Дата размещения статьи: 03.01.2015
Уточните значение слов, и вы избавите
человечество от половины заблуждений <1>
--------------------------------
<1> Рене Декарт (31.03.1596, Лаэ (Турень) - 11.02.1650) - французский философ, математик.
Контрактная система создана для обеспечения государственных и муниципальных нужд товарами, работами и услугами, закупаемыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ <2> (далее - Закон о контрактной системе).
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступил в силу с 1 января 2014 г.
Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы является Минэкономразвития России <3>.
--------------------------------
<3> Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Построение контрактной системы основано на ряде принципов, одним из которых является принцип стимулирования инноваций <4>.
--------------------------------
<4> Общая информация о принципах контрактной системы в сфере закупок представлена в статье 6 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 10 Закона о контрактной системе реализация принципа стимулирования инноваций заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной продукции и высокотехнологичной продукции (далее - ИП и ВП).
На заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям еще 3 марта 2010 г. нынешним Президентом нашей страны В.В. Путиным отмечалось, что программы закупок должны включать обязательный инновационный компонент. Потенциальные поставщики бизнес должны видеть так, что государство намерено покупать современную продукцию и что доступ к бюджетному заказу в первую очередь будет открыт тем, кто занимается инновациями (см.: URL: http://premier.gov.ru/ru/events/news/9605) <5>.
--------------------------------
<5> Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование (§ 1 гл. I). М.: Норма; Инфра-М, 2011.
Несмотря на кажущуюся известность значения слов (понятий), относящихся к инновационной деятельности, в интересах раскрытия темы настоящей статьи и выбранной с этой целью в качестве эпиграфа к ней известной цитаты Рене Декарта, связанной с уточнением значения слов, автором была проделана определенная работа в этом направлении, и ниже по тексту приведены извлечения из соответствующих источников, раскрывающих содержание ряда понятий.
Одно из определений понятия "инновационная продукция" (далее - ИП) имеется на сайте ПРАКСИС инжиниринг. В частности, ИП определена как продукция с такими потребительскими свойствами, которые обеспечивают качественный рост эффективности производственной деятельности при ее использовании <6>.
--------------------------------
<6> URL: http://praxis-engineering.ru/page.php?id=35.
Среди существующих определений понятия ИП заслуживает внимание его трактовка и в редакции наших белорусских коллег, в частности: "Инновационная продукция - товар или услуга, являющиеся новыми или существенно улучшенными по своим характеристикам либо предполагаемому использованию, что включает значимые улучшения в технических спецификациях, компонентах и материалах, программных продуктах или других функциональных характеристиках; новая продукция или продукция, которая в течение последних трех лет подвергалась в значительной степени технологическим изменениям; результаты интеллектуальной и производственной деятельности, связанной с достижением новых эксплуатационных показателей изделий, снижением затрат труда, потребления энергии, расходования материалов в технологических процессах и появлением новых услуг в нематериальном секторе экономики" <7>.
--------------------------------
<7> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 2010 г. N 1420 "Об утверждении стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 г.".
Что касается раскрытия понятия "высокотехнологичная продукция (высокотехнологичные товары, работы, услуги, далее - ВП)", то это товары (работы, услуги), производимые (осуществляемые) на основе новых и высоких технологий и (или) с использованием высокотехнологичных производств, прошедших в установленном законодательством порядке государственную научно-техническую экспертизу. Заключения об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным выдает, в частности, в Республике Беларусь Государственный комитет по науке и технологиям в установленном им порядке <8>.
--------------------------------
<8> Инновационная деятельность в терминах и определениях. Нормативно-правовой аспект. 8 февраля 2012 г. // Информационно-аналитический журнал "Новости науки и технологий". Минск. 2011. N 2 (19).
В нашей стране отнесение товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции происходит по соответствующим критериям, которые устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности <9>.
--------------------------------
<9> Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ.
По состоянию на 01.12.2014 пять министерств, в частности Минпромторг России, Минобрнауки России, МЧС России, Минздрав России и Минкомсвязи России, а также Федеральная миграционная служба соответствующими приказами утвердили такие критерии.
1. Приказ Минпромторга России от 01.11.2012 N 1618 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации".
2. Приказ Минобрнауки России от 01.11.2012 N 881 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции".
3. Приказ МЧС России от 14.12.2012 N 768 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции".
4. Приказ Минздрава России от 31.07.2013 N 514н "Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции".
5. Приказ Минкомсвязи России от 10.10.2013 N 286 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции".
6. Приказ ФМС России от 15.04.2014 N 330 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции".
На основе результатов анализа содержания этих Приказов был сделан вывод о возможности их разделения на четыре группы.
К первой группе относится Приказ Минпромторга N 1618, в котором применительно к товарам выделены критерии их отнесения к инновационной продукции по потребительским свойствам, а также по используемым при их производстве впервые внедренным результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ или нового, в т.ч. модернизированного, оборудования, новых материалов или результатов интеллектуальной деятельности.
Применительно к работам и услугам выделено три критерия:
- использование новых решений;
- впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
- внедрение нового (модернизированного) оборудования.
Отдельно в этой группе выделены критерии по новизне применения.
Что касается критериев отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции, то согласно этому Приказу достаточно, чтобы товар изготавливался, работа выполнялась, услуга оказывалась предприятиями наукоемких отраслей. Но здесь возникает необходимость использования последующего критерия - наукоемкости отрасли, который требует отдельного рассмотрения. В качестве варианта формирования такого критерия могут быть учтены результаты использования, например, фундаментальных исследований.
Вторую группу приказов составляют Приказы двух министерств: Минобрнауки и Минздрава. Приказы этих министерств аналогичны по форме и содержанию, хотя выпущены с интервалом 8 месяцев, т.е. 1 ноября 2012 г. и 31 июля 2013 г. соответственно.
Важно при этом отметить, что Приказ Минобрнауки был подписан до подписания Федерального закона о контрактной системе <10>, а Приказ Минздрава - после, т.е. Федеральный закон о контрактной системе не оказал влияния на содержание Приказа Минздрава.
--------------------------------
<10> 05.04.2013.
На что было обращено внимание в ходе анализа их содержания и сравнения с Приказом Минпромторга?
В первую очередь на то, что отнесение товаров, работ, услуг согласно этим Приказам к инновационной или высокотехнологичной продукции должно производиться не в случае признания товара, работы или услуги соответствующими одному из критериев, а по совокупности критериев, включающих в себя их научно-техническую новизну, внедрение, экономический эффект реализации, наукоемкость, что является более жестким требованием к предприятиям как участникам в роли поставщиков товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.
К третьей группе приказов относится Приказ Минкомсвязи, который, так же как и Приказы Минобрнауки и Минздрава не разделяет критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной или высокотехнологичной продукции, но в отличие от них ограничивается только тремя критериями: научно-технической новизной, экономическим эффектом реализации и новым критерием - наличием защиты патентных прав. Согласно этому Приказу данный критерий применяется в случае использования при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и характеризуется наличием соответствующих патентов на вышеуказанные результаты интеллектуальной деятельности.
Четвертую группу приказов составляют Приказы МЧС и ФМС, которые аналогичны по форме и содержанию и выпущены с интервалом 16 месяцев, 14 декабря 2012 г. и 15 апреля 2014 г. соответственно. При этом важно отметить, что Приказ МЧС был издан до подписания Федерального закона о контрактной системе <11>, а Приказ ФМС - после. К сожалению, Федеральный закон о контрактной системе не оказал влияния на содержание Приказа не только Минздрава России, но и ФМС. Характерной особенностью Приказов МЧС и ФМС является тот факт, что в них для отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции применяются, помимо критериев, используемых в Приказах Минобрнауки и Минздрава, такие критерии, как научно-техническая новизна, внедрение, экономический эффект реализации и наукоемкость, а также используется критерий соответствия назначения товара, работы, услуги приоритетным направлениям развития технологий и техники в Российской Федерации и Перечню критических технологий, утвержденных Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899.
