Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Внешнеэкономическая деятельность > Основные компоненты международного правопорядка в области регулирования международной торговли (Ганюшкина Е.Б.)

Основные компоненты международного правопорядка в области регулирования международной торговли (Ганюшкина Е.Б.)

Дата размещения статьи: 30.12.2014

Меняющаяся геополитическая обстановка, угроза применения негативных ограничений к РФ со стороны стран Европейского Союза и США, например, приостановление процесса присоединения России к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволяют предположить, что, если отношения названных государств будут ухудшаться, то неизбежно сократится число международных объединений, где наше государство сможет полноценно реализовывать членство. В числе таких объединений политики уже называли Всемирную торговую организацию (ВТО). В связи с этим необходимо осознать, какие международно-правовые формы сотрудничества для международно-правового регулирования международной торговли существуют вне рамок ВТО.
В течение долгого времени физические лица вели торговлю за пределами своего государства без какого-либо внешнего регулирования. Правопорядок в области международной торговли стал складываться, как полагают специалисты, в XII - XIII вв. <1>, когда стали появляться предшественники современных двусторонних договоров в форме соглашений между монархами, которые предусматривали предоставление торговцам, как правило, на взаимной основе, условий обмена товарами на более благоприятных условиях, чем это устанавливалось обычно, при отсутствии специальных договоренностей.
--------------------------------
<1> Каро Д., Жюйар П. Международное экономическое право (перевод с французского - Dominique Carreau, Patrick Juuillard. Droit International Economique). М., 2002. С. 77; Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебно-методическое пособие. М., 1999. С. 207.

В процесс международной торговли могут быть включены материальные вещи (готовая продукция, машины, оборудование, сырьевые товары), услуги (транспортные, коммуникационные, научно-технические, финансовые, страховые, информационные, туристические, любого иного рода), интеллектуальная собственность (авторские права, патентные права, право на информацию), имущественные права (право собственности и др.).
Под международной торговлей понимают межгосударственное (трансграничное) перемещение товаров и услуг, а также торговлю результатами интеллектуальной собственности. Международную торговлю можно представить и как совокупность внешней торговли всех стран.
Ориентиром признания торговли международной является юридический факт пересечения товаром таможенной границы. Этот факт фиксируется в документах таможенной отчетности. В редких случаях экспортные операции осуществляются без перемещения границы. Так происходит, например, когда осуществляется продажа сырья государству пребывания иностранной фирмой, ведущей свою деятельность в пределах территории этого государства.
Внешнюю торговлю отдельно взятого государства составляют продажа и вывоз товаров и услуг за границу (экспорт) и покупка и ввоз из-за границы товаров и услуг (импорт). Сумма стоимостных объемов экспорта и импорта составляет торговый оборот. Разница в стоимостных объемах экспорта и импорта обозначается как торговое сальдо.
Начиная с XVI в. значительно возросло количество заключенных двусторонних договоров, а в XIX в. это стало повсеместной практикой больших и малых стран. До появления системы Генерального соглашения по тарифам и торговле (т.е. до ГАТТ 1947/1948 гг.) правопорядок в международной торговле имел исключительно двустороннюю основу регулирования. Параллельно с ГАТТ стали складываться иные системы многостороннего регулирования международной торговли, опирающиеся на решения, принятые в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), региональных комиссий Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС): Экономической комиссии для Африки, Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана, Европейской экономической комиссии, Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна, Экономической и социальной комиссии для Западной Азии, в рамках других универсальных и региональных международных организаций, интеграционных объединений. Нередко комплексы норм, регулирующие торговые связи государств, условно называют "право ВТО", "право ЮНКТАД", при этом помимо норм международного права в эти комплексы включают и желательные правила поведения.
Многостороннее регулирование XXI в. имеет тенденцию к усложнению за счет вероятного появления соглашений между интеграционными объединениями. Сложности на пути создания системы универсального регулирования мировой торговли связаны с тем, что некоторые мировые товарные рынки контролируются преимущественно транснациональными корпорациями (ТНК), действующими по своим внутрикорпорационным правилам, а не государствами, реализующими нормы международного права. Многие трансграничные товарные рынки управляются ограниченным числом транснациональных корпораций <2>. Часть товарных рынков находится под определенным влиянием региональных экономических организаций стран-производителей или стран-экспортеров.
--------------------------------
<2> Например, рынок алмазов в значительной степени контролирует компания "Де-Бирс".

Юридический правопорядок в области международной торговли строится на основе принципов и норм, закрепленных в системе двусторонних и многосторонних договоров, а также в международно-правовых обычаях. Хорошо известно, что в международной торговой системе государства применяют два основных метода регулирования - двусторонний и многосторонний. В.М. Шумилов полагает, что акцент будет постоянно перемещаться в сторону многостороннего регулирования <3>. В более поздних работах В.М. Шумилова выделена нормативная часть международного правопорядка в области торговли, куда вошли нормы, закрепляющие и развивающие сам правопорядок, и процесс реализации норм международного торгового права, а также институциональная часть международного правопорядка, где значатся межправительственные, межгосударственные организации, которые обладают, по его мнению, определенной правоспособностью в вопросах торговли <4>.
--------------------------------
<3> Шумилов В.М. Некоторые вопросы теории и практики // Московский журнал международного права. 2000. N 3. С. 150.
<4> Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации (ВТО). М., 2014. С. 22.

Наиболее детально правопорядок в мировой торговле определен в торговых договорах. Торговые договоры могут иметь различные наименования (о мире, дружбе, сотрудничестве и торговле, о торговле и населении, о торговом мореплавании, о торговле и судоходстве <5>). Именно этот вид международных экономических договоров создает основу для всего комплекса торгово-экономических связей государств и их участников внешнеэкономической деятельности. В них определены субъекты, уполномоченные осуществлять торговые или экономические связи в целом со стороны каждого договаривающегося государства. В торговых договорах между договаривающимися государствами устанавливаются долговременные нормы и принципы, определяются правовой режим и основные условия поддержания международной торговли, могут предусматриваться особенности осуществления процедур таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, перевозки и транзита товаров, торговых расчетов и иных аспектов внешнеэкономической деятельности физических и юридических лиц (включая их защиту).
--------------------------------
<5> Перечень торговых договоров, заключенных с участием РФ см.: Зенкин И.В. Международное экономическое право. Практический курс. М., 2006. С. 197 - 2002.

Наиболее значимыми для правопорядка международной торговли являются те положения торговых договоров, что устанавливают между их государствами-участниками специальные договорные принципы регулирования (определяют условия и сферу применения принципа наибольшего благоприятствования, принципа предоставления национального режима, преференциального режима). На их основе в государствах-участниках такого договора складываются соответствующие этим принципам режимы международной торговли.
Общенормативные положения торговых договоров сопровождаются мерами по контролю за их соблюдением, например, создание совместных комиссий <6> и т.п. органов <7>. В таких договорах может быть оговорено учреждение торгпредств или торговых отделов в составе посольств, способы рассмотрения споров.
--------------------------------
<6> Совместные экономические комиссии могут учреждаться и отдельным договором. См., например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о Межправительственной российско-туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству от 10 июля 2007 г. // Бюллетень международных договоров. 2012. N 4. С. 24 - 26.
<7> Например, Российско-итальянский совет по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству, учрежденный в соответствии со ст. 13 Договора о дружбе и сотрудничестве между РФ и Итальянской Республикой // Бюллетень международных договоров. 2004. N 9. С. 19.

