![]() |
Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 11.02.2016
В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ <1> пациент имеет право на выбор врача и медицинской организации. Об этом и пойдет речь в данной статье.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Выбор гражданином врача и медицинской организации
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выбор врача с учетом согласия последнего.
В силу ст. 16 Федерального закона N 326-ФЗ <2> застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из списка медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) в соответствии с законодательством РФ.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Примечание. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273.
Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н (далее - Порядок N 406н).
В соответствии с п. 3 Порядка N 406н выбор или замена медицинской организации осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность, путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь.
Порядок выбора медицинской организации заключается в следующем.
1. Гражданин или его представитель обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации с приложением необходимых документов. В заявлении приводится перечень сведений, обозначенных в п. 4 Порядка N 406н.
2. Медицинская организация, принявшая заявление, в течение двух рабочих дней направляет письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления.
3. После получения заявления медицинская организация, принявшая его, в течение двух рабочих дней направляет письмо по почте, электронной почте о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления (п. 7 Порядка N 406н).
4. Медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение двух рабочих дней с момента получения письма направляет соответствующую информацию письмом по почте, электронной почте в медицинскую организацию, принявшую заявление (п. 8 Порядка N 406н).
5. В течение двух рабочих дней после подтверждения медицинской организацией, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, информации, отраженной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина или его представителя в письменной или устной форме о принятии гражданина на медицинское обслуживание (п. 9 Порядка N 406н).
Однако на некоторые категории граждан указанный порядок не распространяется. К ним относятся:
- граждане, проживающие в ЗАТО, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, работники организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда. В отношении таких граждан действует Постановление Правительства РФ N 770 <3>;
- военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, проходящие альтернативную гражданскую службу, граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу по контракту или приравненную к ней службу. Обслуживание таких граждан осуществляется в ведомственных медицинских организациях (ст. 25 Федерального закона N 323-ФЗ);
- задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста. Они обслуживаются в медицинских организациях государственной (муниципальной) системы здравоохранения в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1466 (ст. 26 Федерального закона N 323-ФЗ).
--------------------------------
<3> Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 N 770 "Об особенностях выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда".
Отказ в реализации гражданином права на выбор медицинской организации может быть оспорен им в судебном порядке, а в случае признания отказа необоснованным с медицинской организации может быть взыскана компенсация морального вреда. В качестве примера приведем Апелляционное определение Архангельского областного суда от 02.04.2015 N 33-1492/2015, в котором рассматривались исковые требования гражданина к бюджетному учреждению здравоохранения, отказавшему ему в медицинском обслуживании. Как следует из материалов дела, гражданин обратился в поликлинику ФГБУЗ с заявлением о прикреплении к данному медицинскому учреждению для получения медицинской помощи.
Письмом ФГБУЗ СМКЦ гражданину было отказано в прикреплении к названному медицинскому учреждению по причине того, что мощность поликлиники не позволяет дополнительно прикрепить его на медицинское обслуживание в рамках ОМС.
Удовлетворив исковые требования и возложив на поликлинику обязанность принять гражданина на медицинское обслуживание, суд пришел к выводу, что каких-либо ограничений в реализации застрахованным лицом права на выбор медицинской организации не установлено.
Доводы представителя поликлиники о том, что гражданин не может быть прикреплен для получения медицинских услуг к поликлинике в силу того, что имеется превышение нормативов прикрепленного населения к данной поликлинике, его адрес регистрации и места жительства не входит в зону ее обслуживания, были отклонены.
Как указано в Определении, Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению <4> не содержит нормы об отказе гражданину в выборе медицинской организации по территориальному принципу. Решением суда с поликлиники в пользу гражданина была взыскана денежная компенсация морального вреда.
--------------------------------
<4> Утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н.
Дополнительно к вышесказанному отметим, что медицинская организация не вправе отказать в прикреплении на медицинское обслуживание гражданину по причине специфики его заболевания (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.02.2014 по делу N 33-2095/2014).
Далее заметим, что участковый принцип оказания медицинской помощи в настоящее время не является определяющим фактором и не может служить основанием для отказа в выборе медицинской организации и врача. В качестве примера приведем Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 28.05.2013 по делу N 33-4118/2013.
Женщина, сменив место жительства, обратилась в поликлинику с просьбой прикрепить ее к ней для получения первичной медико-санитарной помощи. При выборе указанной медицинской организации она исходила из того, что поликлиника находилась рядом с ее домом. Но медицинская организация отказала в прикреплении, обосновав свои действия тем, что на врачебной комиссии участковые врачи-терапевты не дали своего согласия на медицинское обслуживание этой пациентки ввиду повышенной нагрузки на врачей-терапевтов. Суд указал, что согласие медицинского работника предусмотрено при выборе гражданином врача, а не медицинской организации. Ссылка же на превышение нагрузки на одного врача является необоснованной, поскольку законом не установлены такие основания для отказа в прикреплении гражданина на медицинское обслуживание.
Незаконным является и отказ учреждения здравоохранения в прикреплении по причине проживания гражданина в другом районе города и недоукомплектования врачами медицинской организации (Апелляционное определение Самарского областного суда от 27.11.2012 по делу N 33-10847).
Особенности выбора медицинских организаций и врачей для оказания медицинской помощи
Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин путем подачи заявления осуществляет выбор следующих врачей:
- врача-терапевта;
- врача-терапевта участкового;
- врача-педиатра;
- врача-педиатра участкового;
- врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.
Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача (п. 4 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ). При этом лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации в случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю.
В силу п. 5 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания. Согласно п. 12 Порядка N 406н выбор медицинской организации при оказании скорой медицинской помощи осуществляется гражданином с учетом соблюдения предусмотренных сроков предоставления такой помощи. В силу п. 4 Приложения 3 к Порядку N 388н <5> место расположения и территория обслуживания станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта с учетом 20-минутной транспортной доступности.
--------------------------------
<5> Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н.
Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрен принцип срочности оказания скорой (неотложной) медицинской помощи и установлено, что время прибытия к больному не должно превышать 20 минут (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 N 13АП-24647/2014 по делу N А21-3489/2014). При отсутствии такой возможности медицинская организация вправе отказать в оказании медицинской помощи.
Так, в Апелляционном определении от 14.07.2014 N 33-27928 Московский городской суд признал правомерным отказ медицинской организации в медицинском обслуживании, указав следующее. Оказание медицинской помощи на дому без автотранспорта с учетом места проживания гражданина не сможет осуществляться медицинской организацией в необходимые законом сроки (гражданин проживает в 23 км от поликлиники).
Признав, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, суд указал, что прикрепление гражданина к медицинской организации будет означать дальнейшее превышение нагрузки в противовес принципу распределения населения по врачебным участкам в целях максимального обеспечения доступности медицинской помощи и соблюдения прав иных граждан.
Согласно п. 6 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации <6> за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, осуществляется в Порядке, установленном Приказом Минздрава России N 1342н <7>.
--------------------------------
<6> За исключением случаев оказания скорой медицинской помощи.
<7> Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи".
Медицинским организациям не стоит забывать о том, что при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в Интернете:
- о медицинской организации;
- об осуществляемой ею медицинской деятельности;
- о врачах, уровне их образования и квалификации (п. 7 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ).
При этом в силу п. 9 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана предоставить такому пациенту медицинскую помощь без участия студентов медицинских образовательных учреждений.
* * *
В заключение подведем итог:
1) при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выбор врача с учетом согласия врача;
2) признается незаконным отказ в прикреплении на медицинское обслуживание по причине специфики заболевания гражданина, проживания его в другом районе города. При этом в случае оказания скорой (неотложной) медицинской помощи в прикреплении на медицинское обслуживание может быть отказано, если время прибытия к больному будет превышать предусмотренный законодательством срок (20 минут);
3) в случае признания судом незаконным отказа в прикреплении на медицинское обслуживание гражданин вправе потребовать компенсацию морального вреда от учреждения здравоохранения;
4) при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в Интернете, о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности и врачах, уровне их образования и квалификации.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.
В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).
Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.
Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.
Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
Дата размещения статьи: 21.01.2019
Дата размещения статьи: 09.01.2019
Дата размещения статьи: 03.08.2017
Дата размещения статьи: 01.04.2017
Дата размещения статьи: 29.03.2017
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|