Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Солидный возраст недоимки по страховым взносам взысканию не помеха? (Логинова Е.А.)

Солидный возраст недоимки по страховым взносам взысканию не помеха? (Логинова Е.А.)

Дата размещения статьи: 13.09.2014

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (ст. 18 Закона о страховых взносах <1>). В случае их неуплаты или неполной уплаты в установленный срок производится принудительное взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном положениями названного Закона. В то же время действующим законодательством не урегулирован следующий вопрос. Вправе ли орган контроля за уплатой страховых взносов (внебюджетный фонд) взыскать с плательщика этих взносов недоимку (задолженность) по ним, с момента образования которой прошло свыше трех лет? Подробности - в данной статье.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Отправная точка для принудительного взыскания

С какого момента исчисляются предельные (процессуальные) сроки для взыскания недоимки по страховым взносам (пеням, штрафам) в принудительном порядке, установленном положениями ст. ст. 19 и 20 Закона о страховых взносах? Если плательщик этих взносов полагает, что отсчет в данном случае ведется с момента образования, то, увы, он заблуждается. Поясним почему.
Из ст. 22 Закона о страховых взносах следует, что для бесспорного взыскания недоимки по страховым взносам определяющее значение имеет момент ее выявления внебюджетным фондом, а не образования. В п. 2 данной статьи сказано: требование об уплате недоимки по страховым взносам... направляется плательщику страховых взносов... в течение трех месяцев со дня выявления недоимки...
Названная статья определяет два случая, когда задолженность по страховым взносам может быть выявлена ревизорами внебюджетного фонда:
- первый - вне рамок контрольных мероприятий (п. 2). В данном случае факт выявления недоимки должен быть зафиксирован в специальной справке, форма которой утверждена в Приложении 5 к Приказу Минтруда России от 27.11.2013 N 698н <2>;
- второй - по результатам камеральных и выездных проверок (п. 3). Соответственно, факт выявления недоимки отражается в ненормативных актах, принимаемых внебюджетным фондом по результатам проверок.
--------------------------------
<2> Документ действует с 14.05.2014.

Каких-либо предельных сроков для выявления недоимки по страховым взносам, с момента образования которой прошло свыше трех лет, положениями п. 2 ст. 22 Закона о страховых взносах (равно как и иными положениями Закона) не установлено. Кроме того, законодательством о страховых взносов не предусмотрена также возможность применения ст. 196 ГК РФ при определении предельного срока взыскания органом контроля страховых взносов и пеней.
Указанный пробел законодательства, по сути, наделил ревизоров внебюджетных фондов не ограниченным процессуальными сроками правом по выявлению и (как следствие) взысканию недоимки по страховым взносам. Этим правом они нередко пользуются. Характерный пример - Постановление ФАС ВВО от 10.10.2013 N А39-2499/2012.
Как следует из материалов данного дела, в отношении плательщика страховых взносов проводилась камеральная проверка за период с 05.07.2011 по 27.10.2011. В рамках этой проверки ревизоры внебюджетного фонда выявили недоимку по страховым взносам в виде фиксированного платежа, образованную за период с 10.09.2003 по 31.12.2009. Факт выявления недоимки (как того требует закон) был зафиксирован в справке от 25.11.2011 и одновременно (от этой же даты) плательщику взносов было выставлено требование об уплате выявленной недоимки.
Подчеркнем, формально ревизоры внебюджетного фонда в описанной ситуации действовали в рамках своих полномочий, определенных действующим законодательством о страховых взносах: выявили недоимку, зафиксировали ее в справке и направили плательщику взносов требование о ее уплате.
Очевидно, именно по этой причине подобные действия ревизоров ничуть не смутили арбитров ФАС ВВО. В результате они не только не вняли доводам плательщика взносов об истечении срока давности для взыскания спорной суммы, но и не дали ему надлежащую правовую оценку. И хотя в конечном итоге требование плательщика страховых взносов было удовлетворено, основанием для такого решения судей ФАС ВВО послужило следующее обстоятельство: фондом не была соблюдена процедура принудительного взыскания задолженности в части процессуальных сроков. Тогда как против самой возможности бесспорного взыскания спорной суммы недоимки в указанных обстоятельствах арбитры, как следует из Постановления ФАС ВВО N А39-2499/2012, не возражали.
Вместе с тем, по мнению автора, отсутствие в Законе о страховых взносах конкретного указания на срок, в течение которого внебюджетный фонд должен выявить задолженность по страховым взносам, не означает, что такой контролирующий орган не ограничен во времени ее выявления.

Аргументы на случай спора

Автор считает, что по данному вопросу нужно учитывать правовую позицию, изложенную в п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, - позицию, которая определяет, какой именно день является днем выявления недоимки. Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления <3>.
--------------------------------
<3> Ранее аналогичная позиция была высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 3147/11.

Несмотря на то что данная позиция высших арбитров озвучена применительно к части первой НК РФ, ею можно руководствоваться и в правоотношениях, возникающих в сфере страховых взносов, регламентированных Законом о страховых взносах. Полагаем, подобная аналогия уместна, поскольку страховые взносы, как и налоги, имеют фискальный характер.
Кроме того, справедливость сказанного подтверждает Определение ВАС РФ от 23.01.2014 N ВАС-16793/13. В нем, в частности, тройка судей ВАС, проводя аналогию между налогами и страховыми взносами и руководствуясь в том числе тезисом Пленума ВАС из п. 55 Постановления N 57, высказала мнение, что процедура бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам должна быть идентичной порядку взыскания недоимки по налогам.
Таким образом, момент выявления недоимки по страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты. При этом формальное толкование понятия "выявление недоимки", искусственно увеличивающее срок для направления требования об уплате недоимки, недопустимо.

* * *

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что внебюджетный фонд не вправе взыскивать с плательщика задолженность по взносам, с момента образования которой прошло свыше трех лет.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи