Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки). Федеральная контрактная система > Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения (Климова О.В.)

Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения (Климова О.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2021

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" при определении основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отдельно выделен вопрос обеспечения добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. 

В числе приоритетных задач, на решение которых направлены мероприятия, предусмотренные Национальным планом противодействия коррупции на 2018 - 2020 г., - совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Одним из ключевых инструментов предупреждения коррупции является предотвращение и урегулирование конфликта интересов, в том числе в закупочной сфере, как наиболее подверженной коррупционным рискам.

Выявляемые органами прокуратуры Амурской области факты наличия конфликта интересов при совершении государственных и муниципальных закупок, как правило, обусловлены заключением контрактов (договоров) с близкими родственниками (супругами, родителями, детьми) руководителей заказчика, в отдельных случаях - членов закупочной комиссии.

Например, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Амурской области в аппарате губернатора области и правительства области, выявлены нарушения, связанные с наличием конфликта интересов в действиях пресс-секретаря губернатора области, которая, будучи заместителем председателя аукционной комиссии, трижды принимала участие в процедуре рассмотрения заявок, где единственным участником выступала коммерческая организация, соучредителем которой она же и является.

Доля участия в организации до торгов передана ею в доверительное управление, вместе с тем доверительным управляющим был ее сын.

В свою очередь, непринятие со стороны гражданской служащей мер по недопущению возможности возникновения конфликта интересов при приведенных обстоятельствах не отвечает требованиям Закона N 273-ФЗ и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ст. 31, 39), который также содержит положения, направленные на предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Вместе с тем обращает на себя внимание различный подход в определении понятия "конфликта интересов" в приведенных законах. Если в рассмотренном выше примере вопросов в их применении не возникло в связи с конфликтом интересов, обусловленным близкими родственными отношениями между гражданским служащим (членом закупочной комиссии) и участником закупки (здесь есть конфликт интересов с позиции каждого из законов), то в отдельных случаях возникают споры, в том числе и судебные, при оценке действий должностных лиц на предмет соблюдения антикоррупционных требований.

Круг лиц, одновременное участие которых при осуществлении закупок свидетельствует о конфликте интересов, определяется в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Конфликт интересов возникает в случае, если руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий являются супругами либо близкими родственниками участников закупки, к которым отнесены физические лица, являющиеся выгодоприобретателями, органами управления юридических лиц - участников закупки.

Исходя из положений ч. 22 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц (перечень третьих лиц не конкретизирован).

Также Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28 сентября 2016 г.) разъяснил, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки и полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения.

Определяющий фактор в этом случае - их возможность в силу имеющихся полномочий оказывать влияние на процедуру закупки и ее результат.

В обоснование своей позиции Суд обратился к принципам контрактной системы в сфере закупок, закрепленным в ст. 6 Закона N 44-ФЗ, направленным на обеспечение гласности и прозрачности осуществления государственных и муниципальных закупок, предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции.

При этом Закон N 273-ФЗ, определяя в ст. 10 понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", связывает наличие ситуации конфликта интересов не только с близким родством, но и свойством, а также имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Круг лиц, подпадающих под область личной заинтересованности государственных, муниципальных служащих и иной категории лиц, которая определена Законом N 273-ФЗ, значительно шире предусмотренного ст. 3 Закона N 44-ФЗ. В частности, к числу таковых отнесены как сами служащие, так и члены их семей, причем не только родители, супруги, дети, братья, сестры самого служащего, но и братья, сестры, родители и дети их супругов, а также граждане и организации, с которыми служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Однако отдельные категории организаций не обязаны при разработке соответствующих регулятивных мер основываться на определении понятия "конфликт интересов", закрепленного в Законе N 273-ФЗ. Вместе с тем Минтруда России рекомендует, чтобы вводимые ими определения понятий "личная заинтересованность" и "конфликт интересов" не противоречили общим основам, заложенным в соответствующих определениях Закона N 273-ФЗ <1>.

--------------------------------

<1> Методические рекомендации Минтруда России по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов. 

Например, к указанной категории организаций можно отнести государственные учреждения региона, которые самостоятельно разрабатывают и принимают меры, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, при этом такие организации также могут выступать в качестве заказчиков в рамках Закона N 44-ФЗ. В результате на практике возможен неоднозначный подход при определении наличия в действиях кого-либо из работников конфликта интересов при осуществлении закупочной деятельности.

В рамках проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции Свободненской городской прокуратурой выявлены нарушения, обусловленные наличием конфликта интересов в действиях главы сельсовета в связи с непринятием мер по предупреждению и урегулированию конфликта интересов при заключении муниципальных контрактов (договоров) с лицами, которые подпадают под требования Закона N 273-ФЗ (супруг сестры и племянник). Давая оценку действиям главы сельсовета, заключившей такие контракты (договоры), прокурор принял во внимание требования Закона N 273-ФЗ, в том числе возлагающие на эту категорию лиц соответствующие антикоррупционные обязанности по предупреждению и урегулированию конфликта интересов.

