Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 03.08.2020
В современных реалиях любая воинская часть, являясь участником гражданско-правовых отношений, неизбежно сталкивается с необходимостью защиты своих прав и законных интересов в суде. Участие военных организаций в судебных разбирательствах обладает своей спецификой не только ввиду их функциональной роли в государственном механизме, но и в силу значительных объемов федерального имущества и бюджетных средств, которыми располагают и, соответственно, отвечают по своим обязательствам данные организации.
Несмотря на короткий срок своего существования и все еще формирующуюся внутреннюю структуру, Росгвардия активно вовлечена в судебно-исковую деятельность. Согласно ведомственной статистике за 10 месяцев 2018 г. к войскам национальной гвардии Российской Федерации было предъявлено 2 484 иска на общую сумму 900,7 млн руб. По результатам рассмотрения судами вынесено решений: в пользу войск национальной гвардии РФ - 1 089 на сумму 223,6 млн руб.; не в пользу войск национальной гвардии РФ - 598 на сумму 297,6 млн руб. Судами не было рассмотрено 744 иска (заявления) на сумму 325 млн руб.
За аналогичный период войсками национальной гвардии РФ было предъявлено 13 075 исков (заявлений) на общую сумму 1 653,3 млн руб. По результатам рассмотрения судами вынесено решений: в пользу войск национальной гвардии РФ - 10 162 на сумму 522,5 млн руб.; не в пользу войск национальной гвардии - 321 на сумму 51,3 млн руб. Не рассмотрено 2 583 иска (заявления) на сумму 1 079,5 млн руб. <1>
--------------------------------
<1> Обзор состояния правовой работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации за 10 месяцев 2018 года // Документ опубликован не был.
Основными предметами споров в судах являются: жилищные споры; установление правопреемства от МВД России к Росгвардии; возмещение вреда здоровью; оспаривание действий (бездействия) должностных лиц (в том числе в части привлечения к ответственности и досрочного увольнения); взыскание убытков (неустойки) по договорным обязательствам; взыскание компенсации морального вреда; взыскание различных выплат.
Приведенная статистика позволяет говорить о наличии недостатков в судебно-исковой работе юридических служб национальной гвардии РФ. Особенно обращает на себя внимание значительное число не рассмотренных судом исков и заявлений, поданных представителями Росгвардии, что свидетельствует о недостаточном уровне юридической подготовки ответственных лиц, не всегда корректном составлении судебной документации, неудовлетворительном обосновании выдвигаемых требований.
В подобной ситуации напрашивается вывод о несовершенстве организационно-правовой базы данной работы, поэтому следует обратиться к ведомственному правовому акту, регулирующему соответствующие отношения, - Наставлению по правовой работе в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - Наставление) <2>.
--------------------------------
<2> Приказ Росгвардии от 8 декабря 2017 г. N 524 "Об утверждении Наставления по правовой работе в войсках национальной гвардии Российской Федерации" (ред. от 27.08.2018) // СПС "КонсультантПлюс" (документ опубликован не был).
В главе V указанного документа перечислены основные направления судебно-исковой работы в войсках национальной гвардии РФ:
1) работа по предъявленным в суд исковым, административным исковым заявлениям (заявлениям, жалобам) к Росгвардии, воинским частям (организациям) и должностным лицам;
2) работа по искам, предъявленным к Российской Федерации в лице Росгвардии - главного распорядителя средств федерального бюджета;
3) работа по предъявлению исков (заявлений) Росгвардией, воинскими частями (организациями);
4) работа по искам в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора;
5) мониторинг и анализ правоприменительной практики, содержащейся в судебных постановлениях о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Росгвардии, воинских частей (организаций), а также их должностных лиц, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Росгвардии, воинских частей (организаций), а также их должностных лиц.
В последнем пункте, на наш взгляд, излишним является налагаемое ограничение на цели и предмет анализа правоприменительной практики. Представляется, что анализ правоприменительной практики по всем категориям дел составляет необходимую часть судебно-исковой работы, а основной целью этого анализа выступает выработка механизмов защиты интересов войск национальной гвардии РФ, формирование правовых позиций по различным проблемам.
В то же время обозначенная в п. 5 задача принятия мер по устранению причин признания незаконными решений и действий Росгвардии и ее должностных лиц оставляет вопрос о существе этих мер, поскольку в дальнейшем тексте Наставления этот аспект никак не раскрывается. Думается, что речь идет об устранении нарушений в деятельности Росгвардии и ее должностных лиц, хотя из буквального толкования этой нормы может показаться, что предпринимаемые меры должны быть направлены на устранение препятствий в признании судом решений и действий Росгвардии законными.
Здесь же сразу следует отметить, что в Наставлении четко не указаны цели судебно-исковой работы в общем, а лишь говорится о том, что она "направлена на защиту и восстановление нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Росгвардии, воинских частей (организаций) в судах". Однако данную формулировку нельзя признать удачной, поскольку, во-первых, понятие защиты прав само по себе подразумевает восстановление (или признание) нарушенных или оспариваемых прав <3>, а во-вторых, осуществление защиты прав и законных интересов войск национальной гвардии РФ возможно еще и посредством досудебного урегулирования споров, которое также является частью судебно-исковой работы юридических служб Росгвардии, поскольку не выделено в отдельное направление правовой работы. В этой связи добавим, что в главе V Наставления целесообразно указать на обязательность принятия всех предусмотренных законом или договором мер по досудебному урегулированию спора, устранению допущенных нарушений.
--------------------------------
<3> Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М.: Статут, 2000. С. 153.
Среди полномочий командира (руководителя, начальника) воинской части (организации) в сфере судебно-исковой работы ч. 44 Наставления называет назначение должностных лиц, на которых возлагается обязанность по участию в суде от имени воинской части на основе доверенности. Следует отметить, что Наставление не содержит требований, предъявляемых к назначаемым представителям, а также не устанавливает их права и обязанности, что представляется упущением, потенциально создающим условия для некачественного и (или) неполного представления интересов воинской части.
Кроме того, в Наставлении отсутствует указание на возможность привлечения к судебной защите прав и законных интересов воинской части (организации) лиц, не состоящих в служебных и трудовых отношениях с Росгвардией, что в ряде случаев может являться оправданным. На наш взгляд, введение соответствующей нормы со всеми необходимыми ограничениями способствовало бы успешному разрешению наиболее сложных дел (например, в которых требуются узкоспециальные знания).
Затрагивая проблему представительства в суде, нельзя не коснуться вопроса материального стимулирования исполняющих указанную функцию лиц. Мы поддерживаем исследователей, высказывающихся в пользу необходимости возрождения ранее существовавшей в военном законодательстве нормы, устанавливающей порядок материального стимулирования деятельности по защите имущественных интересов военных организаций <4>. Введение системы материального стимулирования по аналогии с частной юридической практикой, где деятельность юристов осуществляется на премиальной основе в виде процента от цены иска, позволило бы значительно повысить заинтересованность в положительном исходе дела назначаемых представителей, а также в какой-то мере решало бы задачу по удержанию наиболее опытных и высококвалифицированных кадров в юридических службах Росгвардии. Безусловно, при выработке уточненных норм следует учитывать особенности служебного статуса соответствующих лиц военной организации, правового подразделения и самой организации в целом и нормативно закреплять положения, которые будут отражать данную специфику.
--------------------------------
<4> Овчаров О.А. Правовые основы организации и деятельности юридической службы военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 140 - 142; Тюрин А.И. Проблемы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации // Армия и общество. 2009. N 3. С. 91 - 98.
Второй обязанностью командира в Наставлении называется организация контроля за судебно-исковой работой воинской части. На этом перечень полномочий командира в области судебно-исковой работы заканчивается. Но при этом другие положения Наставления указывают на наличие иных полномочий командира, связанных непосредственно с процессом судебно-исковой деятельности: предъявление гражданского иска, заключение мирового соглашения, ходатайство об участии воинской части в суде в качестве третьего лица, исполнение вступивших в законную силу судебных актов и др. (ч. 6, 34, 36, 37, 38, 39, 41, 43, 45). По этой причине считаем, что указанную норму следует изложить в более точно отражающей правоприменительную действительность формулировке: организует и контролирует судебно-исковую работу в воинской части (организации).
В ч. 45 Наставления содержится информация о компетенции правовых подразделений войск национальной гвардии РФ в сфере судебно-исковой работы. Обращает на себя внимание несогласованность этой нормы с п. 5 ч. 33, в котором говорится о мониторинге и анализе правоприменительной практики как об одном из основных направлений судебно-исковой работы в Росгвардии. Вместе с тем в рассматриваемой ч. 45 Наставления соответствующей или близкой по смыслу обязанности правового подразделения не предусмотрено. Очевидно, данный правовой пробел требует устранения. Более того, представляется необходимым среди функций правового подразделения обозначить такую задачу, как внесение предложений по результатам проведенного анализа правоприменительной практики, включающих в том числе предложения по устранению причин выявленных нарушений в деятельности должностных лиц Росгвардии.
Подытоживая сказанное, можно заключить, что в целях совершенствования судебно-исковой работы и создания отвечающих современным нормативным требованиям и практическим реалиям организационно-правовых механизмов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов войск национальной гвардии РФ, необходимо:
- устранить недостатки юридико-технического характера в Наставлении по правовой работе в войсках национальной гвардии Российской Федерации;
- минимизировать диапазон вариантов возможных решений должностных лиц, принимаемых в пределах их компетенции в процессе судебно-исковой работы путем совершенствования качества содержания соответствующих правовых актов Росгвардии;
- определить квалификационные требования к назначаемым представителям воинских частей Росгвардии, участвующим в судебных разбирательствах, четко прописать их права и обязанности при осуществлении этой деятельности;
- выработать порядок материального стимулирования представителей интересов войск национальной гвардии РФ в судах для повышения и персонификации заинтересованности назначаемых лиц в положительном исходе дела;
- отслеживать состояние и результаты судебно-исковой работы в войсках национальной гвардии РФ и смежных структурах для выявления и оценки позиций судов по отдельным категориям исков с последующей разработкой рекомендаций и предложений для органов военного управления Росгвардии и ее структурных подразделений.
В настоящей статье нами рассмотрен лишь небольшой спектр проблем нормативного и организационного обеспечения судебно-исковой работы по защите интересов войск национальной гвардии РФ. Если же говорить в целом о правовом регулировании вопросов гражданско-правовой защиты военных организаций в нашей стране, то согласимся, что причиной существующей бессистемности положений законодательства в этой сфере является отсутствие единой общегосударственной детальной нормативной регламентации правового положения имущества военных организаций, позволяющей им полноценно реализовывать и защищать свои гражданские права <5>. Тем не менее локальное нормативное регулирование вопросов организации судебно-исковой работы, разработка и принятие различных инструкций, методических рекомендаций и т.п. имеют немаловажное значение, поскольку сужают простор субъективизму и воплощению личных интересов должностных лиц. Полагаем, что реализация обозначенных направлений развития судебно-исковой работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации на базе юридически выверенных нормативных положений ведомственных актов позволит существенно усовершенствовать механизм защиты интересов Росгвардии в судебных разбирательствах.
--------------------------------
<5> Федосюк А.П. Особенности современной защиты имущественных прав военных организаций в России // Электронное научное издание "Военное право". 2012. N 3. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/4837 (дата обращения: 27.07.2019).
Литература
1. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав / В.П. Грибанов. Москва: Статут, 2000. 411 с.
2. Зайков Д.Е. Проблемы правового регулирования работы по судебной защите военных организаций / Д.Е. Зайков // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2016. N 11-12. С. 48 - 56.
3. Овчаров О.А. Правовые основы организации и деятельности юридической службы военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации: Диссертация кандидата юридических наук / О.А. Овчаров. Москва, 2000. 224 с.
4. Тюрин А.И. Проблемы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации / А.И. Тюрин // Армия и общество. 2009. N 3. С. 91 - 98.
5. Федосюк А.П. Особенности современной защиты имущественных прав военных организаций в России / А.П. Федосюк // Военное право. 2012. N 3. С. 83 - 94.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия Правительства РФ в различных сферах деятельности.
Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.
Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.
Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Дата размещения статьи: 28.09.2020
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|