Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Коммерческая концессия > О месте франчайзинга в системе правового регулирования инвестиционной деятельности (Титова М.Н.)

О месте франчайзинга в системе правового регулирования инвестиционной деятельности (Титова М.Н.)

Дата размещения статьи: 24.12.2014

Достаточно широкое распространение практики франчайзинговых схем в экономике современной России требует выяснения места франчайзинга в системе правового регулирования инвестиционной деятельности. До настоящего времени этот вопрос остается нерешенным.
Основной функцией франчайзинга, как известно, является не только предоставление правообладателем (франчайзером) пользователю (франчайзи) права использования комплекса исключительных прав в предпринимательской деятельности, но и совершение франчайзером определенных действий по организации предпринимательской деятельности самого франчайзи. Франчайзер передает франчайзи объекты гражданских прав (в том числе исключительное право на объекты интеллектуальной собственности, оборудование и технологии производства), проводит рекламную кампанию, осуществляет обучение работников франчайзи новым технологическим приемам и способам организации продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, выполняемых франчайзи под маркой франчайзера с целью извлечения прибыли, и оставляет за собой право осуществлять контроль качества деятельности франчайзи.
Франчайзинг связан с инвестициями и инвестиционной деятельностью, зачастую рассматривается в качестве инвестиционного механизма. Франчайзинговые схемы ведения бизнеса сопровождаются инвестиционными вложениями в целях извлечения прибыли.
Термин "инвестиции" был заимствован правом из экономики, а этимологически он восходит к латыни: от этого слова в романских языках образовались понятия, отражающие экономические процессы, связанные с вложением капитала, приданием его части формы, обособленной от иного имущества. Немецкое слово investitio <1>, английское investment <2> и французские plasen investir, investissement <3> обозначают "помещение, вложение капитала".
--------------------------------
<1> Немецко-русский словарь. М., 1966.
<2> Англо-русский и русско-английский толковый словарь терминов по инвестиционной деятельности // Инвестиционная деятельность: Сборник методических материалов. М., 1995.
<3> Французско-русский, русско-французский словарь. Новосибирск, 1995.

Особенность русского языка проявляется в том, что имя существительное может отличаться от глагола и прилагательного не реальным значением, а способом выражения этого значения. Таким образом, инвестиция - то же самое, что и инвестирование, т.е. существительное, обозначающее действие по значению глагола "инвестировать" <4>.
--------------------------------
<4> См.: Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1981. Т. 1.

Представляется правильным утверждение, что в сфере правового регулирования хозяйственной деятельности правовые дефиниции должны, по возможности, опираться на понятия, выработанные экономической наукой. Как писал по этому поводу В.С. Мартемьянов: "Пожалуй, в отрасли хозяйственного права, как ни в какой иной, всегда необходимо определять реальное экономическое содержание конкретного правоотношения, адекватно переводя его на язык права" [11].
Отметим здесь, что современная экономическая теория признает возможность отнесения к инвестициям затрат, которые имеют конечной экономической целью не только возрастание стоимости капитала, но и простое ее сохранение [8], а также затрат, прибыль от которых в принципе не может быть оценена [10]. В экономической науке для обозначения связи инвестиций и получения прибыли сформирована категория инвестиционного проекта (цикла, акта), включающая ряд этапов: принятие решения об инвестировании, осуществление инвестиций и эксплуатацию инвестиций [14].
В.В. Гущин, опираясь на экономическую сущность этого явления, предлагал соединить в одном понятии "инвестиция" и объект, и действия по его распоряжению [9. С. 72]. По его мнению, понятие "инвестиционная деятельность" должно быть исключено из нормативных правовых актов.
Между тем, на наш взгляд, с точки зрения права разделение объекта и действия по распоряжению этим объектом в данном случае совершенно оправданно. В самом деле, дефиниция "иностранная инвестиция" в Законе "Об иностранных инвестициях", соединяющая объект и действие по его распоряжению, с точки зрения указанных авторов выражает экономическую сущность этого явления, однако с точки зрения права она является достаточно громоздкой и трудно понимаемой. Кроме того, даже в этом случае приходится разделять объект инвестиции и действия инвестора по его распоряжению. Поэтому более рациональным представляется подход законодателя, определяющего инвестицию как объекты гражданских прав, а инвестиционную деятельность - как действия по распоряжению этими объектами. Распоряжаясь принадлежащими ему объектами гражданских прав, инвестор действует на свой страх и риск, в своем интересе с целью извлечения прибыли.
Само формирование законодательного определения инвестиций в нашей стране начало складываться с начала 1990-х гг. Первое легальное определение инвестиций было дано в "Основах законодательства об инвестиционной деятельности в СССР", принятых Верховным Советом СССР 10 декабря 1990 г. N 1820-1 <5>. В этом документе под инвестициями понимались все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Т.е. законодатель разделял объект (имущественные и интеллектуальные ценности - инвестиции) и действие - вложение этих ценностей.
--------------------------------
<5> Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, (приняты Верховным Советом СССР 10 декабря 1990 г. N 1820-1) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 51. Ст. 1109 (утратила силу).

