Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки). Федеральная контрактная система > Понятие и предметы роскоши в российской контрактной системе и их законодательное обеспечение (Тютюнник И.Г.)

Понятие и предметы роскоши в российской контрактной системе и их законодательное обеспечение (Тютюнник И.Г.)

Дата размещения статьи: 06.01.2015

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ <2> "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определяются требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам, устанавливаемые в рамках нормирования в сфере закупок; определено, что данные требования сводятся к количеству и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющим обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящим к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).
--------------------------------
<2> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 08.04.2013; Собрание законодательства Российской Федерации. 08.04.2013. N 14. Ст. 1652; Российская газета. N 80. 12.04.2013.

Закон расшифровывает и составляющую данного определения, касающуюся требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам. Под такого рода требованиями понимаются "требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации". Вполне очевидно, что если речь идет, например, о требованиях к закупаемым мебели или автомобилю, то они могут и должны отличаться в зависимости от того, для кого этот товар закупается (главы администрации сельского поселения или губернатора). В то же время и в первом, и во втором случаях должны существовать определенные ограничения, касающиеся предмета закупки <3>.
--------------------------------
<3> Косарев К. Что ждет систему госзакупок? // ЭЖ-Юрист. 2013. N 29. С. 1, 3.

В связи с чем мы попробуем разобраться в понятиях "роскошь" и "предметы роскоши".
Как следует из анализа литературных источников, ключевым вопросом, вокруг которого строится дискуссия, является всего один: "Что такое роскошь?" Мнения авторов, рассуждавших о сущности роскоши и этических последствиях ее наличия в обществе, в данном случае не помогали решению этого вопроса, поскольку ответ должен был содержать конкретные количественные и качественные критерии оценки, которые могли бы быть положены в основу правового акта. Между тем в рамках социологии в начале XX в. уже была предпринята попытка ответа на вопрос о сущности и критериях анализа роскоши, в которой виделась сущность будущего капиталистического общества <4>.
--------------------------------
<4> Научный потенциал регионов - на службу модернизации. Астрахань: АИСИ, 2011. С. 289.

Так, исследование немецкого социолога В. Зомбарта "Роскошь и капитализм" стало результатом разработки проблемы генезиса капитализма <5>. Автор определил роскошь как категорию, выходящую за пределы необходимого. Роскошь бывает субъективной, т.е. когда определяется через ценностное суждение, и объективной, когда она определяется в зависимости от физиологических потребностей человека и его культурных потребностей. Физиологические потребности зависят от климата и определяются им. Роскошь также может быть организована количественно и качественно. В количественном отношении это означает использование большего количества предметов, чем это необходимо, для совершения какого-либо действия (например, владение большим количеством престижной недвижимости). Качественная роскошь подразумевает использование только лучших товаров. Сами по себе физиологические показатели, равно как и культурные особенности индивидов, с трудом поддаются эмпирическому исследованию, и поэтому В. Зомбарт переносит акцент на предмет роскоши, который является материализацией идеи роскоши конкретной исторической эпохи.
--------------------------------
<5> Зомбарт В. Евреи и экономика // Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. СПб.: Издательство "Владимир Даль", 2008. С. 105 - 601.

В тех работах, которые были известны ко времени издания "Роскоши и капитализма", прежде всего в труде Бодрийяра, роскошь трактовалась в первую очередь с нравственных позиций, а именно с точки зрения пользы для общества. С одной стороны, люди, подобные Б. Мандевилю и Ш. Монтескье, защищали роскошь, которая "питает крохами со своего стола бесчисленное множество людей, обслуживающих потребление богатого класса". С другой стороны, роскошь осуждалась как порок, который "не питает, а только раздувает сердце человека самовлюбленностью и который дает другим картину счастья, которую они никогда не достигнут". Так или иначе, отказ В. Зомбарта обсуждать этические аспекты роскоши, а начать сразу с признания важности этого феномена в жизни общества может быть признан правильным, учитывая реальное положение дел.
Нет также основания признавать за роскошью способности служить источником образования запасов, которые могут быть использованы в критические периоды: предметы массового потребления в эту пору могут оказать гораздо большую услугу. Если и верно утверждение, что стремление сделаться обладателем возможно большего числа предметов роскоши служит стимулом к воздержанию от увеличения потомства, то, при недоступности для массы этих предметов, рост населения может уменьшиться от того лишь в весьма незначительной степени. Если бы действительно роскошь имела в этом отношении важное значение, то ее нужно было бы изгнать, прежде всего, из пределов Франции, которая страдает отсутствием нормального прироста населения. Признавать за роскошью способность сглаживать социальные неравенства невозможно уже ввиду того общеизвестного факта, что предметы роскоши утрачивают всю свою притягательную силу для богатых людей, как только они становятся доступными для людей с ограниченными средствами, и немедленно заменяются другими, могущими удовлетворить чувству тщеславия и желанию блеснуть непроизводительными расходами.
Рассмотрим несколько определений роскоши и попытаемся дать свое понятие.
Роскошь - название той части обстановки данного лица (и требуемых ею расходов), которая не вызывается нравственно-экономическими интересами данного общества. Потребление отдельного человека не должно падать ниже этого минимума, но, с другой стороны, оно не должно идти дальше максимальной нормы удовлетворения физических, умственных и эстетических потребностей, превышение которой нарушало бы нравственно-экономические интересы данного общества. Удовлетворение потребностей в этих пределах, хотя бы оно сопровождалось огромными расходами и даже легко могло бы быть избегнуто, не создает еще основания для утверждения, что оно превысило максимальную норму экономически полезных расходов по потреблению.
Роскошь <6> - социально-экономический феномен, связанный с процессом потребления благ. Означает совокупность социальных практик, включающих в себя институционализированное демонстративное потребление благ, часто с последующим их уничтожением.
--------------------------------
<6> Информационно-справочный ресурс "Википедия".

Таким образом, при анализе понятия "роскошь" можно выделить следующие признаки:
1) процесс приобретения и потребления благ, превышающего максимальную норму экономически полезных расходов (возможность приобретения аналогичных товаров, имеющих аналогичные качественные и количественные характеристики и ниже по стоимости);
2) количественные и качественные потребительские свойства и иные характеристики товаров, работ, услуг;
3) превышение потребностей заказчика.
В связи с приведенными критериями можно сформулировать следующие определения "роскоши".
Роскошь (общее определение) - это процесс избыточного приобретения и потребления экономически полезных благ, превышающего количественные и качественные потребительские свойства и характеристики товаров, работ, услуг.
Роскошь (применительно к планированию закупок) - это установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены) и нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.
Закон N 44-ФЗ определяет предмет роскоши и отсылает к законодательству Российской Федерации. Но законодательство Российской Федерации не дает этого определения. Так, ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит следующую формулировку: "Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши". Однако пояснения того, что относится к предметам роскоши, нет.
Понятие предмета роскоши встречается и в ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации. Законодатель последовательно использует в различных источниках это понятие, но не дает ему определения.
Единственный источник, который удалось отыскать (это вовсе не означает, что это действительно единственный источник), - Указ Президента Российской Федерации от 02.12.2013 N 871 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г.". Данный Указ устанавливает перечень предметов роскоши, которые с 14 октября 2006 г. и впредь до особого распоряжения запрещено перемещать транзитом через территорию Российской Федерации (в том числе воздушным транспортом), вывозить с территории Российской Федерации в КНДР, а также передавать КНДР вне пределов Российской Федерации с использованием морских и воздушных судов под флагом Российской Федерации. Далее приводится перечень предметов роскоши:

Список предметов роскоши, транзитное перемещение которых через территорию Российской Федерации (в том числе воздушным транспортом), вывоз с территории Российской Федерации в Корейскую Народно-Демократическую Республику, а также передача Корейской Народно-Демократической Республике вне пределов Российской Федерации с использованием морских и воздушных судов под флагом Российской Федерации запрещены с 7 марта 2013 г. и впредь до особого распоряжения <7>

--------------------------------
<7> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 02.12.2013; Собрание законодательства Российской Федерации. 09.12.2013. N 49 (ч. VII). Ст. 6395.

N позиции

Наименование

Код ТН ВЭД ТС

1.

Драгоценности:

 

1.1.

Ювелирные изделия с жемчугом

7116

1.2.

Необработанные ценные минералы

из раздела V "Минеральные продукты"

1.3.

Драгоценные и полудрагоценные камни (включая алмазы, сапфиры, рубины и изумруды)

7102;

7103;

7104

1.4.

Ювелирные изделия из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом

из 7113

2.

Средства транспорта, включающие в себя:

2.1.

Яхты

из 8903

2.2.

Автомобили и другие транспортные средства класса "люкс":

автомобили и другие транспортные средства для перевозки людей (кроме средств общественного транспорта),

включая автомобили с кузовом "универсал"

из 8702;

из 8703;

из 8711;

из 8712;

из 8716

2.3.

Гоночные автомобили

из 8703

Для целей применения настоящего списка необходимо руководствоваться как наименованием товара, так и кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Более точно определить классификационные коды ТН ВЭД ТС в разделе V "Минеральные продукты" не представляется возможным, так как в нем отсутствует термин "ценные минералы". В резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г. также отсутствуют сведения о том, какие товарные позиции следует относить к ценным минералам.
Коды ТН ВЭД ТС 8711, 8712 и 8716 применяются в отношении предметов роскоши, если в понятие "другие транспортные средства для перевозки людей" включаются мотоциклы, велосипеды, прицепы и полуприцепы.
Многие предметы роскоши, вводимые в употребление представителями богатого класса единственно из тщеславия и чванства, могут, с течением времени, породить вполне здоровую в них потребность; но полезными предметы роскоши становятся не ранее приобретения ими способности служить удовлетворению такой именно потребности. В защиту роскоши выставляют и то, что она служит источником образования и накопления капиталов, доставляет работу огромному количеству лиц, ограничивает рост населения и даже, в конечном своем результате, сглаживает социальные неравенства. Согласиться с этим невозможно. Если бы употребляемые здесь капиталы были помещены в производственные процессы, служащие для изготовления предметов массового потребления, то от этого выиграли бы широкие слои населения: благодаря порожденной конкуренцией дешевизне, эти предметы сделались бы доступными и малоимущим.
Но применим ли к отношениям, возникающим в сфере закупок, Указ Президента Российской Федерации от 02.12.2013 N 871 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г."? Полагаем, что нет. Во-первых, он создавался с совершенно иной целью, кроме того, приведенный перечень носит ограниченный характер. Если даже предположить, что он подлежит применению, то, следуя житейской логике, приобретенная элитная мебель стоимостью 500 тыс. руб. не будет относиться к предметам роскоши.
В соответствии с изложенным необходимо принять нормативно-правовой акт, в котором будут прописаны следующие критерии:
- будет раскрыто понятие роскоши;
- определены критерии роскоши (что можно считать роскошью и что к ней может относиться);
- определен предмет роскоши и его качественные и количественные характеристики;
- перечень предметов роскоши должен иметь квалификацию на основе отнесения предметов к той или иной категории.
Все обозначенные критерии в совокупности с совершенствованием юридической техники позволят систематизировать применение понятия и предмета роскоши в российской контрактной системе и в законодательстве Российской Федерации.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок (Богдан В.Г.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

подробнее>>

К вопросу о формировании плана привлечения участником закупки субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (Беляева О.)

Дата размещения статьи: 23.08.2021

подробнее>>

Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения (Климова О.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2021

подробнее>>

Неверный выбор способа закупки: практика применения ст. 7.29 КоАП РФ (Гурин О., Полянский А.)

Дата размещения статьи: 06.03.2021

подробнее>>

Критерий измеримости требований к участникам закупки (Гапанович А.В.)

Дата размещения статьи: 12.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.