Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Привлечение СМП в систему госзаказа: порядок, условия и практика реализации (Лобанова О.Л.)

Привлечение СМП в систему госзаказа: порядок, условия и практика реализации (Лобанова О.Л.)

Дата размещения статьи: 17.08.2017

Разработка механизмов для привлечения субъектов малого предпринимательства (СМП) к выполнению госзаказа - это одно из условий полноценного развития предпринимательской и конкурентной среды в экономике.
Какие инструменты заложены в действующее закупочное законодательство и каким образом заказчики, осуществляющие закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обязаны содействовать развитию и стимулированию роста малых предприятий, рассматривается в данной статье.

Примечание. Сроки оплаты исполненного контракта
Федеральным законом от 01.05.2017 N 83-ФЗ ужесточены сроки оплаты заказчиком исполненного контракта (его этапов). Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товара (работы, услуги).

Законодательный посыл

Преимущества, предусмотренные положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон N 44-ФЗ), можно разделить на несколько групп исходя из критериев предоставления преимущества.
Одним из таких критериев предоставления преимущества является статус участника закупки. Так, действующим законодательством предусмотрены особые условия участия в закупочных процедурах следующих участников:
- предлагающих к поставке товары, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза <1>;
- учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы;
- организаций инвалидов;
- субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНО).
--------------------------------
<1> Данный вид преимущества предоставляется в рамках применения национального режима, предусмотренного статьей 14 Закона N 44-ФЗ.

Рассмотрим далее особенности предоставления преимуществ для субъектов СМП и СОНО, которые заключаются в проведении специализированных процедур с особыми условиями.
Обязательность вовлечения в систему госзаказа субъектов малого предпринимательства - это такая "повинность" у заказчиков, которая была введена еще в 2006 году. При этом информация о таких закупках включается в план-график на этапе его разработки и утверждения. И заказчику необходимо учесть при осуществлении таких специализированных закупок определенные тонкости и нюансы.

Сколько закупать и как рассчитать?

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ объем закупок у СМП должен составлять не менее 15% совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ). При определении объема закупок, осуществляемых у СМП, в расчет исчисляемой базы не включаются закупки, осуществляемые:
- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- для оказания услуг по предоставлению кредитов;
- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
- для выполнения работ в области использования атомной энергии;
- с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, заказчик для определения базы в целях исчисления объема закупок у СМП исключает ряд закупок, которые в силу специфики предмета контракта характеризуется низким уровнем конкуренции.
Рассмотрим на примере порядок определения минимального объема закупок у СМП.

Пример 1. У заказчика СГОЗ на 2017 год составляет 10 млн руб., из них запланировано закупок у единственного поставщика по ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму 7 млн руб. Отметим, что в указанную сумму входят закупки коммунальных ресурсов, например, по пунктам 1, 8 и 29 ч. 1 ст. 93, а также закупки "малого объема" до 100 тыс. руб. на основании пункта 4 и т.п. Таким образом, базой для исчисления 15% будет являться сумма в 3 млн руб. (10 000 000 - 7 000 000 = 3 000 000), а минимально допустимый объем планируемых закупок у СМП (СОНО) будет составлять 450 тыс. руб. (3 000 000 x 0,15 = 450 000).

Если в течение года у заказчика будет меняться СГОЗ (например, выделение дополнительного финансирования) или объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то заказчику необходимо будет в течение года производить корректировку показателей для расчета объема закупок у СМП.
Одним из типичных нарушений, которое приводит к привлечению должностного лица заказчика к административной ответственности, является несоблюдение установленного Законом 15%-ного объема закупок.
Например, при рассмотрении вопроса о привлечении генерального директора ФГБУ к административной ответственности было установлено, что по итогам года закупки у СМП были осуществлены в объеме 1,38% от СГОЗ. Таким образом, действия заказчика, осуществившего закупки у СМП в объеме менее чем 15% СГОЗ, нарушают положения ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. По итогам рассмотрения дела должностное лицо заказчика было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа в размере 50 тыс. руб. <2>.
--------------------------------
<2> Постановление ФАС России от 26.12.2016 по делу N АК1059-16.

Примеры аналогичных решений в части недостижения законодательно установленного объема закупок можно продолжать (например, постановления ФАС России от 23.12.2016 по делу N АК1062-16, по делу N АК1058-16, от 16.12.2016 по делу N АК1042-16 и т.п.). В отношении вопроса, кто является должностным лицом заказчика, которое окажется "крайним", ответ содержится в распорядительных и (или) локальных актах заказчика. В случае если по должностному регламенту ответственным за закупки в учреждении является заместитель начальника, это лицо и будет привлекаться к административной ответственности.
Кроме ФАС России такие нарушения могут быть выявлены и Счетной палатой РФ, одним из полномочий которой является контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ. В рамках такого контроля Счетная палата проверяет в том числе и закупочную деятельность.
Например, по итогам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой РФ в отношении Минприроды России и подведомственных бюджетных учреждений, были выявлены нарушения в части соблюдения 15%-ного объема закупок у СМП. По итогам проверки Минприроды России обязано принять меры по устранению выявленных нарушений, а также по их предупреждению в дальнейшем, например, посредством усиления ведомственного контроля.
Как правило, по итогам контрольных мероприятий должностные лица заказчика привлекаются к административной ответственности на основании ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ за осуществление закупок у СМП в размере менее 50 тыс. руб., предусмотренных Законом N 44-ФЗ в виде административного штрафа.

Зачетные действия

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в отчетные показатели по объему закупок у СМП включаются только закупки, осуществленные по итогам конкурентных процедур, а именно путем проведения:
- конкурсов (открытых, с ограниченным участием, двухэтапных);
- электронных аукционов,
- запросов котировок и запросов предложений.
Таким образом, если заказчик заключил контракт (договор) с СМП как с единственным поставщиком, например, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (до 100 тыс. руб.), то цена такого контракта не учитывается в "зачетном" объеме закупок, осуществляемых у СМП. При предоставлении преимуществ заказчиком должны соблюдаться следующие условия, которые должны быть учтены при разработке процедурной документации:
- участниками закупок являются только СМП;
- либо участниками закупки могут быть субъекты, не являющиеся СМП, но при условии привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП;
- начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.;
- информация о предоставлении преимуществ должна быть отражена в плане-графике и в извещении об осуществлении закупки.
На последнем остановимся подробнее. Напомним, что в извещении о проведении закупки заказчик обязан указать информацию о предоставляемых преимуществах и ограничениях участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Соответственно, у заказчиков возникает дилемма, в каком разделе извещения/документации ("Преимущества" или "Ограничения в определении поставщика") указывать факт проведения закупки у СМП. Это связано с тем, что в отношении одних и тех же действий в Законе о контрактной системе используется два термина.
Например, в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в извещениях об осуществлении закупок заказчик обязан установить ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП. В то же время ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ определено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьей 30 указанного Закона. Относительно электронного аукциона аналогичная формулировка содержится в ч. 5 ст. 63, запроса котировок - в ч. 1 ст. 73 и запроса предложений - в ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, заказчик, предоставляя преимущества одним субъектам, тем самым ограничивает участие в закупке остальных субъектов. Дискуссионность данного вопроса можно проиллюстрировать двумя противоположными примерами.

Пример 2. В ходе проведения выборочной внеплановой документарной проверки заказчика было установлено следующее. Извещение о проведении запроса котировок содержит информацию о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Вместе с тем в извещении о проведении запроса котировок ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ, не указано. В результате заказчика признали нарушившим указанную норму <3>.
--------------------------------
<3> Решение Татарстанского УФАС России от 18.01.2016 по делу N Т04-10/2015, 04-04/332.

Пример 3. Антимонопольный орган при проведении внеплановой проверки установил, что в конкурсной документации не указана информация об ограничениях, предоставляемых в интересах СМП. При этом в разделе 1.4 конкурсной документации отмечено, что в конкурсе может принять участие любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Но для заказчика все завершилось положительно. Постановлением одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 N 11АП-17325/2015 по делу N А65-20533/2015 требования заказчика о признании незаконным решения и предписания УФАС удовлетворены.

В качестве компромиссного варианта можно порекомендовать заказчикам и в извещении, и в документации, в поле "Преимущества" и "Ограничения", указывать одинаковую формулировку, например: "Участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации".
Допустимость такого подхода подтверждается и судебной практикой. Например, арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил правомерность указания в документации об аукционе, в разделе "Преимущества", формулировки "субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ)", а в разделе "Ограничения" - формулировки "участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации" <4>.
--------------------------------
<4> Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.01.2016 N Ф04-29263/2015 по делу N А45-7216/2015.

Подтверждение участником права на получение преимуществ

Вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Законом N 44-ФЗ определен единый подход в части порядка подтверждения участником своего специального статуса. В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ документом, подтверждающим право на получение предоставляемых преимуществ, является декларация участника о своей принадлежности к СМП или СОНО. Например, декларация может быть следующего содержания:

Настоящим   подтверждаю   свою  принадлежность  к  субъектам  малого предпринимательства  и соответствие требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

При проведении так называемых бумажных процедур (за исключением соответственно электронного аукциона) форма (или образец) такой декларации может быть разработана заказчиком и размещена в составе процедурной документации. Даже если участник представит декларации в несколько видоизмененной форме либо в форму декларации внесет дополнительную (уточняющую) информацию, то это не будет являться основанием для отклонения такой заявки.

Пример 4. На участие в электронном аукционе ИП "Ш" подал заявку, к которой была прикреплена декларация СМП следующего содержания: "Настоящим уведомляем, что у ИП "Ш" в уставном капитале доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек, выручка от реализации товаров за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость не превышает 400 млн рублей".
При рассмотрении второй части заявки предпринимателя единая комиссия департамента пришла к выводу о непредоставлении последним информации, которая предусмотрена п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ и пунктом 4.1 документации об электронном аукционе, поскольку заявка этого участника закупки не содержит декларацию о принадлежности его к СМП.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, установил, что ИП "Ш" во второй части заявки подтвердил свою принадлежность к СМП, в том числе дополнительно указав, что средняя численность его работников за отчетный период не превышает 100 человек, выручка от реализации товаров за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость не превышает 400 млн руб. (пункты 2 и 3 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Поскольку форма декларирования сведений о принадлежности к СМП действующим законодательством не установлена, а департаментом не представлены доказательства, опровергающие достоверность представленных ИП "Ш" сведений о наличии у него зарегистрированного в установленном порядке статуса индивидуального предпринимателя, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые заявителем решение и действия не соответствуют требованиям Закона N 44.
Таким образом, суд полностью удовлетворил исковые требования предпринимателя в части неправомерности действий комиссии, выразившихся в отклонении второй части заявки на участие в электронном аукционе, поскольку предприниматель подтвердил свою принадлежность к СМП <5>.
--------------------------------
<5> Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.03.2017 N Ф04-318/2017 по делу N А46-6106/2016.

В случае проведения электронного аукциона также возникает аналогичная ситуация, когда заказчик по формальным требованиям в отношении способа декларирования отклоняет заявку. Напомним, при проведении электронного аукциона участник подает заявку оператору электронной площадки и зачастую на ней есть штатная интерфейсная форма такой декларации, которая подается участником посредством проставления соответствующей "галочки".

Пример 5. Администрация Нижнего Новгорода обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения УФАС. Антимонопольный орган счел обоснованной жалобу участника аукциона на действия комиссии по признанию заявки конкурента - ООО "Ф" соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
В рассматриваемом случае ООО "Ф" при формировании второй части заявки в рамках проводимого аукциона в графе с информацией о принадлежности к СМП указало "да". По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе победителем признано ООО "Ф", заявка которого признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Проигравший участник и ФАС посчитали, что отметка "да" не говорит о том, что в составе заявки есть декларация. И суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности принятого антимонопольным органом такого решения.
Однако Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.03.2016 N Ф01-513/2016 по делу N А43-11767/2015 требование администрации удовлетворено, так как заявка соответствовала требованиям документации об электронном аукционе, поскольку подавший ее участник продекларировал свою принадлежность к СМП, а антимонопольный орган не выявил отсутствия у участника этого статуса.

Как показывает практика <6>, судебные инстанции, рассматривая подобные споры, исходят из того, что Закон N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к форме и способу предоставления декларации о соответствии участника требованиям статьи 30 указанного Закона, а значит, участник вправе определить их самостоятельно, в том числе непосредственно в содержании второй части заявки.
--------------------------------
<6> Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 N 08АП-1582/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 26.05.2015 N Ф09-2058/15, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу N А58-1849/2015.

В завершение разговора о декларации обратим внимание, что положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика запрашивать у участников, претендующих на получение преимуществ, какие-либо иные документы, например:
- форму бухгалтерской отчетности;
- документ, удостоверенный налоговым органом, содержащий сведения о численности работников за два предшествующих года (форма КНД 1110018);
- налоговую декларацию за два прошедших календарных года (форма 3-НДФЛ) и т.п.

Особые условия привлечения СМП

В силу специфики однородности (или однотипности) закупаемых товаров (работ, услуг) заказчики не всегда физически имеют возможность заключать контракты исключительно с СМП. Например, основной объем работ у заказчика, предусмотренный планом-графиком, - это комплекс мероприятий, направленных на берегоукрепление участка водохранилища, и, соответственно, привлечь на такие технически сложные и объемные работы СМП не представляется возможным. И перед заказчиком возникает дилемма: надо либо "придумать" и хоть что-то закупить у СМП, либо нарушить требования статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
Например, управлению по кадровой политике и формированию резерва госслужащих необходимо провести конкурс на повышение квалификации 500 госслужащих, и заказчик осознает, что такие образовательные услуги в требуемом объеме могут оказать только крупные образовательные организации, а следовательно, исполнителем по такому контракту СМП физически быть не могут. Что делать заказчику?
Выход есть, например, в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей (далее - соисполнители) из числа СМП (письма Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-348, от 11.01.2017 N Д28и-124). Таким образом, конкурентная процедура разыгрывается между классическими участниками, но с контрактным обременением соисполнительства льготной категорией участников (то есть СМП).
До недавнего времени данная схема не пользовалась популярностью у заказчиков, так как у них отсутствовали законные механизмы проверять статус соисполнителя по таким контрактам. То есть исполнитель по контракту при подаче заявки на участие в процедуре заявлял, что он готов привлекать соисполнителей из категории СМП, а документального подтверждения о соблюдении этого обязательства он заказчику представлять не обязан. Таким образом, заказчик по итогам года информацию о таких соисполнителях не мог достоверно указать в отчетных документах.
Но с 4 января 2017 года ситуация изменилась, а именно вступило силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 (далее - Постановление N 1466), которым утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП <7>. Отметим контрактные условия, которые являются обязательными.
--------------------------------
<7> В соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ имеет право устанавливать типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов соисполнителей из числа СМП.

Во-первых, это размер (объем) соисполнительства. В соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов соисполнителей из числа СМП включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. При этом первым пунктом Постановления N 1466 установлено требование о привлечении СМП в качестве соисполнителей в объеме не менее 5% от цены контракта.
Таким образом, при включении указанного условия в проект контракта заказчик вправе указать обязательный объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП в виде значения, выраженного в процентах от цены контракта, в любом размере - от 5% и выше (письмо Минэкономразвития России от 15.02.2017 N Д28и-629).
Во-вторых, в контракт необходимо включить "специальные" отчетные обязанности поставщика. А именно, в срок не более пяти рабочих дней со дня заключения договора с соисполнителем представить заказчику:
- декларацию о принадлежности соисполнителя к СМП, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) СМП и заверенную печатью (при наличии печати);
- копию договора (договоров), заключенного с таким соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в случае замены соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субъекта исполнитель обязан представлять заказчику перечисленные выше документы в течение 5 дней со дня заключения договора с новым соисполнителем. Таким образом, у исполнителя есть право на замену соисполнителя по контракту, например, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения соисполнителем своих обязательств.
Кроме этого, в контракт должно быть включено требование о представлении исполнителем документов, подтверждающих исполнение финансовых обязательств перед соисполнителями. Исполнитель по контракту обязан в течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:
- копии документов о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги), которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им соисполнителем;
- копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соисполнителю. Но только в случае, если договором, заключенным между исполнителем по контракту и привлеченным им соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком. В ином случае копия платежного поручения представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных соисполнителем.
Таким образом, у заказчика появилось законодательное право требовать наличия минимальных документов, подтверждающих добросовестность исполнителя в части привлечения СМП.
В-третьих, в контракт должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов соисполнителей из числа СМП. В частности, пунктом 6 Постановления N 1466 предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условия о привлечении к исполнению контрактов соисполнителей субъект несет гражданско-правовую ответственность перед заказчиком:
- за представление декларации и копии заключенного договора с соисполнителем, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
- за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.
В-четвертых, сроки исполнения финансовых обязательств. В соответствии с пунктом 5 Постановления N 1466 исполнитель по контракту обязан оплачивать поставленные соисполнителем товары (выполненные работы, оказанные услуги) либо отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара (выполненной работы, оказанной услуги) или отдельных этапов исполнения договора.

Примечание редакции. Мониторинг актов в сфере закупок
Подробно о проводимом мониторинге принятия главными распорядителями средств федерального бюджета правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд можно узнать из свежего письма Минфина России от 05.05.2017 N 01-02-01/09-27962.

Специальные условия об оплате

Обратите внимание! С 14 марта 2017 года распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р в отношении федеральных заказчиков установлены запреты по авансовым платежам по отдельной категории товаров. Данные ограничения распространяются на любой государственный контракт вне зависимости от статуса исполнителя.

В завершение отметим, что с 1 мая 2017 года <8> действуют новые сроки по оплате по контрактам, которые были заключены заказчиками напрямую с СМП (или СОНО). В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в контракт, заключаемый с СМП, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) либо отдельно этапа исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Установление иного порядка оплаты является нарушением действующего законодательства. Рассмотрим три группы типичных нарушений в части установления порядка оплаты.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 01.05.2017 N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Установление иного срока оплаты

Заказчиком в проекте контракта установлен срок оплаты работ - 90 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Решением Красноярского УФАС России от 31.08.2016 N 1397 заказчик был признан нарушившим требования ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Приведем еще один пример аналогичного нарушения. В проекте контракта содержится следующее условие оплаты: "6.3. Заказчик обязан обеспечить оплату безналичным расчетом, без аванса, за оказанные услуги в течение 45 банковских дней с даты приемки оказанных услуг и предоставления счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями бухгалтерского учета". Данное условие контракта послужило поводом для подачи жалобы участником закупки. Заказчик при рассмотрении спора настаивал на том, что жалоба ООО "Т" необоснованна, исходя из следующих положений:
- во-первых, срок в 45 банковских дней превышает срок в 30 календарных дней, установленный ч. 8 ст. 30;
- во-вторых, ч. 8 ст. 30 не регламентирует, какие должны быть дни - банковские, календарные или рабочие.
В итоге жалоба участника была признана обоснованной, так как срок в 45 банковских дней превышает срок в 30 календарных дней (решение Владимирского УФАС России от 29.03.2016 по делу N Г163-04/2016).
Ввиду того что положениями Закона N 44-ФЗ не указаны "разновидности" дней (рабочие, банковские или календарные), заказчик вправе в контракте срок оплаты устанавливать в рабочих днях. Но с учетом перевода в календарные дни срок оплаты в любом случае не должен превышать законодательно установленный 30-дневный срок.
Например, согласно проекту государственного контракта оплата оказанных услуг осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты подписания сторонами акта о сдаче-приемке товара, предоставления счета, счета-фактуры. Участник посчитал, что установление срока, таким образом, не соответствует положениям Закона N 44-ФЗ. Представители заказчика пояснили, что 20 рабочим дням с учетом того, что они равны 4 календарным неделям, соответствует значение 28 календарных дней. Вместе с тем заявителем (участником) не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения и жалоба участника была признана необоснованной (решение ФАС России от 16.03.2016 по делу N К-318/16).

Установление срока без учета порядка приемки товаров (работ, услуг)

Например, из содержания проекта контракта следует, что заказчик подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ раньше подрядчика. Оплата выполненных работ согласно контракту будет произведена не позднее 30 дней с даты подписания контракта обеими сторонами. При этом в соответствии с пунктом проекта контракта подрядчик со своей стороны подписывает акт сдачи-приемки в течение 3 дней с момента получения подписанного заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ. В соответствии с ч. 8 ст. 30 срок для оплаты исчисляется с "даты подписания заказчиком документа о приемке". Таким образом, в решении от 29.12.2015 по делу N 585оз-15 Архангельское УФАС установило, что заказчиком в проекте контракта установлен срок оплаты выполненной работы, превышающий тридцать дней с даты подписания документа о приемке.

Установление дополнительных условий для исчисления срока оплаты

В условия контракта была включена оговорка о том, что заказчик осуществит оплату по контракту в установленные законом сроки, но при наличии одновременного соблюдения совокупности следующих условий:
1) подписание акта выполненных работ;
2) поступление денежных средств из бюджета N-ской области.
По мнению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 N 18АП-6161/2015 по делу N А07-27242/2014, Закон N 44-ФЗ, устанавливая требования о сроках оплаты товара, не связывает такие сроки с фактом поступления денежных средств на счет заказчика. Но такой вывод суда не является бесспорным.
Например, по мнению заместителя прокурора N-ской области, пункт контракта в части включения в него слов "по мере поступления денежных средств из бюджета N-ого городского округа" не соответствует статьям 190, 758, 762 Гражданского кодекса РФ и ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, поскольку указывает на событие, которое может не наступить; не устанавливает, когда и в какой срок денежные бюджетные средства должны поступить для осуществления оплаты по контракту и тем самым допускает возможность оплаты подрядных работ за пределами 30-дневного срока приема выполненных работ, то есть нивелирует условия деятельности, установленные для СМП.
По мнению суда, буквальное толкование слов и выражений пункта 3.4 муниципального контракта свидетельствует о том, что обязательство заказчика по оплате выполненных работ должно быть осуществлено не позже 30 дней после дня подписания заказчиком документа о приемке. При этом конструкция указанного пункта не свидетельствует о том, что обязательство заказчика по оплате выполненных работ наступает только при наличии одновременного соблюдения совокупности следующих условий:
1) подписание акта выполненных работ;
2) поступление денежных средств из бюджета Новокузнецкого округа.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что установленное пунктом 3.4 условие "по мере поступления денежных средств из бюджета Новокузнецкого округа" не нарушает положения ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 N 07АП-1259/2016 по делу N А27-23461/2015).
Несмотря на то что срок на оплату по контракту сейчас изменен с 30 дней до 15 рабочих дней, рассмотренные выше примеры не утрачивают свою актуальность с точки зрения принципов и подходов реализации закупочного законодательства.
В связи с установлением обновленных требований в отношении порядка привлечения соисполнителей откорректирован и порядок ведения реестра контрактов. Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 N 443 установлено, что с 1 ноября 2017 года заказчики будут обязаны включать в реестр контрактов следующую информацию:
- о договорах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с соисполнителями/субподрядчиками, являющимися СМП;
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения соисполнителя/субподрядчика, его ИНН;
- дату заключения и номер контракта (при наличии);
- предмет и цену договора с соисполнителем (субподрядчиком).

К сведению. Если контракт выполнен не в полном объеме
В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнил работы, предусмотренные контрактом не в полном объеме, заказчик вправе расторгнуть такой контракт в одностороннем или судебном порядке, а также взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (письмо Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1555).
Изменение общей цены государственного контракта
В случае увеличения или уменьшения предусмотренных контрактом количества товара, объема работ или услуг не более чем на 10% заказчику необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить или уменьшить, с соответствующим изменением общей цены государственного контракта.
Таким образом, как отмечает Минэкономразвития России в письме от 10.04.2017 N Д28и-1591, заказчик не вправе изменить общую цену государственного контракта более чем на 10%.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).




1 июня 2017 г.
Проект Федерального закона № 189113-7 "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО "Росагролизинг" в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.




16 мая 2017 г.
Проект федерального закона "О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2018 года.



В центре внимания:


Госпошлина для казенного учреждения (Голов А.И.)

Дата размещения статьи: 17.08.2017

подробнее>>

Привлечение СМП в систему госзаказа: порядок, условия и практика реализации (Лобанова О.Л.)

Дата размещения статьи: 17.08.2017

подробнее>>

ККТ-расчеты в отдаленных и труднодоступных местностях (Ульянов В.)

Дата размещения статьи: 17.08.2017

подробнее>>

Бизнес без офиса: проблемы и решения (Бушуев К.)

Дата размещения статьи: 17.08.2017

подробнее>>

Перенос убытков на будущее (Малышко В.)

Дата размещения статьи: 17.08.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта