Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки). Федеральная контрактная система > Чем опасно несоблюдение законодательства о контрактной системе? (Гусева Т., Гусев В.)

Чем опасно несоблюдение законодательства о контрактной системе? (Гусева Т., Гусев В.)

Дата размещения статьи: 07.12.2014

Согласно действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд правовым последствием сделки, заключенной с нарушением требований, предъявляемых к таким закупкам, является ее оспоримость. Авторы разбираются, во что может вылиться для сторон, подписавших договор о предоставлении услуг или поставке товара без проведения торгов, попытка обойти таким образом закон.

Пример из судебной практики

Арбитражный суд Чеченской Республики рассмотрел дело об оспаривании сделки, заключенной пожарно-химической станцией (далее - ПХС) и Обществом без проведения торгов. Суд удовлетворил исковые требования прокурора о применении последствий недействительности сделки к договору, а также о запрете сторонам на его дальнейшее исполнение <1>.
--------------------------------
<1> См.: решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 7 ноября 2012 г. по делу N А77-1340/2012.

Он указал следующее.
При проверке соблюдения законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд прокуратурой выявлена сделка между ПХС и Обществом. Установлено, что оспариваемый договор заключен в нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) <2>, а именно без проведения торгов.
--------------------------------
<2> С 1 января 2014 г. действует Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) закрепляет общие принципы закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг и основные требования к ним, в том числе для автономных учреждений.
В случае если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона N 223-ФЗ заказчик не разместил на официальном сайте положение о закупке, он при закупке руководствуется Законом N 94-ФЗ до дня размещения утвержденного положения <1>. Это требование распространяется на государственные компании, корпорации, автономные учреждения.
--------------------------------
<1> Аналогичное требование есть и в Законе N 44-ФЗ.

Согласно ст. 527 ГК РФ основанием для заключения государственного или муниципального контракта является заказ на его заключение, размещенный в соответствии с Законом N 94-ФЗ. При этом исходя из п. 2 ст. 9 названного Закона контракт заключается в порядке, установленном ГК РФ и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, кроме тех случаев, что предусмотрены настоящим Законом.
Статьей 55 Закона N 94-ФЗ к случаям размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя) в том числе отнесено оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).
По условиям договора Общество обязано оказывать услуги по охране лесов от пожаров, что не подпадает под перечень ст. 55. Кроме того, данное предприятие не является единственным исполнителем услуг, предусмотренных оспариваемым договором.
ПХС положение о закупках на официальном сайте не размещено, требования Закона N 94-ФЗ не выполнены. Из объяснения директора ПХС следует, что договор заключен им без проведения торгов в силу незнания требований названного Закона.
Перечисленные требования обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти в сфере размещения заказов, предотвращение коррупции и иных злоупотреблений.
Оспариваемый договор заключен в нарушение норм законодательства, без проведения торгов в форме аукциона, и нарушения являются существенными.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Оценив доказательства по делу, суд удовлетворил иск в полном объеме.
Из приведенного примера видно, что в настоящее время правовым последствием сделки, заключенной с нарушением требований, предъявляемых к закупкам товаров, является ее оспоримость. Но нельзя исключать риск квалификации судом сделки в качестве ничтожной как посягающей на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, хотя подобной практики еще нет.

Условия недействительности сделки

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с ее недействительностью (п. 1 ст. 168 ГК РФ).
До 1 сентября 2013 г. действовало противоположное правило: сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу была ничтожна, если законом не было установлено, что она оспорима, или не были предусмотрены иные последствия нарушения (ст. 168 ГК РФ в прежней редакции).
Изменения призваны по возможности обеспечить стабильность оборота и сохранить юридическую силу совершенной и исполненной сделки, даже если она обладает юридическим дефектом. Для случаев, когда сторона знала о недостатках сделки и тем не менее пыталась впоследствии ее оспорить, установлено правило о недобросовестности этой стороны. Так, лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания ее недействительной не считается действовавшим добросовестно (абз. 2 п. 1 ст. 167 ГК РФ).
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы оспаривающего ее лица, в том числе влечет неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда согласно закону сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц (п. 1, 2 ст. 166 ГК РФ).
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год (п. 2 ст. 181 ГК РФ).
Важно обратить внимание на специальную норму п. 2 ст. 168 ГК РФ о том, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что она оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с ее недействительностью.
Таким образом, нельзя исключать вероятность того, что сделка, совершенная в нарушение требований Законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, может быть квалифицирована судом как посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Следует отметить, что в судебно-арбитражной практике до настоящего времени не было прецедентов признания недействительными сделок, совершенных в нарушение требований Закона N 223-ФЗ, хотя попытки подобного оспаривания предпринимались <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановления ФАС ВСО от 17 января 2014 г. по делу N А19-2882/2013; ФАС МО от 9 января 2014 г. по делу N А40-40619/13-27-394; ФАС УО от 21 января 2014 г. по делу N А60-46784/2012.

Правовые последствия несоблюдения законодательства

Известно, что признание судом договора незаключенным либо недействительным не лишает подрядчика права требовать оплаты принятых заказчиком работ. Но имеется ли это право, если договор на выполнение работ не составлялся?
Ответ на этот вопрос применительно к отношениям, подпадающим под действие Закона N 94-ФЗ, дан Президиумом ВАС РФ в Постановлениях от 28 мая 2013 г. N 18045/12 и от 4 июня 2013 г. N 37/13 не в пользу подрядчика. Причем наличие писем, подтверждающих согласование видов и объемов работ, не влияет на исход спора.
Как указано в Постановлении от 28 мая 2013 г. N 18045/12, в условиях, когда отсутствует государственный контракт на выполнение подрядных работ, заключенный с соблюдением требований Закона N 94-ФЗ, фактическое проведение истцом ремонтных работ на объекте ответчика не означает неосновательного обогащения последнего. Вывод о возможности согласовать выполнение работ без соблюдения названного Закона и удовлетворить требования о взыскании неосновательного обогащения, по сути, оспаривает его применение и открывает возможности для недобросовестных исполнителей и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды.
Но никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Выполнение работ без контракта свидетельствует о том, что лицо не могло не знать об очевидном отсутствии обязательства.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок (Богдан В.Г.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

подробнее>>

К вопросу о формировании плана привлечения участником закупки субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (Беляева О.)

Дата размещения статьи: 23.08.2021

подробнее>>

Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения (Климова О.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2021

подробнее>>

Неверный выбор способа закупки: практика применения ст. 7.29 КоАП РФ (Гурин О., Полянский А.)

Дата размещения статьи: 06.03.2021

подробнее>>

Критерий измеримости требований к участникам закупки (Гапанович А.В.)

Дата размещения статьи: 12.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.