--------------------------------
<11> 05.04.2013.
Несмотря, казалось бы, на достаточно большое количество нормативных правовых актов об отнесении товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, до настоящего времени одной из основных проблем является отсутствие однозначного понимания хозяйствующими субъектами высокотехнологичной и инновационной продукции, что отмечается ведущими учеными правоведами, в частности доктором юридических наук, профессором Л.В. Андреевой [3], В.О. Ивановой [4], М.А. Костенко [5] и др.
Для понимания необходимости выработки однозначной трактовки критериев была разработана информационно-аналитическая модель правового поля в области критериев отнесения товаров работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции с использованием положений вышеперечисленных Приказов, которая была представлена в работе "Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции" <12>.
--------------------------------
<12> Гринев В.П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. N 10. С. 22 - 31.
В связи с тем, что термин "продукция" является в некотором смысле объединяющим понятием инновационных и высокотехнологичных товаров <13>, работ, услуг, то в рамках данной статьи представляется целесообразным представить определение и этого термина. В частности, в словаре онлайн термин "продукция" означает совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия, отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны за определенный промежуток времени <14>.
--------------------------------
<13> В соответствии с частью 1 ст. 4 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
<14> Словарь онлайн.
На основе результатов анализа содержания понятий ИП и ВП можно сделать вывод, что ИП и ВП является результатом инновационной деятельности, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" <15> понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
--------------------------------
<15> Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013).
В рамках данной темы представляет определенный интерес раскрытие и этих понятий с использованием положений статьи 2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
В частности, "инновационный проект" - это комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов, а "инновационная инфраструктура" - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
В свою очередь, "инновации" - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Важно отметить то обстоятельство, что ИП и ВП представляет собой фундаментальную основу повышения экономического и оборонного потенциала государства и на нее выделяются соответствующие финансовые ресурсы, в т.ч. в виде субсидий.
Следует отметить, что эффективность расходования этих ресурсов во многом зависит от того, по каким критериям та или иная продукция будет отнесена к инновационной, высокотехнологичной или и к той и к другой одновременно.
С учетом того, что закупка ИП и ВП призвана парировать стоящие перед Россией вызовы и угрозы, в т.ч. обусловленные осложнением международной обстановки, с особой остротой встает вопрос о производстве импортозамещаемой, в первую очередь ИП и ВП практически во всех отраслях народного хозяйства.
Актуальность анализа критериев отнесения товаров, работ, услуг к категории ИП и ВП обусловлена рядом факторов, одним из которых является то, что соответствующий правообладатель товаров, работ, услуг может получить ряд преференций в ходе их закупок для государственных или муниципальных нужд в рамках контрактной системы. К числу таких преференций, например, можно отнести право соответствующего субъекта участвовать в конкурсе с ограниченным участием, предусмотренное статьей 56 Закона о контрактной системе <16>, и стать его победителем в условиях меньшего количества конкурентов.
--------------------------------
<16> Статья 56 "Особенности проведения конкурса с ограниченным участием" Закона о контрактной системе.
Для решения этой задачи не только в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но и в соответствии с положениями других нормативных правовых актов предпринимались и предпринимаются ряд мер, в т.ч. на законодательном уровне.
В частности, в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" юридическим лицам, на которых распространяется юрисдикция этого Федерального закона, вменяется в обязанность размещать в единой информационной системе планы закупок инновационной и высокотехнологичной продукции на период от 5 до 7 лет <17>.
--------------------------------
<17> Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг (далее - закупки) для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг".
Планы закупок формируются и утверждаются в течение 10 рабочих дней после доведения до соответствующего государственного заказчика или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В течение 3 дней со дня утверждения план закупок подлежит размещению в единой информационной системе, а до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (URL: http://www.zakupki.gov.ru).
Более того, закупка инновационной и высокотехнологичной продукции является одним из основных способов реализации Стратегии инновационного развития нашей страны на период до 2020 года, разработанной с учетом положений Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (ред. от 02.11.2013) и утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.
Следует также отметить, что Приказом Минпромторга России от 22.05.2014 N 973 "Об утверждении Порядка определения технологических направлений по соответствующим государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (подпрограммам в рамках государственной программы) приоритетным направлениям гражданской промышленности и формирования перечня технологических направлений" (зарегистрирован в Минюсте России 07.07.2014 N 32993) установлена процедура определения технологических направлений по приоритетным направлениям гражданской промышленности и формирования их перечня.
Порядок разработан в целях отбора российских организаций для предоставления комиссией субсидий в целях компенсации части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов (Правила предоставления субсидий утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1312).
Необходимо отметить, что перечень технологических направлений формируется на заседании комиссии и утверждается приказом Минпромторга России.
При выборе технологических направлений, подлежащих включению в перечень, приоритет отдается направлениям, которые удовлетворяют одному или нескольким из следующих критериев:
- соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ либо критическим технологиям, включенным в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 07.07.2011 N 899;
- соответствуют направлениям деятельности российских технологических платформ, включенных в перечень технологических платформ;
- основаны на результатах ориентированных фундаментальных научных исследований, финансирование которых осуществлялось за счет средств государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Применение инновационных технологий и материалов, в т.ч. обеспечивающих ресурсосбережение и повышение энергоэффективности зданий и сооружений в строительной сфере обсуждалось на заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 4 марта 2014 г. (протокол N 2).
В заключение следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 <18> утвержден Перечень товаров, работ, услуг, которые по причине их инновационного, высокотехнологичного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. При этом к ним предъявляются соответствующие требования, в частности:
--------------------------------
<18> Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 (ред. от 23.06.2014) "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями, предъявляемыми к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации").
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием;
- наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Заказчик согласно части 2 статьи 57 "Особенности проведения двухэтапного конкурса" Закона о контрактной системе вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:
1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с частью 7 статьи 37 "Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона" Закона о контрактной системе в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:
1) до 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта;
2) на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
При этом в соответствии с частью 8 этой статьи величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок, которая проводится согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", хотя предельные величины значимости критериев оценки выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ согласно абз. 10 п. 3 приложения к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд находятся в пределах от 20 до 80%.
Вывод. В интересах повышения эффективности расходов на закупку инновационной и высокотехнологичной продукции необходимо выработать единые критерии.
Данный вывод базируется на том основании, что все имеющие юридическую силу приказы используют практически одни и те же критерии. В данной ситуации инициализация уполномоченной стороной в лице министерства, ведомства или иной структуры, в т.ч. Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, или Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, выпуска соответствующего постановления Правительства РФ может позволить, в случае его подписания, исключить неоднозначность трактовки таких критериев и в итоге создаст условия для исключения возможности злоупотребления манипулированием критериями в интересах необоснованного получения преференций хозяйствующими субъектами в виде субсидий, в т.ч. в процессе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и повысить эффективность расходования бюджетных средств путем оптимизации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2014 г. N 855 <19>.
--------------------------------
<19> "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов".
Список литературы
1. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М.: Норма; Инфра-М, 2011.
2. Инновационная деятельность в терминах и определениях. Нормативно-правовой аспект. 8 февраля 2012 г. // Информационно-аналитический журнал "Новости науки и технологий". Минск. 2011. N 2 (19).
3. Андреева Л.В. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) высокотехнологичной и инновационной продукции (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд по новому законодательству // СПС "КонсультантПлюс". 2014.
4. Ivanova V.O. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 5 - 6, 2013, 10. Понятие инновационной продукции и особенности ее закупки.
5. Костенко М.А. Правовые основы инновационной деятельности: Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. 72 с.
6. Гринев В.П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. N 10. С. 22 - 31.
7. Словарь онлайн.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 10.01.2022
Дата размещения статьи: 23.08.2021
Дата размещения статьи: 18.08.2021
Дата размещения статьи: 06.03.2021
Дата размещения статьи: 12.02.2021
Навигация