Дата размещения статьи: 29.06.2015
Два года назад был принят Закон о контрактной системе <1>. С тех пор названный Закон постоянно редактируется <2>. Помимо прочего, регулярно выходят официальные разъяснения, рекомендации, а положения законодательства о контрактной системе рассматриваются в судебной практике. Предлагаем обзор новостей на эту тему.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<2> В 2013 и 2015 гг. вышли две редакции в каждом году, в 2014 г. - семь редакций.
Изменения в законодательстве
Рассмотрим, какие изменения произошли в законодательстве о контрактной системе за месяц.
Установлены Правила реструктуризации заказчиком задолженностей коммерческих банков
Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 405, закрепляют порядок и условия осуществления заказчиком в 2015 г. реструктуризации задолженностей коммерческих банков, возникших в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий. Задолженность реструктуризируется заказчиком при одновременном соблюдении следующих условий: задолженность банка возникла в связи с предъявлением заказчиком требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, если тем не предусмотрена выплата аванса либо денежная сумма, подлежащая уплате по банковской гарантии, превышает размер аванса, уменьшенного с учетом фактически исполненных обязательств по контракту; банк признал наличие такой задолженности; банк выплатил не подлежащую реструктуризации сумму по гарантии.
Правила вступили в силу 08.05.2015.
Определены особенности установления цены контракта на выполнение оборонного заказа
Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 407 вводит порядок определения начальной (максимальной) цены госконтракта (НМЦК), цены госконтракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при закупках в сфере государственного оборонного заказа.
При закупках отдельных услуг по оценке недвижимости не будет проводиться электронный аукцион
В силу Распоряжения Правительства РФ от 25.04.2015 N 740-р услуги по оценке за вознаграждение или на договорной основе жилых и нежилых зданий и земельных участков, свободных земельных участков для жилой и нежилой застройки исключены из Перечня товаров, работ, услуг (ТРУ), в случае закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Теперь услуги по оценке недвижимости можно закупить не только путем проведения электронного аукциона, но и иными способами в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Введены правила согласования применения закрытых способов определения поставщиков и заключения контракта с единственным поставщиком (ЕП)
Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189 утверждает названные правила. При проведении закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона заказчик должен представить в ФАС обоснование отнесения сведений о закупке к гостайне, описание объекта закупки, перечень и обоснование количества участников.
Для согласования заключения контракта с ЕП заявитель направляет письменное обращение в ФАС или в соответствующий орган субъекта РФ, или в соответствующий орган местного самоуправления. Указывается, какие сведения должно содержать обращение и какие документы и информацию следует к такому обращению приложить. Устанавливаются сроки и порядок рассмотрения органами заявлений, виды принимаемых решений.
Перечень импорта, для которого вводятся условия допуска, расширен
Приказ Минэкономразвития России от 16.04.2015 N 228 расширяет перечень иностранных товаров <3>, для которых вводятся условия допуска к госзакупкам, дополняя его, в частности, следующими позициями: машины вычислительные аналоговые и гибридные (аналогово-цифровые) для автоматической обработки данных; машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных; устройства межсистемной связи сетей, систем, комплексов и электронных вычислительных машин; машины и аппаратура для гальванопластики, гальваностегии, электролиза и электрофореза; стулья и мебель для сидения; кровати деревянные детские; шкафы деревянные для книг; матрасы детские.
--------------------------------
<3> Перечень товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в п. 1 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно вносимым изменениям теперь заказчик обязан применять понижающий 15%-ный коэффициент к цене, предложенной участником, который собирается поставить товары, происходящие из Республики Армении. Также регламентирован способ осуществления закупок путем проведения запроса котировок. Определено, что Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 не ограничен сроком действия (то есть он останется в силе и после 31.12.2015).
Обновлен порядок опубликования планов-графиков
Приказ Минэкономразвития России N 182, Федерального казначейства N 7н от 31.03.2015 обновляет порядок опубликования планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 гг. на сайте zakupki.gov.ru и в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Формирование и размещение планов-графиков федеральных заказчиков на 2016 г. осуществляются посредством информационного взаимодействия официального сайта с государственной информационной системой "Электронный бюджет". В соответствующих строках плана-графика на 2016 г., содержащего информацию о закупках в рамках переданных бюджетному или автономному учреждению, государственному или муниципальному унитарному предприятию полномочий заказчика, через символ "/" указываются наименование, юридический адрес, телефон, электронная почта, ИНН, КПП, ОКАТО такого учреждения или предприятия.
Рекомендации и разъяснения
Этот раздел познакомит читателей с рекомендациями регуляторов контрактной системы.
Справки об отсутствии задолженности в электронном виде
Разъяснения Минэкономразвития в Письме от 20.03.2015 N Д28и-589 касаются обеспечения возможности предоставления операторам электронных площадок справок об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в электронной форме. Операторам электронных площадок, на которых осуществляются закупки ТРУ, рекомендовано предоставить возможность участникам закупок подавать справку в электронном виде в соответствии с Форматом, утвержденным Приказом ФНС России от 21.07.2014 N ММВ-7-8/378@.
Отдельные вопросы по госзакупкам
Письмом от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791 Федеральное казначейство направляет ответы на вопросы применения Закона о контрактной системе. В частности, указано, что в силу ч. 12 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, анализа рынка, нормативного, тарифного, проектно-сметного, затратного методов заказчик вправе использовать иные методы.
Вместе с тем положения ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе, обязывающие заказчика при закупке у ЕП обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, цену контракта и иные его существенные условия, не распространяются на случаи закупки у ЕП, предусмотренные п. п. 1, 2, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При обосновании НМЦК следует руководствоваться Методическими рекомендациями (в том числе п. 3.19), утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. Согласно названному пункту для расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее трех источников данных о цене ТРУ, предлагаемых различными поставщиками, даже если на определенной территории существует только один поставщик. В этом случае при обосновании НМЦК может быть использована любая общедоступная информация.
Наказания за нарушения при размещении планов-графиков
ФАС в Письме от 09.04.2015 N АК/17162/15 разъясняет основания привлечения к административной ответственности за нарушение требований к размещению планов-графиков закупок в Интернете.
Отдельные положения Закона о контрактной системе, касающиеся планов-графиков закупок, вступают в силу 01.01.2016. Заказчики публикуют планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов и (или) правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. С 01.01.2014 планы-графики размещаются в порядке, утвержденном Приказом Минэкономразвития России N 544, Федерального казначейства N 18н от 20.09.2013. До вступления в силу изменений Закона о контрактной системе при нарушении сроков размещения планов-графиков на официальном сайте www.zakupki.gov.ru отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (размещение в ЕИС информации с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе).
Закупки технических средств реабилитации (ТСР)
ФАС в Письме от 14.04.2015 N АК/18070/15 направляет разъяснения по закупкам ТСР (бандажей, корсетов и реклинаторов). Ведомство считает недопустимым, что при описании объекта закупки заказчики прописывают все, вплоть до материалов, из которых должны производиться товары, их комплектации, способов крепления, формируя таким образом заказ под одного участника. В отсутствие решения Росздравнадзора об ограничении обращения ТСР заказчики не могут ограничивать их обращение путем создания неконкурентных условий. Заказчики не имеют права устанавливать требования к комплектации и способам крепления ТСР (для всех групп инвалидов) и материалам, из которых должны быть изготовлены ТСР (за исключением случаев обеспечения бандажами инвалидов, имеющих индивидуальную непереносимость материала, - тогда закупки следует осуществлять отдельным лотом).
Судебная практика
На примере решений судов ознакомимся с некоторыми особенностями совершения закупок.
Заказчик имеет право сам провести экспертизу при одностороннем расторжении контракта
Рассмотрим Постановление АС СКО от 17.03.2015 по делу N А63-6507/2014. Поставщик исполнял обязанности ненадлежащим образом, поэтому заказчик расторг контракт в одностороннем порядке и направил соответствующую информацию в реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик обжаловал действия заказчика в суде, посчитав свое включение в реестр незаконным. Его заявление было мотивировано тем, что несоответствие поставленного товара установленным требованиям можно определить только путем проведения экспертизы лицензированными специалистами и предоставления поставщику соответствующего экспертного заключения. Приведенный довод не был принят судом. В свою очередь, апелляционная инстанция указала, что такая экспертиза не является допустимым доказательством, поскольку проведена заинтересованными лицами - сотрудниками заказчика.
Суд кассационной инстанции вывод суда апелляционной инстанции признал ошибочным, поскольку заказчик осуществил экспертизу товара собственными силами на основании положений ст. 94 Закона о контрактной системе. Закон не возлагает на заказчиков обязанность по привлечению исключительно независимых экспертных организаций для проведения экспертизы, а предоставляет право выбора. Исключениями считаются только некоторые случаи закупки у ЕП (ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе). Закупка была проведена путем электронного аукциона, поэтому обязанность привлекать экспертов в рассматриваемом случае на заказчика не распространяется.
Отказ в принятии банковской гарантии, зафиксированный в протоколе, правомерен
Форма отказа в принятии банковской гарантии и необходимость его оформления в виде отдельного документа законодательством не утверждены. Если информация об отказе в принятии банковской гарантии и признании победителя уклонившимся зафиксирована в протоколе, размещенном на электронной площадке, то победитель надлежащим образом проинформирован об отказе принять гарантию. Такой вывод можно сделать из Решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2015 по делу N А56-75943/2014.
Победитель уклонился от заключения контракта, о чем заказчиком был составлен протокол. Причиной отказа от заключения контракта стало несоответствие банковской гарантии требованиям Закона о контрактной системе. Антимонопольный орган, куда обратился победитель, посчитал, что был нарушен порядок уведомления об отказе в принятии банковской гарантии. Заказчик с данным решением не согласился и обратился в суд. Решение антимонопольного органа было признано недействительным.
Согласно ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик информирует об этом в письменной форме или форме электронного документа лицо, предоставившее гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа. Суд отметил, что размещение на электронной площадке протокола, в котором зафиксирована информация об отказе в принятии банковской гарантии, соответствует требованиям Закона. Был принят во внимание и п. 14 Письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889, в силу которого при рассмотрении банковской гарантии составлять отдельный документ не требуется.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 10.01.2022
Дата размещения статьи: 23.08.2021
Дата размещения статьи: 18.08.2021
Дата размещения статьи: 06.03.2021
Дата размещения статьи: 12.02.2021
Навигация