Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Коммерческая концессия > Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности (Лаптев Г.А.)

Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности (Лаптев Г.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2014

Одной из поименованных договорных форм, обязательств по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности является договор коммерческой концессии. Вопрос о правовой природе и практическом применении рассматриваемого договора особенно актуализировался после принятия части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Впоследствии нормы о правовом регулировании договора существенно изменились.
До внесения последних изменений договором коммерческой концессии являлся "договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д." (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
С 1 января 2008 г. указанная норма звучит в следующей редакции: "По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)".
Очевидно, что прежде всего пакет изменений был обусловлен существенным расширением объектов, предоставление которых допустимо по договору коммерческой концессии, так как законодательное закрепление получили такие объекты, как коммерческое обозначение и ноу-хау (секрет производства). С другой стороны, из перечня допустимых объектов изъято фирменное наименование, что обусловлено изменением понимания их юридической природы. Право на фирменное наименование, по существу, является неотчуждаемым. Это аналог имени физического лица, состоящий из нескольких взаимосвязанных элементов (организационно-правовая форма, тип, направление деятельности, индивидуализирующий элемент и т.п.).
Следует иметь в виду, что в теории вопрос о тождественности терминов "коммерческая концессия" и "франчайзинг" однозначно не решен. При этом необходимо отметить, что если ранее законодатель однозначно ставил между этими договорами знак равенства, то на сегодняшний день такая дефиниция, как "франчайзинг", в нормативных актах отсутствует.
Заключение договора коммерческой концессии подразумевает передачу прав на использование результатов интеллектуальной деятельности. Такая передача прав не подразумевает включения в договор условия о соответствии качества товаров, работ или услуг определенным нормативам. Несмотря на то что по умолчанию правообладателю комплекса исключительных прав предоставлено право контроля качества, в договор можно внести условие, устанавливающее иные формы кооперации.
Франчайзинг в то же время подразумевает более высокий уровень взаимодействия между обладателем прав и предпринимателем, получающим право на использование исключительных прав, в том числе императивно установленную поддержку (оказание пользователю постоянного технического и консультативного содействия) и контроль за действиями последнего. Существующая законодательно установленная система взаимоотношений между сторонами договора подразумевает принципиально диспозитивный характер взаимодействия сторон. Следовательно, в данном случае справедливо использование термина "коммерческая концессия". Именно по этому пути пошел законодатель. Что касается предшествующих нормативных актов, то отождествление в них этих явно различных по своей природе договорных конструкций следует отнести к разряду юридико-технических ошибок.
Представляется разумным внести ряд изменений в существующий порядок нормативного регулирования. Прежде всего речь идет о сроке договора коммерческой концессии. Рассматриваемый договор целесообразно заключать на определенный срок, так как его предметом являются специфические нематериальные права, срок действия которых, как правило, ограничен сроком действия выдаваемых на них охранных документов. Очевидно, что истечение срока охранных документов ранее срока действия договора делает его сугубо декларативным, так как передающая сторона не будет иметь прав на комплекс передаваемых объектов.
Являясь самостоятельным поименованным гражданско-правовым договором, договор коммерческой концессии обладает рядом признаков, индивидуализирующих его в системе однотипных отношений:
- Сторонами договора могут выступать только лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обладающие специальным правовым статусом (коммерческие организации или индивидуальные предприниматели), т.е. договор является предпринимательским.
- Предметом договора является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав.
- Пользователю предоставляется право использовать исключительные права, принадлежащие правообладателю, без непосредственной уступки соответствующих прав контрагенту (что ставит под сомнение оправданность использования термина "концессия", так как concessio означает собственно уступку).
- Договор, как правило, включает в себя условия о ряде ограничений деятельности пользователя.
- Пользователь сохраняет полную юридическую самостоятельность, действуя в обороте от своего имени (информируя при этом третьих лиц о факте использования прав правообладателя).
- Целью заключения договора является извлечение прибыли (осуществление предпринимательской деятельности).
- Договор коммерческой концессии является консенсуальным, двусторонним и принципиально возмездным.
Итак, предметом рассматриваемого договора является не исключительное право, как отдельный объект, но комплекс прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты. Именно этим указанный договор отличается от сходных, родственных договоров, таких как, например, лицензионные, предусматривающие передачу права на использование лишь определенных объектов.
В принципе договор коммерческой концессии по своей правовой природе следует, с известной долей условности, относить к договорам о передаче имущества в пользование и соответственно отличать его от таких договоров, как комиссия и агентирование, предполагающее от обязанной стороны выполнение определенных действий.
Существенными условиями договора коммерческой концессии следует считать условия о предмете и цене. Говоря о предмете, стоит упомянуть о том, что его необходимо предельно конкретизировать, указать непосредственный объем, в котором дозволено использовать комплекс прав и сопутствующие ему элементы (например, деловую репутацию).
Так, общество с ограниченной ответственностью "Медиа-Лайф" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Интерстиль" о признании договора-соглашения незаключенным и о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Интерстиль" неосновательного обогащения. Исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
В своей апелляционной жалобе ответчик ссылался на то, что вывод суда об отсутствии согласия сторон относительно условий договора коммерческой субконцессии (в частности, размера вознаграждения за пользование комплексом исключительных прав) не соответствует материалам дела. Между истцом и ответчиком был подписан предварительный договор-соглашение, в соответствии с которым ответчик обязался передать истцу права на открытие магазина BoConcept.
С целью подтверждения своих обязательств по предварительному договору истец должен был перечислить на расчетный счет правообладателя определенную сумму. По истечении срока действия предварительного договора основной договор подписан не был, денежные средства истцу возвращены не были.
Рассматривая дело, суд первой инстанции исходил из того, что п. 3 ст. 429 ГК РФ установлено, что предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет и другие существенные условия основного договора. Суд апелляционной инстанции справедливо согласился с выводами суда первой инстанции относительно того, что предварительный договор не определял условия, которые позволяли бы установить предмет, цену и другие существенные условия основного договора. Это позволило сделать вывод, что существенные условия основного договора коммерческой субконцессии определены не были, в связи с чем договор-соглашение являлся незаключенным и соответственно не влек за собой возникновения между сторонами взаимных прав и обязанностей <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23364/2012-ГК по делу N А40-105978/11-134-333 // СПС "КонсультантПлюс".

Необходимо рассмотреть положения, касающиеся формы договора. Исходя из п. 1 ст. 1028 ГК РФ, договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение которой влечет его ничтожность.
Учитывая то, что регистрация договора не является государственной, договор вступает в силу достижения ими соглашения относительно всех существенных условий. В случае использования в качестве предмета договора объекта, регистрация которого обязательна по законодательству, договор подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого законодательно установленного требования договор будет считаться ничтожным. При этом следует учитывать, что в отношениях с третьими лицами стороны договора в любом случае имеют право ссылаться на договор только с момента его регистрации. Регистрация не определяет форму договора, но является условием его легитимации.
Современное законодательство, регулирующее отношения, складывающиеся в рамках договора коммерческой концессии, требует существенного реформирования. На сегодняшний день законодательство не регулирует этот договор в комплексе. В наиболее существенной доработке нуждается понятийный аппарат. Современные тенденции к всеобщей реформе гражданского законодательства позволяют надеяться на соответствующие инициативы.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 февраля 2018 г.
Проект федерального закона № 400642-7 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

Целью данного законопроекта является устранение неэффективных положений Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Им предусматривается возможность зачисления резидентами, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, денежных средств в иностранной валюте на счета, открытые Федеральному казначейству в уполномоченных банках (в валюте таких счетов), либо на счета, открытые в уполномоченных банках федеральным органам государственной власти (государственным органам), осуществляющим предварительное следствие и дознание.




17 февраля 2018 г.
Проект Федерального закона № 365529-7 "О внесении изменения в статью 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Целью законопроекта является повышение эффективности осуществления контроля, оптимизации штатной численности и формирования единообразных методов осуществления контрольной деятельности, привлечения к административной ответственности лиц, допустивших нарушения при осуществлении закупок для муниципальных нужд. Законопроектом предлагается предоставить субъектам РФ возможность перераспределения контрольных полномочий муниципального уровня в сфере закупок товаров, работ, услуг органам государственной власти субъекта РФ.




10 февраля 2018 г.
Проект Федерального закона № 357270-7 "О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений...

В целях повышения эффективности реализации региональных программ проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению порядка включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным




28 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 374843-7 "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную...

Законопроект направлен на формирование общегосударственной модели саморегулирования в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, на закрепление права экспертных организаций осуществлять негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий




18 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 365688-7 "О внесении изменения в статью 279 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных гарантий руководителю организации в случае прекращения с ним трудового договора"

Данный законопроект был разработан с учетом судебной практики, актов Конституционного Суда Российской Федерации и направлен на устранение правовой неопределенности в вопросе соответствия норм статей 278 и 279 ТК РФ Конституции РФ в процессе толкования этих норм, а также устанавливает принципы правового регулирования гарантий увольняемых руководителей и сохранения социально-значимых целей организаций.



В центре внимания:


Как правильно пользоваться брендом. Правовые основы договора франшизы (Абидуева Е.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

подробнее>>

Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России в условиях кризиса (Санготра Д.)

Дата размещения статьи: 22.07.2015

подробнее>>

О месте франчайзинга в системе правового регулирования инвестиционной деятельности (Титова М.Н.)

Дата размещения статьи: 24.12.2014

подробнее>>

Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности (Лаптев Г.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2014

подробнее>>

Квалификация дистрибьюторского договора по российскому праву и отграничение от смежных договорных конструкций (Андреева С.А.)

Дата размещения статьи: 08.07.2014

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта