Дата размещения статьи: 20.12.2017
С одной стороны, лизинговый рынок является вторым по объему предоставленного финансирования в Российской Федерации после кредитования (общий объем рынка оценивается в настоящее время в 3,2 трлн рублей), лизинг стал для промышленности страны одним из основных инструментов модернизации и обновления производственных мощностей. С другой стороны, отрасль находится в ожидании реформы. Активно обсуждается введение надзора и регулирования со стороны Центрального банка Российской Федерации. Это, безусловно, важный шаг, таящий в себе как возможности, так и опасности. Уже более года идет конструктивный диалог отрасли и Банка России, значительная часть опасностей, которые мы видели, уже обсуждена и потенциально нивелирована.
Вместе с тем необходимо отметить, что ключевым элементом реформы должны стать изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации, определяющие правовую природу лизинга в качестве арендных отношений или инвестиционно-кредитной деятельности.
В настоящее время оба подхода "мирно уживаются" при реализации лизинговых сделок. Так, нормы, регулирующие лизинговые правоотношения, содержатся в гл. 34 "Аренда" Гражданского кодекса Российской Федерации, что во многом определяет статус лизинга как инструмента финансирования - по сути, это аренда с правом выкупа. Наличие права собственности позволяет защитить интересы инвестора, который всегда может быть уверен в том, что за счет стоимости имущества удовлетворит часть своих требований в случае недобросовестного исполнения лизингополучателем своих обязательств. Более чем двадцатипятилетняя история лизинга в России показывает, что даже в кризисных ситуациях инвестор, осуществляющий финансирование на основе лизинга, имеет защиту, отличную от той, которая предоставляется при кредитовании, даже залоговом. Это позволяет в определенных направлениях и отраслях создавать более доступные и привлекательные предложения для клиентов, ведь уровень потерь при дефолте у лизинговых компаний традиционно ниже, чем при кредитовании.
В то же время благодаря Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17 от 14.03.2014 и сложившейся судебной практике введено понятие "сальдо встречных обязательств", согласно которому, если внесенные лизингополучателем лизингодателю платежи (за исключением авансового) в совокупности со стоимостью возвращенного предмета лизинга превышают доказанную лизингодателем сумму предоставленного лизингополучателю финансирования, платы за названное финансирование за время до фактического возврата этого финансирования, а также убытков и иных санкций, предусмотренных законом или договором, лизингополучатель вправе взыскать с лизингодателя соответствующую разницу. Сальдо встречных обязательств как метод позволяет соблюсти баланс интересов между инвестором (лизингодателем) и пользователем (лизингополучателем).
В такой логике лизинговый рынок работает уже на протяжении многих лет, причем, судя по динамике развития рынка лизинга, работает неплохо.
Какие потенциальные варианты дает реформа?
Прежде всего речь идет о полном переходе на "кредитную" модель лизинга. Следуя логике отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям, можно отнести лизинг к некой форме кредитования, перенося регулирование лизинга из гл. 34 "Аренда" Гражданского кодекса Российской Федерации в гл. 42 "Заем и кредит". В результате утратится самостоятельное значение права собственности лизингодателя, которое рискует трансформироваться в некое "обеспечительное" право собственности - разновидность залога, что значительно ограничит возможности в удовлетворении требований лизинговых компаний за счет имущества.
Такой переход не учитывает сложившихся особенностей лизинга.
Особенностью лизинговой деятельности является то, что приобретение предмета лизинга для дальнейшей его передачи лизингополучателю зачастую осуществляется с привлечением банковского финансирования. Таким образом, денежным обязательствам лизингополучателя перед лизинговой компанией противопоставлено денежное обязательство лизинговой компании перед кредитной организацией, а лизинговые платежи - прежде всего источник обслуживания долга лизинговой компанией.
Трансформация полноценного права собственности в обеспечительное право в значительной мере нарушает указанный баланс интересов, лишая лизинговые компании возможности оперативно реагировать на изменения финансового положения лизингополучателей, от чего зависит возможность самой лизинговой компании обслуживать долг перед кредитным учреждением.
Также могут измениться подходы лизинговых компаний к реструктуризации задолженности по лизинговым сделкам лизингополучателей, у которых возникли некоторые финансовые проблемы. Не желая принимать на себя риски невозврата финансирования, лизингодатели будут осуществлять односторонний отказ от исполнения договора лизинга и изымать имущество при первых признаках финансовых проблем у лизингополучателя, тогда как наличие некоторых финансовых проблем не всегда носит критичный характер.
Введение такого подхода потребует значительных затрат от банков и лизинговых компаний для пересмотра действующих систем управления рисками. Может возникнуть ситуация, когда лизингодатели, опасаясь рисков, связанных с применением "обеспечительной" модели права собственности, резко ужесточат требования к финансовому состоянию лизингополучателей, что может привести к снижению объема лизинговых сделок, повлечь за собой замедление темпов обновления основных средств предприятий, прежде всего в сегменте малого и среднего бизнеса.
Любое отклонение может привести к тому, что часть рынка фактически перестанет развиваться или темпы развития замедлятся.
Не менее важен и вопрос возможного изменения подходов в бухгалтерском учете лизинговых операций.
Действующие правила учета лизинговых операций, хоть и сформированы в 1997 году, но дают лизинговым компаниям и их клиентам уникальную возможность учитывать имущество как на балансе лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя. Эта модель отражает то, что финансовый лизинг находится между чистой арендой и кредитованием. Именно этот баланс и позволяет лизингу активно развиваться в нашей стране.
Унификация отражения финансового лизинга для инвесторов из различных стран привела к формированию МСФО. При этом правила учета финансового лизинга в разных странах разнятся. Подход МСФО ставит своей целью полноценное отражение в отчетности заемщика величины его обязательств, в том числе по лизингу. При этом у лизингополучателя в обязательствах отражается долг перед лизинговой компанией.
Россия идет по пути унификации внутренних правил учета с МСФО. Сейчас разрабатываются новые федеральные стандарты бухучета "Аренда". Отражение финансового лизинга по МСФО хоть и близко к отражению займов, но никоим образом не должно влиять на классификацию лизинга с точки зрения гражданского законодательства. Необходимо сохранить лизингу возможности для развития и обновления производственных фондов России.
Я бы хотел подчеркнуть, что такие изменения необходимо тщательно обсуждать с сообществом, потому что они оказывают мощное влияние и на отрасль, и на экономику. Очень важно правильно смоделировать ситуацию, к которой это может привести. Сегодняшний лизинг, может быть, законодательно несовершенен, но он развивается, причем развивается хорошими темпами. Любой дисбаланс может привести к совокупному замедлению, и важно правильно смоделировать последствия изменений.
ЦБ отвечает. Банк России: установление в Гражданском кодексе различия между арендой и лизингом в интересах лизингодателей
Текст: Абашеева Екатерина, заместитель начальника управления стратегии функционирования финансовых рынков Банка России
Теплов Никита, экономический советник управления стратегии функционирования финансовых рынков Банка России
Как говорят в Китае, дракон и тигр не живут вместе. Хотя норма о лизинге имеет "прописку" в главе Гражданского кодекса об аренде, это отнюдь не означает, что обе концепции "мирно уживаются". Деньги, предоставленные клиентом лизингодателю при приобретении предмета лизинга, в аренде рассматриваются как аванс и подлежат возврату при досрочном расторжении договора лизинга. При обеспеченном финансировании те же денежные средства рассматриваются как софинансирование, и при наличии задолженности клиента лизингодатель возвращать их не обязан.
Право собственности лизингодателя незыблемо, оно было и останется фундаментом лизинга. Правовая модель обеспеченного финансирования его отнюдь не отменяет, однако она трактует данное право как обеспечительную собственность. Смысл в том, что лизингодатель не обладает полным правом распоряжения имуществом, хотя оно и продолжает ему принадлежать. Начиная с 2014 года благодаря Постановлению Пленума ВАС N 17 такое положение вещей закрепилось на практике. Именно благодаря концепции обеспечительной собственности возможно применение сальдо встречных обязательств. Сальдо нежизнеспособно с точки зрения арендной модели лизинга. Это объясняет, почему его не применяют при досрочном расторжении договора аренды. Собственник просто забирает свое имущество и может взыскать задолженность с арендатора только за время пользования предметом аренды. Лизингодатель же взыскивает задолженность, равную его вложениям.
В то же время обеспечительная собственность вовсе не является разновидностью залога. Концепция развития частно-правового регулирования лизинговой деятельности, разработанная совместно с участниками рынка, не содержит ни одного подобного тезиса. По этой причине опасения некоторых крупных игроков лизингового рынка по поводу того, что применение понятия обеспечительной собственности приведет к катастрофическим последствиям, беспочвенны. С 2014 года рынок лизинга уже живет в парадигме обеспечительной собственности, и на его развитии это негативно не отразилось, скорее наоборот. Подготовленные Банком России в ходе реформирования рынка лизинга изменения в Гражданский кодекс призваны устранить неопределенность в регулировании, закрепив нормативно де-факто сложившиеся правила.
При подготовке новой редакции Гражданского кодекса Банк России в значительной степени руководствовался мнением рынка: в основу Концепции положены предложения лизинговых компаний, имеющих обширный опыт судебной практики. Представители Банка России неоднократно участвовали в лизинговых конференциях и семинарах, где подробно освещали ход подготовки. Кроме того, Банк России опросил свыше 80 лизинговых компаний. Как показали результаты опроса, установление четкого различия между лизингом и арендой необходимо, и 67% респондентов поддержали наделение лизинга отдельной квалификацией.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 10.01.2022
Дата размещения статьи: 27.12.2021
Дата размещения статьи: 10.08.2021
Дата размещения статьи: 20.12.2017
Дата размещения статьи: 24.10.2017
Навигация