По смыслу этого определения родовым понятием для инвестиций выступало понятие имущественных и интеллектуальных ценностей. В качестве дополнительного признака, выделяющего инвестиции из числа других имущественных и интеллектуальных ценностей, обозначено направление их вложений - объекты предпринимательской и других видов деятельности, при этом целью таких вложений должно являться образование прибыли (дохода) или достижение социального эффекта.
Сформированный еще во времена СССР подход к определению инвестиций был в дальнейшем воспринят законодателями РСФСР и Российской Федерации.
Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (далее - Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР) <6> под инвестициями понимает денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Федеральным законом 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" <7> в это определение были внесены изменения в части исключения из состава инвестиций лицензий, выдаваемых органом исполнительной власти на осуществление отдельных видов деятельности.
--------------------------------
<6> Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (ред. от 30.12.2008) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005.
<7> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. 19.07.2011) // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167.

В Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" <8> (утратил силу) под иностранными инвестициями понимались все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
--------------------------------
<8> Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1008.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон о капитальных вложениях) <9> определяет инвестиции как "денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта", а инвестиционную деятельность как "вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта" (ст. 1). После вступления данного Закона в силу Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР действует в части, не противоречащей ему.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (ред. 19.07.2011) // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранных инвестициях <10>) определил иностранную инвестицию как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (ред. 19.07.2011) // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

Как следует из приведенных выше законодательных актов, законодатель проявляет некоторую непоследовательность: он то разделяет инвестицию и инвестиционную деятельность, то соединяет их в одно понятие. Так, Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР разделяет понятия "инвестиция" и "инвестиционная деятельность", которой признается (п. 2 ст. 1) вложение инвестиций или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Закон о капитальных вложениях также разделяет понятия "инвестиция" и "инвестиционная деятельность", которой в силу этого Закона (ст. 1) признается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Закон об иностранных инвестициях (ст. 2), напротив, соединяет в одном понятии "инвестиция" как объект (иностранный капитал), так и действие (вложение объекта).
Кроме того, данный Закон содержит отдельную дефиницию "прямая иностранная инвестиция", определив ее как "приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей".
Под капиталом, в соответствии с Законом об иностранных инвестициях, понимаются объекты гражданских прав (не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте), принадлежащие иностранному инвестору, в том числе деньги, ценные бумаги (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Конкретизируя объекты гражданских прав, которые могут признаваться иностранным капиталом, подлежащим вложению, законодатель, на наш взгляд, неоправданно исключает из этого понятия исключительные права на средства индивидуализации, которые по своей правовой природе не являются результатами интеллектуальной деятельности, а только приравниваются к ним по степени охраны и защиты. Отметим, что средство индивидуализации (товарный знак, фирменное наименование, коммерческое обозначение) могут иметь и денежную оценку.
При этом, на наш взгляд, понятие "прямая иностранная инвестиция" неоправданно сужено. Во-первых, иностранному инвестору разрешено совершать только три вида действий по распоряжению своим капиталом: 1) приобретать определенную долю в капитале, 2) вкладывать капитал в основные фонды своего филиала или 3) передавать в лизинг определенное оборудование. Во-вторых, ограничены и объекты вложений капитала, поскольку разрешено вкладывать капитал только в доли хозяйственных товариществ и обществ, в филиалы иностранного инвестора, созданные им на территории Российской Федерации, либо передавать оборудование арендаторам.
Таким образом, мы можем констатировать, что в Законе об иностранных инвестициях определение объекта инвестирования и направления вложения этого объекта определяются исключительно уровнем понимания законодателем существа регулируемых отношений. На наш взгляд, разночтения между легальными определениями понятия инвестиции, данными в разных нормативных актах, приводят к дезориентации в отношении понимания существа этого явления.
Учитывая сущность франчайзинга, можно отметить, что франчайзер в данном механизме инвестирования совершает следующие взаимосвязанные между собой действия:
определяет состав франшизы, т.е. круга объектов гражданских прав (по сути, объем капитала), которая подлежат передаче франчайзи;
передает франшизу (т.е. капитал) франчайзи на основании гражданско-правовой сделки (нескольких сделок);
обучает персонал франчайзи новым технологическим приемам и способам ведения предпринимательской деятельности (включая внедрение новых производственных технологий и технологий торговли товарами, работами и услугами);
контролирует эффективность использования франшизы и соответствия стандартов деятельности франчайзи стандартам деятельности, принятым у самого франчайзера.
Не подлежит сомнению, что, совершая указанные действия, франчайзер имеет целью получение прибыли. Однако, кроме этого, он может иметь и иные цели, например присутствие на рынке данной страны торговой марки франчайзера и т.п. Таким образом, можно заключить, что франчайзинг, как способ организации и осуществления предпринимательской деятельности, фактически содержит не только признаки инвестиции (капитала), но и признаки инвестиционной деятельности, в смысле, установленном в Законе об инвестиционной деятельности в РСФСР и в Законе о капитальных вложениях.
Кроме того, франчайзинг вполне мог бы соответствовать и признакам прямой иностранной инвестиции, если бы законодатель не сузил круг объектов и действий, входящих в это понятие. При этом мы должны констатировать, что ограничение признаков прямой иностранной инвестиции является не совсем обоснованным.
В самом деле, важнейшие направления совершенствования действующего законодательства в области инвестиций и инвестиционной деятельности определяются в различных программах, принимаемых Правительством Российской Федерации. В частности, незадолго до принятия Закона об иностранных инвестициях (1999 г.) Правительство Российской Федерации приняло Постановление, которым утвердило Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1997 - 1998 гг. <11>, одной из основных задач которой (раздел 2) являлось "ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов - франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов, создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам". Для решения, в частности, этой задачи в программе предусматривалось создание нормативно-правового обеспечения, предусматривающего разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия (раздел 3).
--------------------------------
<11> Постановление Правительства РФ от 03.07.1998 N 697 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 гг." // СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3355.

Однако, несмотря на то, что в указанной Программе франчайзинг был определен как инвестиционный механизм, отнесение его к категории прямой иностранной инвестиции в Законе об иностранных инвестициях не произошло. Однако лизинг был включен в один из видов прямой иностранной инвестиции.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 N 121 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 гг." <12> в качестве основной задачи уже этой Программы ставилось "ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования; развитие схем кредитования малых предприятий с обеспечением кредитов личными средствами учредителей этих предприятий, а также гарантиями фондов поддержки предпринимательства, крупных предприятий, заинтересованных в кооперационных связях с новыми малыми предприятиями". Таким образом, франчайзинг наряду с лизингом рассматривался в указанной Программе как один из инвестиционных механизмов.
--------------------------------
<12> Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 N 121 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 гг." // СЗ РФ. 2000. N 8. Ст. 959.

Между тем, как следует из приведенной дефиниции прямой иностранной инвестиции, содержащейся в Законе об иностранных инвестициях, лишь лизинг определенных товаров был признан прямой иностранной инвестицией, а франчайзинг как прямая иностранная инвестиция российским законодателем не воспринимается.
Таким образом, франчайзинг, как способ организации и осуществления предпринимательской деятельности, фактически содержит не только признаки инвестиции (капитала), но также и признаки инвестиционной деятельности - в смысле, установленном в Законе об инвестиционной деятельности в РСФСР и в Законе о капитальных вложениях. Инвестиция определяется как объекты гражданских прав, а инвестиционная деятельность - как действия по распоряжению этими объектами. Конкретизируя объекты гражданских прав, которые могут признаваться иностранным капиталом, подлежащим вложению, законодатель неоправданно исключает из этого понятия исключительные права на средства индивидуализации. Они по своей правовой природе не являются результатами интеллектуальной деятельности, а лишь приравниваются к ним по степени охраны и защиты. При этом средство индивидуализации (товарный знак, фирменное наименование, коммерческое обозначение), безусловно, может иметь денежную оценку.
Франчайзинг вполне мог бы соответствовать и признакам прямой иностранной инвестиции, если бы законодатель не сузил круг объектов и действий, входящих в это понятие. При этом следует констатировать, что ограничение признаков прямой иностранной инвестиции является не вполне обоснованным, поскольку в программах, принятых Правительством Российской Федерации, франчайзинг рассматривался как один из механизмов инвестирования.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. 19.07.2011) // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167.
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (ред. 19.07.2011) // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.
3. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (ред. 19.07.2011) // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
4. Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1008.
5. Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР (приняты Верховным Советом СССР 10 декабря 1990 г. N 1820-1) (утратили силу) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 51. Ст. 1109.
6. Постановление Правительства РФ от 03.07.1998 N 697 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 гг." // СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3355.
7. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 N 121 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 гг." // СЗ РФ. 2000. N 8. Ст. 959.
8. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования / Пер. с англ. О.В. Буклемишева и др. М., 1997.
9. Гущин В.В. Инвестиционное право: Учебник. М., 2006.
10. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. Н.Н. Любимова; Под ред. Л.П. Куракова. М., 2000.
11. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1: Общие положения: Курс лекций. М., 1994.
12. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1981. Т. 1.
13. Французско-русский, русско-французский словарь. Новосибирск, 1995.
14. Чернов В.А. Инвестиционная стратегия: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).




20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 




12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.




7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.




1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта - уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.



В центре внимания:


Как правильно пользоваться брендом. Правовые основы договора франшизы (Абидуева Е.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России в условиях кризиса (Санготра Д.)

Дата размещения статьи: 22.07.2015

подробнее>>

О месте франчайзинга в системе правового регулирования инвестиционной деятельности (Титова М.Н.)

Дата размещения статьи: 24.12.2014

подробнее>>

Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности (Лаптев Г.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2014

подробнее>>

Квалификация дистрибьюторского договора по российскому праву и отграничение от смежных договорных конструкций (Андреева С.А.)

Дата размещения статьи: 08.07.2014

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта