Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки). Федеральная контрактная система > Контрактная система: 2015, май (Гусев М.Г.)

Контрактная система: 2015, май (Гусев М.Г.)

Дата размещения статьи: 29.06.2015

Два года назад был принят Закон о контрактной системе <1>. С тех пор названный Закон постоянно редактируется <2>. Помимо прочего, регулярно выходят официальные разъяснения, рекомендации, а положения законодательства о контрактной системе рассматриваются в судебной практике. Предлагаем обзор новостей на эту тему.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<2> В 2013 и 2015 гг. вышли две редакции в каждом году, в 2014 г. - семь редакций.

Изменения в законодательстве

Рассмотрим, какие изменения произошли в законодательстве о контрактной системе за месяц.

Установлены Правила реструктуризации заказчиком задолженностей коммерческих банков

Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 405, закрепляют порядок и условия осуществления заказчиком в 2015 г. реструктуризации задолженностей коммерческих банков, возникших в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий. Задолженность реструктуризируется заказчиком при одновременном соблюдении следующих условий: задолженность банка возникла в связи с предъявлением заказчиком требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, если тем не предусмотрена выплата аванса либо денежная сумма, подлежащая уплате по банковской гарантии, превышает размер аванса, уменьшенного с учетом фактически исполненных обязательств по контракту; банк признал наличие такой задолженности; банк выплатил не подлежащую реструктуризации сумму по гарантии.
Правила вступили в силу 08.05.2015.

Определены особенности установления цены контракта на выполнение оборонного заказа

Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 407 вводит порядок определения начальной (максимальной) цены госконтракта (НМЦК), цены госконтракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при закупках в сфере государственного оборонного заказа.

При закупках отдельных услуг по оценке недвижимости не будет проводиться электронный аукцион

В силу Распоряжения Правительства РФ от 25.04.2015 N 740-р услуги по оценке за вознаграждение или на договорной основе жилых и нежилых зданий и земельных участков, свободных земельных участков для жилой и нежилой застройки исключены из Перечня товаров, работ, услуг (ТРУ), в случае закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Теперь услуги по оценке недвижимости можно закупить не только путем проведения электронного аукциона, но и иными способами в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Введены правила согласования применения закрытых способов определения поставщиков и заключения контракта с единственным поставщиком (ЕП)

Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189 утверждает названные правила. При проведении закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона заказчик должен представить в ФАС обоснование отнесения сведений о закупке к гостайне, описание объекта закупки, перечень и обоснование количества участников.
Для согласования заключения контракта с ЕП заявитель направляет письменное обращение в ФАС или в соответствующий орган субъекта РФ, или в соответствующий орган местного самоуправления. Указывается, какие сведения должно содержать обращение и какие документы и информацию следует к такому обращению приложить. Устанавливаются сроки и порядок рассмотрения органами заявлений, виды принимаемых решений.

Перечень импорта, для которого вводятся условия допуска, расширен

Приказ Минэкономразвития России от 16.04.2015 N 228 расширяет перечень иностранных товаров <3>, для которых вводятся условия допуска к госзакупкам, дополняя его, в частности, следующими позициями: машины вычислительные аналоговые и гибридные (аналогово-цифровые) для автоматической обработки данных; машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных; устройства межсистемной связи сетей, систем, комплексов и электронных вычислительных машин; машины и аппаратура для гальванопластики, гальваностегии, электролиза и электрофореза; стулья и мебель для сидения; кровати деревянные детские; шкафы деревянные для книг; матрасы детские.
--------------------------------
<3> Перечень товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в п. 1 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно вносимым изменениям теперь заказчик обязан применять понижающий 15%-ный коэффициент к цене, предложенной участником, который собирается поставить товары, происходящие из Республики Армении. Также регламентирован способ осуществления закупок путем проведения запроса котировок. Определено, что Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 не ограничен сроком действия (то есть он останется в силе и после 31.12.2015).

Обновлен порядок опубликования планов-графиков

Приказ Минэкономразвития России N 182, Федерального казначейства N 7н от 31.03.2015 обновляет порядок опубликования планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 гг. на сайте zakupki.gov.ru и в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Формирование и размещение планов-графиков федеральных заказчиков на 2016 г. осуществляются посредством информационного взаимодействия официального сайта с государственной информационной системой "Электронный бюджет". В соответствующих строках плана-графика на 2016 г., содержащего информацию о закупках в рамках переданных бюджетному или автономному учреждению, государственному или муниципальному унитарному предприятию полномочий заказчика, через символ "/" указываются наименование, юридический адрес, телефон, электронная почта, ИНН, КПП, ОКАТО такого учреждения или предприятия.

Рекомендации и разъяснения

Этот раздел познакомит читателей с рекомендациями регуляторов контрактной системы.

Справки об отсутствии задолженности в электронном виде

Разъяснения Минэкономразвития в Письме от 20.03.2015 N Д28и-589 касаются обеспечения возможности предоставления операторам электронных площадок справок об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в электронной форме. Операторам электронных площадок, на которых осуществляются закупки ТРУ, рекомендовано предоставить возможность участникам закупок подавать справку в электронном виде в соответствии с Форматом, утвержденным Приказом ФНС России от 21.07.2014 N ММВ-7-8/378@.

Отдельные вопросы по госзакупкам

Письмом от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791 Федеральное казначейство направляет ответы на вопросы применения Закона о контрактной системе. В частности, указано, что в силу ч. 12 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, анализа рынка, нормативного, тарифного, проектно-сметного, затратного методов заказчик вправе использовать иные методы.
Вместе с тем положения ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе, обязывающие заказчика при закупке у ЕП обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, цену контракта и иные его существенные условия, не распространяются на случаи закупки у ЕП, предусмотренные п. п. 1, 2, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При обосновании НМЦК следует руководствоваться Методическими рекомендациями (в том числе п. 3.19), утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. Согласно названному пункту для расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее трех источников данных о цене ТРУ, предлагаемых различными поставщиками, даже если на определенной территории существует только один поставщик. В этом случае при обосновании НМЦК может быть использована любая общедоступная информация.

Наказания за нарушения при размещении планов-графиков

ФАС в Письме от 09.04.2015 N АК/17162/15 разъясняет основания привлечения к административной ответственности за нарушение требований к размещению планов-графиков закупок в Интернете.
Отдельные положения Закона о контрактной системе, касающиеся планов-графиков закупок, вступают в силу 01.01.2016. Заказчики публикуют планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов и (или) правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. С 01.01.2014 планы-графики размещаются в порядке, утвержденном Приказом Минэкономразвития России N 544, Федерального казначейства N 18н от 20.09.2013. До вступления в силу изменений Закона о контрактной системе при нарушении сроков размещения планов-графиков на официальном сайте www.zakupki.gov.ru отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (размещение в ЕИС информации с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе).

Закупки технических средств реабилитации (ТСР)

ФАС в Письме от 14.04.2015 N АК/18070/15 направляет разъяснения по закупкам ТСР (бандажей, корсетов и реклинаторов). Ведомство считает недопустимым, что при описании объекта закупки заказчики прописывают все, вплоть до материалов, из которых должны производиться товары, их комплектации, способов крепления, формируя таким образом заказ под одного участника. В отсутствие решения Росздравнадзора об ограничении обращения ТСР заказчики не могут ограничивать их обращение путем создания неконкурентных условий. Заказчики не имеют права устанавливать требования к комплектации и способам крепления ТСР (для всех групп инвалидов) и материалам, из которых должны быть изготовлены ТСР (за исключением случаев обеспечения бандажами инвалидов, имеющих индивидуальную непереносимость материала, - тогда закупки следует осуществлять отдельным лотом).

Судебная практика

На примере решений судов ознакомимся с некоторыми особенностями совершения закупок.

Заказчик имеет право сам провести экспертизу при одностороннем расторжении контракта

Рассмотрим Постановление АС СКО от 17.03.2015 по делу N А63-6507/2014. Поставщик исполнял обязанности ненадлежащим образом, поэтому заказчик расторг контракт в одностороннем порядке и направил соответствующую информацию в реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик обжаловал действия заказчика в суде, посчитав свое включение в реестр незаконным. Его заявление было мотивировано тем, что несоответствие поставленного товара установленным требованиям можно определить только путем проведения экспертизы лицензированными специалистами и предоставления поставщику соответствующего экспертного заключения. Приведенный довод не был принят судом. В свою очередь, апелляционная инстанция указала, что такая экспертиза не является допустимым доказательством, поскольку проведена заинтересованными лицами - сотрудниками заказчика.
Суд кассационной инстанции вывод суда апелляционной инстанции признал ошибочным, поскольку заказчик осуществил экспертизу товара собственными силами на основании положений ст. 94 Закона о контрактной системе. Закон не возлагает на заказчиков обязанность по привлечению исключительно независимых экспертных организаций для проведения экспертизы, а предоставляет право выбора. Исключениями считаются только некоторые случаи закупки у ЕП (ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе). Закупка была проведена путем электронного аукциона, поэтому обязанность привлекать экспертов в рассматриваемом случае на заказчика не распространяется.

Отказ в принятии банковской гарантии, зафиксированный в протоколе, правомерен

Форма отказа в принятии банковской гарантии и необходимость его оформления в виде отдельного документа законодательством не утверждены. Если информация об отказе в принятии банковской гарантии и признании победителя уклонившимся зафиксирована в протоколе, размещенном на электронной площадке, то победитель надлежащим образом проинформирован об отказе принять гарантию. Такой вывод можно сделать из Решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2015 по делу N А56-75943/2014.
Победитель уклонился от заключения контракта, о чем заказчиком был составлен протокол. Причиной отказа от заключения контракта стало несоответствие банковской гарантии требованиям Закона о контрактной системе. Антимонопольный орган, куда обратился победитель, посчитал, что был нарушен порядок уведомления об отказе в принятии банковской гарантии. Заказчик с данным решением не согласился и обратился в суд. Решение антимонопольного органа было признано недействительным.
Согласно ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик информирует об этом в письменной форме или форме электронного документа лицо, предоставившее гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа. Суд отметил, что размещение на электронной площадке протокола, в котором зафиксирована информация об отказе в принятии банковской гарантии, соответствует требованиям Закона. Был принят во внимание и п. 14 Письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889, в силу которого при рассмотрении банковской гарантии составлять отдельный документ не требуется.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок (Богдан В.Г.)

Дата размещения статьи: 10.01.2022

подробнее>>

К вопросу о формировании плана привлечения участником закупки субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (Беляева О.)

Дата размещения статьи: 23.08.2021

подробнее>>

Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения (Климова О.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2021

подробнее>>

Неверный выбор способа закупки: практика применения ст. 7.29 КоАП РФ (Гурин О., Полянский А.)

Дата размещения статьи: 06.03.2021

подробнее>>

Критерий измеримости требований к участникам закупки (Гапанович А.В.)

Дата размещения статьи: 12.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.