Дата размещения статьи: 26.11.2020
--------------------------------
<1> Статья написана с использованием СПС "Гарант" и СПС "КонсультантПлюс".
<2> Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта N 17-03-00583 "Правовой бизнес-навигатор по малому и среднему предпринимательству".
В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрены направления развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из которых является сфера государственных и муниципальных закупок <3>. В данной сфере основной задачей является расширение доступа малых предприятий к закупкам. К планируемым мерам совершенствования правил участия субъектов малого предпринимательства (СМП) в государственных и муниципальных закупках в Стратегии отнесены: сокращение издержек потенциальных поставщиков в связи с участием в закупках за счет широкого внедрения технологий электронных торгов; постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого предпринимательства; организация мероприятий, направленных на повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к участию в закупках; организация методического содействия малым и средним предприятиям для участия в закупках и др.
--------------------------------
<3> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р // СЗ РФ. 2016. N 24. Ст. 3549.
Таким образом, государственная политика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд направлена на дальнейшее применение разнообразных мер поддержки СМП, в том числе совершенствование правил их участия в закупках, обеспечивающих соблюдение их прав, а также баланса интересов всех субъектов закупок.
Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 30-дневного на 15-дневный сокращен срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с даты подписания заказчиком документа о приемке товара (работы, услуги) <4>.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2017. N 18. Ст. 2660.
При рассмотрении спора о том, в каких случаях действует правило о применении сокращенного срока оплаты, Верховный Суд РФ пояснил, что данное правило действует, когда контракты заключаются по итогам закупки только среди СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Нижестоящие суды посчитали, что этот срок применяется по всем контрактам, заключаемым с СМП и СОНКО, с чем не согласился Верховный Суд РФ <5>.
--------------------------------
<5> Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 302-ЭС16-16957 // СПС "КонсультантПлюс".
Необходимо обратить внимание на еще одну проблему, возникшую при участии СМП в государственных закупках. В Законе о контрактной системе ст. 30, содержащая правила об участии СМП и СОНКО в закупках, именуется "Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках", в ч. 3 данной статьи установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установленными в ч. 1 ст. 30 способами в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. В ч. 1 ст. 30 установлена обязанность заказчиков осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, путем проведения таких способов закупок установленных в п. 1 ч. 1, как: открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе также употребляется термин "ограничение" в отношении участия в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которое может применяться только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
А в ч. 4 данной статьи установлено, что преимущества в соответствии со ст. 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Кроме того, согласно п. 7 ч. 3 ст. 49, п. 5 ч. 5 ст. 63, п. 6 ч. 1 ст. 73, п. 8 ч. 4 ст. 83 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупок указывает в извещении преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе.
Использование различных формулировок в отношении участия СМП в закупках в качестве ограничения и одновременно преимущества породило недопонимание и споры в правоприменительной деятельности. Так, при споре с заказчиком УФАС указало, что осуществление закупок у СМП и СОНКО является ограничением при проведении закупок в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ. Однако в аукционной документации указана информация в соответствии со ст. 30 ФЗ N 44-ФЗ как в графе "ограничения в определении поставщика", так и в графе "преимущества", поэтому указанная информация могла ввести в заблуждение участников закупок.
В решении от 14 сентября 2015 года по делу N А45-12761/2015 Арбитражный суд Новосибирской области указал, что при проведении аукциона не для всех (любых) участников закупок, а только для СМП и СОНКО заказчик и уполномоченное учреждение предоставляют перечисленные преимущества СМП и СОНКО (приоритет) перед всеми остальными участниками закупок. Выражаются эти преимущества в виде ограничений для участия в таких закупках: участниками таких закупок могут быть только СМП и СОНКО, и свой статус для получения преимуществ, указанных в ст. 30 и ст. 44, они должны подтвердить декларацией в соответствии с требованиями закона <6>. Употребляемый в Законе о контрактной системе термин "ограничение в участии в закупках" относится к субъектам, не относящимся к СМП или СОНКО. Участие только СМП и СОНКО в конкурентных процедурах закупок следует рассматривать в качестве предоставляемого преимущества.
--------------------------------
<6> СПС "КонсультантПлюс".
К 2016 году ФАС России выработало правовую позицию по рассматриваемому вопросу, которая отражена в письме от 28 марта 2016 г. N ИА/19786/16 "По вопросам установления в извещениях об осуществлении закупок преимуществ и ограничений для участников закупок, являющихся субъектами малого предпринимательства". В письме, направленном территориальным органам ФАС с целью формирования единообразной практики, указано, что установление заказчиком требования об участии в закупке только субъектов малого предпринимательства как в виде ограничения (ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе), так и в виде преимущества (ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе) признается соответствующим положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок <7>.
--------------------------------
<7> Документ официально не опубликован // СПС "КонсультантПлюс".
К наиболее значимым правилам об участии СМП в закупках следует отнести принятие Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" <8>. Принятие типовых условий контрактов и типовых контрактов предусмотрено в ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <9>.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2017. N 1 (часть II). Ст. 196.
<9> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
Типовые формы позволяют упростить процедуру разработки проектов контрактов и условий участия СМП в закупках, обеспечить единообразие в формулировании таких условий. Типовые формы применяются только при их размещении в отдельном разделе единой информационной системы (ЕИС) и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации <10>.
--------------------------------
<10> Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" // СЗ РФ. 2014. N 28. Ст. 4053.
Хотя разработка и принятие типовых условий контрактов по привлечению к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП основываются на правилах, установленных Постановлением Правительства РФ N 606, среди которых основным является правило о том, что типовые условия содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством РФ о контрактной системе, рассматриваемые типовые условия имеют и отличия от иных типовых условий, одно из которых заключается в том, что иные типовые условия утверждаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и государственными корпорациями, наделенными полномочиями по их утверждению, в то время как типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), утверждены Постановлением Правительства РФ и применяются во всех контрактах, в которых предусмотрено участие СМП и СОНКО.
Употребляемое в Законе о контрактной системе понятие "обязательные условия" нетождественно существенным условиям договора, определяемым ст. 432 ГК РФ. Под обязательными условиями в Законе о контрактной системе понимаются условия, подлежащие включению в любой контракт либо контракт определенного вида, либо заключаемый на определенную сумму либо в иных, определенных Законом о контрактной системе случаях. Обязательные условия контракта не квалифицируются Законом о контрактной системе в качестве существенных, но, поскольку они подлежат включению в контракт в обязательном порядке, они необходимы для заключения контракта.
Зарубежный опыт показывает, что привлечение СМП в качестве субподрядчика является наиболее эффективной формой их поддержки.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе установление условия о привлечении субподрядчика, соисполнителя из числа СМП или СОНО в извещении об осуществлении закупки является правом заказчика.
Согласно п. 1 рассматриваемых типовых условий объем привлечения субподрядчика, соисполнителя из числа СМП, СОНО должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта. Такая формулировка позволяет заказчику при необходимости привлечь субподрядчиков (соисполнителей) к закупкам.
Подрядчик (поставщик, исполнитель) несет гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении СМП, СОНКО к исполнению контракта, что соответствует ст. 313, 403 ГК РФ.
При рассмотрении вопросов, связанных с участием СМП в государственных и муниципальных закупках, нельзя не учитывать соответствующие положения Договора о Евразийском экономическом союзе <11>. В Договоре о ЕАЭС участие СМП рассматривается в качестве преимущества. Случаи и порядок такого участия отнесены к компетенции национального законодателя. Вместе с тем к группе субъектов, имеющих одинаковые преимущества, помимо СМП и СОНКО, отнесены также субъекты среднего предпринимательства (п. 40), для которых в национальном законодательстве о государственных и муниципальных закупках могут быть установлены специальные правила участия.
--------------------------------
<11> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 05.06.2014).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014).
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения".
4. Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
5. Письмо ФАС России от 28.03.2016 N ИА/19786/16 "По вопросам установления в извещениях об осуществлении закупок преимуществ и ограничений для участников закупок, являющихся субъектами малого предпринимательства".
6. Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 302-ЭС16-16957.
7. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 10.01.2022
Дата размещения статьи: 23.08.2021
Дата размещения статьи: 18.08.2021
Дата размещения статьи: 06.03.2021
Дата размещения статьи: 12.02.2021
Навигация