По указанному факту городской прокурор внес в представительный орган местного самоуправления представление в том числе с требованием прекратить полномочия главы сельсовета, поскольку в соответствии с действующим законодательством неисполнение выборным должностным лицом местного самоуправления обязанности по принятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов влечет досрочное прекращение его полномочий.

В результате отказа в удовлетворении требований, изложенных в представлении, прокурор обратился в суд с соответствующим заявлением, которое было удовлетворено, а решение представительного органа, принятое по итогам рассмотрения представления, признано незаконным.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции решение городского суда отменил, принято новое решение - об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Судебной коллегией отмечено, что указанные в представлении прокурора лица (супруг сестры главы сельсовета и племянник) не являются близкими родственниками главы сельсовета, степень их родства не охватывается категориями, предусмотренными ч. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, в связи с чем конфликта интересов, влекущего досрочное прекращение полномочий должностного лица органа местного самоуправления, допущено не было.

При этом акцентировано внимание на положениях ст. 31 Закона N 44-ФЗ, которая предусматривает, что под конфликтом интересов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается наличие между участником закупки и заказчиком брачных или близких родственных отношений.

В то же время из Обзора практики правоприменения в сфере конфликта интересов Минтруда России, подготовленного по итогам обобщения результатов мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, Центральном банке РФ, иных организациях, на работников которых распространяются положения статей Закона N 273-ФЗ, следует, что при оценке ситуации на предмет наличия конфликта интересов в действиях таких лиц, в том числе и когда вопрос касается закупочной деятельности в рамках Закона N 44-ФЗ, определяющими являются соответствующие положения Закона N 273-ФЗ.

Такой вывод можно сделать из примера, приведенного в Обзоре, о наличии конфликта интересов в действиях начальника отдела органа исполнительной власти субъекта Федерации, согласовавшего (без направления в установленном порядке уведомления о личной заинтересованности) документы, на основании которых осуществлялись приемка и оплата работ по договору. Исполнителем по договору выступила организация во главе с бывшей супругой указанного лица, с которой они продолжают вместе проживать в одном жилом помещении, ведут совместное хозяйство, воспитывают несовершеннолетних детей, что свидетельствует о наличии между ними близких отношений. С учетом решения комиссии представителем нанимателя начальник отдела уволен в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения (исходя из наименования должности лицо имело статус государственного гражданского служащего).

Таким образом, в этом случае установлено наличие конфликта интересов при отсутствии брачных или близких родственных отношений.

В настоящее время также есть определенные проблемы в правовом регулировании конфликта интересов при совершении закупок в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", под действие которого подпадает немало организаций, осуществляющих свою закупочную деятельность на территории региона.

Целями регулирования Закона N 223-ФЗ среди прочего являются предотвращение коррупции и других злоупотреблений, вместе с тем положений, направленных на предупреждение конфликта интересов, этот Закон не содержит.

ФАС России рекомендовано заказчикам установить в положении о закупке, а также иных нормативных актах заказчика требования об отсутствии у лиц, принимающих значимые решения при проведении закупок (сотрудники заказчика, организатор закупок, инициатор закупок, члены комиссий), личной или иной заинтересованности в результате проведенной закупки <2>.

--------------------------------

<2> Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (утв. ФАС России). 

Также внимание этому вопросу Минтруда России уделило в Методических рекомендациях по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Законами N 44-ФЗ и 223-ФЗ, работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Заказчикам рекомендовано в первую очередь разработать отдельное положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации, либо в качестве отдельного локального нормативного акта.

Вместе с тем, как свидетельствует надзорная практика прокуратуры Амурской области, отсутствие единого подхода влечет неоднозначное толкование законодательства со стороны организаций, выступающих заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Встречаются противоречия в рамках одной организации в формулировании понятий "конфликт интересов", "личная заинтересованность", при определении категорий, которые образуют личную заинтересованность работника, и т.д.

Например, прокуратурой области проведена проверка в государственном автономном учреждении здравоохранения "Амурский областной онкологический диспансер", где локальные акты, принятые в том числе в целях реализации требований Закона N 273-ФЗ, содержат один понятийный аппарат (критерии определения личной заинтересованности), а Положение о закупке, которое в силу Закона N 223-ФЗ утверждается наблюдательным советом такого учреждения (министерство здравоохранения региона), - другой. По требованию прокуратуры противоречия в документах учреждения здравоохранения устранены.

Отсутствие в действующем законодательстве унифицированного подхода в определении личной заинтересованности, конфликта интересов, процедуры их предупреждения и урегулирования, имеющиеся споры влияют на эффективность реализации мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение недобросовестных действий участников закупочной деятельности, оказывающих воздействие на процесс осуществления закупки и ее результат.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок (Богдан В.Г.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

подробнее>>

К вопросу о формировании плана привлечения участником закупки субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (Беляева О.)

Дата размещения статьи: 23.08.2021

подробнее>>

Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения (Климова О.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2021

подробнее>>

Неверный выбор способа закупки: практика применения ст. 7.29 КоАП РФ (Гурин О., Полянский А.)

Дата размещения статьи: 06.03.2021

подробнее>>

Критерий измеримости требований к участникам закупки (Гапанович А.В.)

Дата размещения статьи: 12.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.