованных в сфере закупок;
- осуществить планирование закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Заказчик должен выполнить эти мероприятия в максимально короткие сроки, чтобы закупочная деятельность организации (а при определенных обстоятельствах и вся деятельность организации) не остановилась из-за перехода на новые правила.
Получается, что осуществление корпоративных закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ изначально рассматривается как наказание. Иначе как понимать норму о переходе от положений Закона N 223-ФЗ из-за невыполнения норматива закупок у субъектов малого предпринимательства к положениям Закона N 44-ФЗ?

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).



В центре внимания:


Арбитрабельность споров, возникающих в сфере закупок (Беляева О.А., Габов А.В.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Закона N 223-ФЗ (Песегова Т.Н.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

подробнее>>

Корпоративные закупки по Закону N 44-ФЗ - это наказание? (Исютин-Федотков Д.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

подробнее>>

Применение антидемпинговых мер при проведении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе (Сургутскова И.А.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

подробнее>>

Конкурс как предпочтительный способ закупки образовательных услуг (Гуцелюк Е.Ф.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта