Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 21.08.2019
Одним из основных факторов устойчивого развития Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) является эффективная внешнеэкономическая деятельность. Таможенное регулирование оказывает серьезное влияние на экономическое развитие стран - участниц ЕАЭС, поэтому необходимо создавать комфортные условия для участников ВЭД и поддерживать их предпринимательскую активность, т.к. "главной целью интеграционных процессов в сфере таможенного регулирования является создание простых и необременительных механизмов таможенного администрирования для предпринимателей" <1>.
--------------------------------
<1> Лесков Ю.В. Проблемы и перспективы таможенного администрирования в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Синергия наук. 2018. N 21. С. 20.
Разрабатываемые и предпринимаемые таможенным блоком Евразийской экономической комиссии совместно со странами-участницами меры направлены на создание равных конкурентных условий осуществления внешнеэкономической деятельности на всей территории ЕАЭС.
ЕАЭС наделен широким набором полномочий в сфере экономического регулирования.
Основными направлениями экономического развития ЕАЭС выступают:
1) создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности; инновационное развитие и модернизация;
2) развитие финансового сектора;
3) инфраструктурное развитие, в том числе реализация транзитного потенциала; развитие кадрового потенциала;
4) повышение энергоэффективности и ресурсосбережение; региональное развитие и приграничное сотрудничество; международное сотрудничество и реализация торгового потенциала <2>.
--------------------------------
<2> Копий В.Е., Яковлев Г.И. Организация таможенного администрирования ЕАЭС // Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Омск, 2017. С. 78.
Таможенное администрирование оказывает влияние на развитие базовых отраслей промышленности, приоритетными направлениями которого является использование мер таможенно-тарифного регулирования для выравнивания условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержки экспорта российской промышленной продукции.
Таким образом, благоприятные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности напрямую зависят от качества таможенного администрирования.
В аналитическом докладе Центра стратегических разработок говорится, что "уровень недостоверного декларирования со стороны бизнеса или ввоза в страну товаров в обход установленных правил остается высоким" <3>. Такая ситуация оказывает негативное влияние на добросовестную конкуренцию, создает возможности уклонения от уплаты налогов, увеличивает объемы теневого бизнеса.
--------------------------------
<3> Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев Г.В., Точин А.В. Таможенное администрирование в России: что делать?: Аналитический доклад. М.: ЦСР, 2018. С. 3. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/02/20180228_Tamozhnya-doklad.pdf (дата обращения: 10.04.2019).
Новшества для создания благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности нашли свое отражение в Таможенном кодексе ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) <4> и Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года <5>. Принцип развития программы заключается в простоте и удобстве для бизнеса, а также в эффективности и удобстве для государства. Таможенные органы должны не просто обеспечить соблюдение законодательства при осуществлении ВЭД, но и сделать таможенное администрирование комфортным и удобным.
--------------------------------
<4> Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 26.04.2019).
<5> Стратегия развития таможенной службы России до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р // СПС "КонсультантПлюс".
Принятые программные документы <6>, направленные на дальнейшее развитие таможенного администрирования, предусматривают повышение эффективности таможенного администрирования за счет улучшения действующих технологий, что в целом будет способствовать постепенному снижению остроты части из описанных выше проблем в сфере внешнеторговой деятельности. В основном речь идет о развитии электронных технологий (электронного декларирования, электронного взаимодействия между таможенными и иными государственными контролирующими органами (в том числе налоговой службой), внедрения механизмов прослеживаемости движения товаров при ввозе в страну), об оптимизации подхода к категорированию участников ВЭД и других <7>. Программные документы хотя и задают направление постепенных улучшений таможенного администрирования России, но сохраняют в неизменном виде базовые технологии и бизнес-процессы организации таможенного дела, а значит, и основные проблемы администрирования <8>.
--------------------------------
<6> Стратегия развития таможенной службы России до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р; План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование таможенного администрирования": утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р; Государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности": утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330.
<7> Решение Коллегии ЕЭК от 18 декабря 2018 г. N 208 "О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами - членами Евразийского экономического союза в целях обмена таможенной информацией с третьими странами". URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 26.04.2019).
<8> Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев Г.В., Точин А.В. Таможенное администрирование в России: что делать?: Аналитический доклад. М.: ЦСР, 2018. С. 9. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/02/20180228_Tamozhnya-doklad.pdf (дата обращения: 10.04.2019).
С целью совершенствования таможенного администрирования 3 августа 2018 г. также был принят новый Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации N 289-ФЗ <9>, но его реализация будет проходить постепенно. Появление данного правового акта обусловлено началом действия с 1 января 2018 г. ТК ЕАЭС. Предполагается, что вступление документа в силу создаст базовые условия для упрощения таможенных процедур и позволит ускорить все процедуры, в частности за счет введения электронного способа декларирования.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ (ред. от 28 ноября 2018 г.) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2018. N 32 (часть I). Ст. 5082.
В новом документе реализована значительная часть отсылочных норм ТК ЕАЭС, направленных на совершенствование таможенного администрирования, а также на упрощение совершения таможенных операций.
В ТК ЕАЭС содержатся нормы, которые переводят на уровень национальных законов ряд правоотношений, условий, требований или особенностей таможенного регулирования. Это значит, что определенные сферы таможенного регулирования должны регламентироваться отдельными законами в каждой стране ЕАЭС. Соответственно, новый документ устанавливает особенности таможенного регулирования в России в соответствии с положениями права ЕАЭС.
Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации N 289-ФЗ частично начал действовать с 4 сентября 2018 г. Некоторые положения, касающиеся организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков (раздела II), заработали с 1 января 2019 г. С 1 июля 2019 г. вступят в силу главы 25 "Таможенная процедура свободного склада" и 64 "Владелец свободного склада"; с 1 января 2020 г. - положения ч. 2 ст. 264 об электронной форме консультирования; с 1 января 2022 г. - положения частей 1 - 4 ст. 300 о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме.
ТК ЕАЭС и Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации N 289-ФЗ ввели приоритет автоматизированных, электронных технологий над бумажным документооборотом, они стимулируют применение механизмов "единого окна", повышают эффективность института уполномоченного оператора, допускают возможность переноса момента уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров. Одновременно с этим документы направлены на повышение эффективности таможенного администрирования и собираемости таможенных платежей.
Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации N 289-ФЗ предусматривает возможности применения отсрочки при уплате таможенных платежей в один месяц для любых категорий товаров при условии внесения соответствующего обеспечения. Также расширяются возможности для автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров. С 90 до 60 дней сокращены сроки принятия предварительных решений по классификации товаров, с 10 до 1 дня сокращен срок проведения таможенного досмотра.
При множестве положительных качеств принятия рассматриваемого Закона существует еще достаточное количество проблем таможенного администрирования.
1. Одной из проблем является предоставление и заполнение большого количества документов при пересечении границы и на последующих этапах таможенного оформления (транзит, временное хранение), а для получения права на выпуск товара в обращение - прохождение проверок и оплата пошлины. Эти процедуры остались закрепленными и во вступившем в силу с 1 января 2018 г. Таможенном кодексе ЕАЭС.
2. Объектом контроля для таможенных органов являются товары, собранные в одну товарную партию, сведения о которых указаны в одной таможенной декларации. При этом не предусмотрены требования к отражению сведений о товарах в документах бухгалтерского или иного коммерческого учета. Такой подход не обеспечивает прослеживаемость информации после выпуска, когда партия "расщепляется" на отдельные товары.
Необходимо менять технологии контроля, использовать успешный опыт зарубежных стран в этой сфере, но на данный момент внедряются (пока для ограниченного спектра товаров) только механизмы идентификации каждой единицы товара путем маркирования без учета транспортной, промышленной или торговой маркировки, что дополнительно может еще больше усложнить таможенные процедуры <10>.
--------------------------------
<10> Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев Г.В., Точин А.В. Таможенное администрирование в России: что делать?: аналитический доклад. М.: ЦСР, 2018. С. 6. URL: https:// www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/02/20180228_Tamozhnya-doklad.pdf (дата обращения: 10.04.2019).
Так, в 2016 г. была введена маркировка меховых изделий, с 1 июня 2018 г. стартовал эксперимент по маркировке кожаной обуви (с 1 июля 2019 г. обязательная маркировка обуви будет действовать для всех участников рынка) <11>, еще в России внедряется маркировка табачной продукции. В 2018 г. это пока еще экспериментальный проект, но уже с марта 2019 г. нововведения станут обязательными для всех участников рынка. Также в 2019 году запланирован ввод обязательной маркировки верхней одежды.
--------------------------------
<11> Эксперимент по маркировке обуви средствами идентификации вводится Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2018 г. N 620 "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Данный подход к контролю ВЭД путем обязательной маркировки товаров и реализация подобных мер потребуют существенных затрат бизнеса и государства на их внедрение (оснащение производственных линий маркировочным оборудованием, приобретение специализированного программного обеспечения, заключение контрактов с поставщиками меток).
В совокупности такие методы могут быть потенциально оправданны только в случае значимых масштабов нарушений и их особо вредных последствий. Кроме того, нерешенным остается вопрос доказанности (включая международный опыт) того, насколько экономически целесообразно применять маркировку по сравнению с ее альтернативами, в том числе использующими технологии на основе единого информационного облака <12>. Например, можно применить системы контроля, прослеживаемости и оценки рисков, которые анализируют хозяйственную деятельность предприятий, опираясь на данные, генерируемые уже созданными автоматизированными системами контроля (АИС "Налог", информационные системы ФТС России и др.).
--------------------------------
<12> Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев Г.В., Точин А.В. Таможенное администрирование в России: что делать?: Аналитический доклад. М.: ЦСР, 2018. С. 7. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/02/20180228_Tamozhnya-doklad.pdf (дата обращения: 10.04.2019).
Также существует проблема интегрированного контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Особенно актуальной данная проблема становится при ввозе и вывозе товаров морским транспортом - из-за высокой конкуренции с портами других стран и внушительной доли внешнеторгового товарооборота (более 50% по физическому объему). Информация о судне и грузах от судовладельцев в портах представляется в различные органы и службы в разных форматах (в том числе на бумажных носителях); в соответствии с требованиями разных контрольных служб грузы неоднократно подвергаются проверке. Длительные сроки их оформления, сложность процедур, большое количество предоставляемых документов и информации увеличивают издержки бизнеса и приводят к росту цен. Сейчас вводятся новые нормы, позволяющие изменить обстановку дел при ввозе и вывозе товаров морским транспортом.
Решением Коллегии ЕЭК от 28 ноября 2018 г. N 191 <13> утверждены структура и формат предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом. Решение вступает в силу с 1 июля 2019 г.
--------------------------------
<13> Решение Коллегии ЕЭК от 28 ноября 2018 г. N 191 "О структуре и формате предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом" // СПС "КонсультантПлюс".
Предварительная информация о товарах, ввозимых водным транспортом, представляемая в виде электронного документа, подписывается электронной цифровой подписью (электронной подписью) в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, таможенному органу которого она представляется.
Структура предварительной информации о товарах, ввозимых водным транспортом, разработана на основе использования модели данных ЕАЭС и описывается в табличной форме с указанием:
а) общих сведений о структуре предварительной информации о товарах, ввозимых водным транспортом;
б) импортируемых пространств имен (пространств имен, которым принадлежат объекты модели данных, использованные при разработке структуры предварительной информации о товарах, ввозимых водным транспортом);
в) реквизитного состава структуры предварительной информации о товарах, ввозимых водным транспортом (с учетом уровней иерархии вплоть до простых (атомарных) реквизитов);
г) сведений об объектах модели данных базисного уровня и уровня предметной области "Таможенное администрирование":
- о базовых типах данных, используемых в структуре предварительной информации о товарах, ввозимых водным транспортом;
- об общих простых типах данных, используемых в структуре предварительной информации о товарах, ввозимых водным транспортом;
- о прикладных простых типах данных предметной области "Таможенное администрирование", используемых в структуре предварительной информации о товарах, ввозимых водным транспортом;
д) описания заполнения отдельных реквизитов структуры предварительной информации о товарах, ввозимых водным транспортом.
Общие сведения о структуре предварительной информации о товарах, ввозимых водным транспортом, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Общие сведения о структуре предварительной информации о товарах, ввозимых водным транспортом
Обозначение элемента |
Описание |
Имя |
Предварительная информация о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом |
Идентификатор |
R.039 |
Версия |
1.0.0 |
Идентификатор пространства имен |
urn:EEC:R:039:VesselPreliminaryInformation:v1.0.0 |
Корневой элемент XML-документа |
VesselPreliminaryInformation |
Имя файла XML-схемы |
EEC_R_039_VesselPreliminaryInformation_v1.0.0.xsd |
Предварительное декларирование позволит значительно ускорить процесс таможенного администрирования только в том случае, если полностью заработает система электронного декларирования для всех участников ВЭД.
Проблемы таможенного администрирования приводят к мошенническим схемам, которые позволяют ввозить в страну санкционные товары, а также способствуют искажению сведений или занижению таможенной стоимости товаров, на которые установлен высокий уровень пошлин.
В таблице 2 указаны ключевые недостатки существующей системы таможенного администрирования и возможные способы их устранения.
Таблица 2
Ключевые недостатки существующей системы таможенного администрирования в ЕАЭС
Проблемы таможенного администрирования |
Возможные решения проблем таможенного администрирования |
Предоставление на каждом этапе таможенных операций сведений и их дублирование в различных форматах |
Информатизация всех процессов таможенных операций для всех участников ВЭД |
Разобщенность контрольных функций таможенных и иных государственных органов, осуществляющих контроль трансграничного перемещения товаров, транспортных средств и лиц |
Создание единого информационного "облака" для взаимодействия различных органов государственной власти |
Контроль товаров в рамках отдельной поставки (одной декларации на товары). Данный подход препятствует осуществлению аудита сделки после выпуска товаров |
Необходимо наладить контроль по документам учета компаний и обеспечить прослеживаемость движения товара для последующего налогового надзора |
Итак, для устранения недостатков системы таможенного администрирования необходимо как можно скорее наладить единое информационное пространство между участниками ВЭД, таможенными органами ЕАЭС и таможенными органами третьих стран, а также с иными государственными органами стран - участниц ЕАЭС.
Таким образом, таможенное администрирование в ЕАЭС на данный момент не способно обеспечить достаточную эффективность контроля внешнеэкономической деятельности, и для его совершенствования необходимо предпринимать конкретные действия, которые должны улучшить таможенное администрирование в едином экономическом пространстве: сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров для всех категорий организаций; совершенствование механизма уплаты таможенных платежей; автоматизация всех процессов декларирования и уплаты таможенных платежей, перенос таможенного контроля на этап после выпуска товара.
Литература
1. Баландина Г.В. Таможенное администрирование в России: что делать?: Аналитический доклад / Г.В. Баландина, Ю.Ю. Пономарев, Г.В. Синельников-Мурылев, А.В. Точин. М.: ЦСР, 2018. 42 с.
2. Копий В.Е. Организация таможенного администрирования ЕАЭС / В.Е. Копий, Г.И. Яковлев // Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (г. Омск, 11 мая 2017 г.). Вып. 4. Омск: ИЦРОН, 2017. С. 78 - 80.
3. Лесков Ю.В. Проблемы и перспективы таможенного администрирования в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза / Ю.В. Лесков // Синергия наук. 2018. N 21. С. 20 - 27.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.
В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).
Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.
Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.
Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
Дата размещения статьи: 21.08.2019
Дата размещения статьи: 12.09.2016
Дата размещения статьи: 27.07.2016
Дата размещения статьи: 18.04.2016
Дата размещения статьи: 07.04.2016
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|