Последним по времени вступления в силу (7 марта 2013 г.) может считаться Договор о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили от 13 ноября 2010 г., ориентированный помимо прочего на взаимное подключение российских и чилийских торгово-экономических структур к интеграционным процессам в Латинской Америке и в рамках Содружества Независимых Государств <8>.
--------------------------------
<8> Текст Договора о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили см. Бюллетень международных договоров. 2013. N 9. С. 116 - 118.

Примерами торговых договоров последних лет могут служить Соглашение об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Эль-Сальвадор от 22 августа 2011 г. (вступило в силу 17 декабря 2012 г.) <9>, Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Республикой Панама от 27 ноября 1997 г. (вступил в силу 4 августа 1999 г.) <10>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о торгово-экономическом сотрудничестве от 30 августа 2008 г. <11> (вступило в силу с момента подписания).
--------------------------------
<9> Текст опубликован в Бюллетене международных договоров. 2013. N 10. С. 72 - 74.
<10> Текст опубликован в Бюллетене международных договоров. 2012. N 1. С. 22 - 25.
<11> Текст опубликован в Бюллетене международных договоров. 2009. N 2. С. 68 - 70.

Нередко в последующих торгово-экономических соглашениях стороны ссылаются на основной торговый договор, устанавливающий порядок торговых отношений между его государствами-участниками. В силу этого торговые договоры считаются рамочными.
На основе торговых договоров в большинстве случаев устанавливаются отношения между двумя государствами. Примером многостороннего торгового договора может служить Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 г. (действует в редакции 1994 г.), объединяющее 159 государств <12>.
--------------------------------
<12> 2 марта 2013 г. 159 государством-членом Всемирной торговой организации стало государство Республика Таджикистан // http://www.wto.org.

В международной торговой системе широко используются договоры, содержащие конкретные обязательства государств. Например, межгосударственные или межправительственные договоры о поставках отдельных согласованных товаров в особо оговоренных случаях (в связи с совместным строительством объекта, для выполнения силами нескольких государств научно-технического проекта и т.д.). Их также часто называют торговыми договорами, но они уже не носят рамочного характера. Более того, ведутся дискуссии относительно наличия в них правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение, и правомерности причисления их к источникам международного экономического права. Эти договоры рассчитаны на конкретную ситуацию, потому их называют "договоры-сделки". Во всяком случае, они обеспечивают правопорядок в конкретной области взаимоотношений государств на период выполнения уполномоченными организациями строительных работ, совместных научно-технических проектов и т.п. действий.
Достаточно развита практика заключения торговых контингентных соглашений (они именуются также соглашениями о поставке товаров (соглашения о товарных поставках) <13> или соглашениями о товарообороте (товарообороте и платежах)). Договоры этого вида бывают, как правило, межправительственного двустороннего уровня. Они определяют контингенты товаров, поставляемых государствами друг другу. В договорах такого рода уточняются условия поставок товаров и меры контроля со стороны договаривающихся правительств. В этих же договорах могут содержаться обязательства двух государств содействовать взаимной торговле, оговариваются сроки выдачи разрешений на ввоз и вывоз товаров, схема разрешения споров и другие общие вопросы <14>.
--------------------------------
<13> Специалисты определяют их как разновидность торговых соглашений // Международное экономическое право. Учебное пособие. Коллектив авторов; под ред. А.Н. Вылегжанина. М., 2012. С. 37.
<14> Следует обратить внимание на использование в соглашениях о товарообороте с участием СССР, РСФСР и РФ термина "индикативный список", когда его можно считать обязательной, а когда факультативной частью договора. См. Зенкин И.В. Международное экономическое право. Практический курс. М., 2006. С. 218.

Если контингентное соглашение (соглашение о товарообороте) рассчитано на срок более года (встречаются краткосрочные - 6 - 12 мес. и долгосрочные - до 5 лет договоры), то в соглашении определяется общий контингент по каждой товарной позиции, в приложении к договору - разбивка по годам в зависимости от срока действия договора. Могут составляться генеральные списки товаров, где определяются основные виды и количество товаров, намечаемых для поставки на несколько лет, и устанавливается схема принятия ежегодных межправительственных протоколов о взаимных поставках товаров на основе генеральных списков. В соглашении такого рода может быть предусмотрено совершение последующих сделок на поставки товара вне установленных списков и протоколов, тем самым обозначаются направления дальнейшего развития торговых отношений.
Договаривающиеся правительства на основе торговых контингентных соглашений принимают взаимные обязательства по обеспечению беспрепятственной выдачи разрешений на экспорт и импорт товаров в пределах согласованных контингентов. Иногда статьи о правительственных гарантиях взаимных поставок особо выделяются и подчеркиваются.
В системе заключения договоров такого рода В.М. Шумилов усматривает как "плюсы" - достижение баланса поставок (определенный паритет импорта и экспорта договаривающихся сторон), так и "минусы" - путь к застою в торговле и экономическом сотрудничестве. В качестве примера договорного закрепления состояния товарооборота он приводит российско-азербайджанский договор <15>. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества от 25 января 2002 г. (вступило в силу 12 апреля 2002 г.) <16>, упомянутое профессором Шумиловым, действительно закрепляет обязательство сторон осуществлять меры по увеличению взаимного товарооборота, созданию равных правовых и экономических условий для их хозяйствующих субъектов, а также осуществлять, если специально не предусмотрено иное, расчеты и платежи за товары и услуги, поставляемые по договорам (контрактам), заключенным в рамках Соглашения 2002 г. в свободно конвертируемой валюте, однако конкретных обязательств по каким-либо товарным позициям не фиксирует.
--------------------------------
<15> Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебник для магистров. М., 2011. С. 164 - 165.
<16> Текст Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества 2002 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. N 1. С. 26 - 29.

Универсальные условия международной торговли устанавливаются в рамках ВТО. В.М. Шумилов в 2000 г. предположил, что к 2020 г. будет возможно создать глобальную зону свободной торговли <17>.
--------------------------------
<17> Шумилов В.М. Некоторые вопросы теории и практики // Московский журнал международного права. 2000. N 3. С. 150.

В то же время еще до создания ВТО была сформулирована ст. XX ГАТТ-47 о так называемых "общих исключениях разнородного характера". Эти исключения без каких-либо изменений были перенесены в ГАТТ-94 и составляют неотъемлемую часть системы ВТО. Тот факт, что такие исключения длительное время применялись на постоянной основе и то, что в их отношении при создании ВТО не произошло никаких изменений, позволяет исследователям этого вопроса говорить об их обычно-правовом характере <18>. Такие изъятия установлены в отношении режима разрешений на вывоз национального культурного достояния государств. Каждое государство, исходя из своего суверенитета, может вывести определенные товары из сферы оборота мировой торговли, но может на основе специального соглашения с другим государством разрешить вывоз предметов, составляющих национальное культурное достояние. К этому прибегают, например, при обмене культурными ценностями между двумя государствами.
--------------------------------
<18> Каро Д., Жюйар П. Международное экономическое право (перевод с французского). М., 2002. С. 245.

Из сферы действия системы ВТО исключены товары, произведенные в процессе принудительного труда лицами, находящимися в заключении. В прессе сообщалось, что концерн "IKEA" долгие годы замалчивал причину своего успеха в 70 - 80-х годах. Причину выявили аудиторы. Часть продукции этого мебельного концерна поставлялась из тюрем ГДР (существовавшей в то время отдельно от ФРГ), а официально заказы выдавались госпредприятиям <19>. Тележурнал Report Mainz со ссылкой на неопубликованное пока исследование Федерального ведомства по работе с архивами "штази" в использовании труда заключенных ГДР обвиняют также сеть магазинов Aldi и автомобильный концерн Wolkswagen <20>. Можно предположить, что подобное практикуется и в других странах. Заключенные в России, например, в год производят более чем 100 тыс. наименований товаров на общую сумму приблизительно 30 млн руб. Подразделения уголовно-исполнительной системы, в рамках которых заключенные производят такие товары, по законодательству РФ являются федеральными казенными учреждениями, в частности не имеют возможности в силу статуса участвовать в муниципальных торгах на поставку продукции. Для того, чтобы привести ситуацию с товарами, произведенными внутри исправительных учреждений, в соответствие с общепризнанными стандартами торговли, было заключено соглашение между директором Федеральной службы исполнения наказаний Г. Корниенко и председателем правления Сбербанка России Г. Грефом, частью которого является проект создания торгового дома, который должен получить статус ФГУП. После реализации этого проекта такого рода торговый дом сможет принимать участие в торгах, размещать заказы в исполнительных учреждениях, налаживать сбыт продукции, произведенной заключенными, и осуществлять иные посреднические функции, соединив исправительные учреждения с государственными и, по желанию, частными предприятиями или отдельными предпринимателями <21>.
--------------------------------
<19> Розэ Ан. Зеки строгали для "ИКЕА" // Российская газета, 19 ноября 2012 г.
<20> Кропман В. Западные фирмы использовали принудительный труд заключенных ГДР // http://www.dw.de.
<21> См. Барышев Вл. Тюремная служба откроет торговый дом // Российская газета, 15 февраля 2014 г.

Самую большую категорию товаров, исключенных из правил многосторонней торговли ВТО, составляет торговля сырьевыми ресурсами. Речь идет об установлении правопорядка в отношении контроля за движением того или иного товара, являющегося "чувствительным" для экономики производящих и/или потребляющих государств.
Еще в Гаванской хартии 1948 г. (проекте Устава Международной торговой организации (МТО), из-за проблем с созданием которой появилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947/1948 гг.) содержалась глава VI о международной торговле сырьевыми товарами, они из-за своей специфичности не были охвачены общеправовым режимом торговли товарами и должны были быть предметом межправительственных соглашений, заключаемых в каждом конкретном случае. Составителями Устава МТО в ст. 56 было дано следующее определение сырьевого товара: "любой продукт сельского, лесного или рыбного хозяйства, любой минеральный продукт, независимо от того, имеет ли он свою природную форму или был переработан в той степени, которая обычно необходима для продажи в значительных объемах на международном рынке" <22>. К сожалению, данное совершенно справедливое определение не вошло в число действующих норм международного права.
--------------------------------
<22> Текст ст. 56 Устава МТО воспроизведен по книге. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право (перевод с французского) М., 2002. С. 246 - 247.

Характерные экономические особенности сырьевых товаров проявились во второй половине XIX в. применительно к зерну, сахару, каучуку, олову. Как оказалось, "цены на сырьевые товары подвержены существенным колебаниям в ближнесрочной и среднесрочной перспективе, а в долгосрочном плане они повышаются не так быстро, как цены на промышленные товары, поскольку не приобретают большой добавленной стоимости. Результатом этого становится ухудшение условий торговли для стран-экспортеров; они должны продавать все больше и больше сырьевых товаров, чтобы получать то же количество промышленных товаров" <23>. Международная торговля сырьем и в наши дни является сферой острых противоречий на мировом рынке, она тесно связана с глобальными проблемами современности - преодолением энергетических, сырьевых, продовольственных и экологических кризисов. Для исправления положения стали заключать соглашения, объединяющие страны-потребители (импортеры) и страны-производители (экспортеры) по каждому виду сырьевых товаров. Это позволяет осуществлять совместное экономическое регулирование и учет правомерных интересов всех заинтересованных в движении такого сырьевого товара государств, обеспечить их беспрепятственный доступ на мировой торговый рынок и справедливую цену.
--------------------------------
<23> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право (перевод с французского) М., 2002. С. 247.

Такие соглашения стали именоваться международными товарными соглашениями, и вместо двусторонних договоров на этот счет стали заключаться многосторонние договоры между всеми заинтересованными странами-экспортерами и странами-импортерами сельскохозяйственного и минерального сырья. Цели международных товарных соглашений - уравновесить предложения товара на рынке и спроса на него, предотвратить резкое колебание цен на определенные сырьевые и продовольственные товары и удерживать рыночные цены в определенных пределах, заранее согласованных с участниками соглашения. Общим для всех товарных соглашений является стремление к стабилизации мировых товарных рынков путем обеспечения равновесия между спросом и предложением. Они направлены на расширение международного сотрудничества, способствуют улучшению положения в мировой экономике. Участниками этих соглашений являются объединяющиеся в группы государства-экспортеры (производители) и государства-импортеры соответствующих продовольственных и сырьевых продуктов.
В прошлые годы составлялись международные товарные соглашения, на основе которых за каждой страной-экспортером закреплялась определенная квота, и эта страна принимала на себя обязательство обеспечить, чтобы ее экспорт не превышал этой квоты. Этими соглашениями устанавливались санкции за поставку товара больше установленного количества, за недопоставку товара без предварительного уведомления. Все товарные соглашения предусматривали систему консультаций и процедуру разрешения споров.
Рядом соглашений предусматривалось создание стабилизационных запасов некоторых сырьевых товаров. В настоящее время таких запасов почти не осталось.
Международным соглашением по какао от 25 июня 2010 г. предусматривается, что государства-участники должны сообщать не позднее конца каждого года (календарного или сельскохозяйственного - т.е. согласно п. 6 ст. 1 Договора - с 1 октября по 30 сентября включительно) соответствующим органам - в данном случае, Международной организации по какао - сведения о запасах продуктов. Такие сведения позволяют государствам-экспортерам определять свою политику в производстве соответствующих продуктов. По какао также создается резервный фонд (именовавшийся ранее буферным/стабилизационным запасом). Его формирование не оговорено в тексте ст. 64 Соглашения 2010 г., положения этой статьи отсылают к соответствующим нормам, содержащимся в Международном соглашении по какао в редакции 1993 г. и 2001 г., именно с 1993 г. начали действовать положения о рациональном управлении ресурсами, необходимыми для производства какао. Если какая-либо сторона не была участником Международного соглашения по какао 1993 и 2001 гг., как предусмотрено в п. 3 ст. 64 Соглашения 2010 г., а становится участником договора после вступления в силу Соглашения 2010 г., она вносит взнос в специальный резервный фонд. Размер взноса для нового участника установит Совет Международной организации по какао, руководствуясь числом голосов, которые будет иметь этот участник.
Все международные товарные соглашения предусматривают образование специальных международных органов, комитетов, организаций. Именно через них осуществляется контроль за ценами, определяются меры наказания за отклонение от установленных цен и количественных объемов поставок.
Международная организация по какао (МОКК) (International Cocao Organization - ICCO) была учреждена в 1973 г. после вступления в силу первого Международного совета по какао 1972 г., принятого в ходе Международной конференции по какао (1972 г., Женева (Швейцария)). Всего за время существования было принято семь Международных соглашений по какао - 1972, 1975, 1980, 1986, 1993 и 2001 и 2010 гг. Вклад предыдущих международных соглашений отмечен в преамбуле Соглашения 2010 г. Последняя редакция Международного соглашения по какао 2010 г. может быть продлена на два последующих четырехлетних периода.
МОКК осуществляет свои функции через Международный совет по какао, который назван в ст. 3 Соглашения 2010 г. высшим органом Организации. Международный совет по какао состоит из всех участников МОКК на основе паритета между экспортирующими и импортирующими государствами (на условиях, устанавливаемых Советом, государство-участник может изменить свою категорию, т.е. из экспортирующего перейти в разряд импортирующих государств и наоборот). Экспортирующие участники вместе взятые имеют 1000 голосов, столько же имеют импортирующие. Эти голоса распределяются между участниками Договора 2010 г. следующим образом: каждый экспортирующий участник (Бразилия, Габон, Гана, Гвинея, Демократическая Республика Конго, Доминиканская Республика, Индонезия, Камерун, Коста-Рика, Кот-д-Ивуар, Сьерра-Леоне, Того, Тринидад и Тобаго) имеет 5 базовых голосов. Остальные голоса распределяются между всеми экспортирующими участниками пропорционально среднему объему их соответствующего экспорта какао за три предшествующих сельскохозяйственных года.
Минимальное количество голосов для импортирующего участника (для Соглашения 2010 г. это страны ЕС и Швейцария <24>) - 5, максимальное 400 (при превышении этого уровня голоса перераспределяются среди других участников). Голоса между импортирующими участниками распределяются пропорционально среднему объему их соответствующего импорта какао. С этой целью импорт рассчитывается как чистый импорт какао-бобов плюс совокупный импорт какао-продуктов в пересчете на какао-бобы с использованием с учетом установленных в ст. 34 договора коэффициентов пересчета для какао-масла, какао-жмыха, какао-порошка и др. какао-продуктов. Ранее использовалась более простая формула: 100 голосов делились поровну между всеми импортирующими участниками. Остальные голоса распределялись между такими участниками в зависимости от процентной доли, которую составляет среднегодовой объем импорта какао за три предшествующих сельскохозяйственных года.
--------------------------------
<24> Российская Федерация присоединилась к Международному соглашению по какао, принятому в Женеве 2 марта 2001 г., со статусом импортирующего государства. Реализация участия была возложена на Минэкономразвития России. См. распоряжение Правительства РФ от 13 августа 2002 г. N 1064-р.

В связи с тем, что усложнилась процедура подсчета голосов, многие государства, ранее входившие в число участников Международного соглашения по какао, опасаются, что может быть допущен субъективизм в оценке размера их импорта какао, и поэтому не спешат присоединиться к новой редакции договора.
Международный совет по какао стремится принимать все решения и выносить рекомендации на основе консенсуса либо, когда консенсуса не удается достичь - квалифицированным большинством голосов. Это осуществляется согласно процедурам, изложенным в ст. 12 Соглашения 2010 г. Решения Международного совета носят обязательный характер для участников договора. Международный совет по какао собирается на очередные сессии в каждом полугодии каждого сельскохозяйственного года, а также на специальные сессии, которые могут быть созваны по требованию любых пяти участников договора, либо по требованию не менее двух участников, имеющих не менее 200 голосов, либо по инициативе Исполнительного директора - главы секретариата МОКК, когда финансовое положение МОКК представляется недостаточно прочным, а также когда вследствие выхода одного из участников число оставшихся оказывается меньше того, что было необходимо для вступления договора в силу (т.е. меньше пяти экспортирующих стран, на которые приходится по меньшей мере 80% всего экспорта государств-экспортеров, или импортирующие страны будут составлять менее 60% всего импорта какао и какао-продуктов).
Главные органы МОКК находятся в Лондоне, если Совет не примет иного решения. Совет может иметь вспомогательные органы, включая Административно-финансовый комитет (для контроля за подготовкой административного бюджета, контроля за доходами и расходами, а также определения размера взноса каждого участника, в этот орган входят шесть чередующихся между собой экспортирующих участника и шесть импортирующих участников), Экономический комитет (рассматривает статистические данные и результаты статистического анализа, рыночные тенденции и другие факторы, влияющие на спрос и предложения в секторе какао, включая влияние использования заменителей какао-масла, анализирует информацию о доступе какао и какао-продуктов на рынки производящих и потребляющих стран, в том числе использование тарифных и нетарифных методов их регулирования), Консультативный совет по мировой экономике какао - совещательный орган, образован в целях содействия активному участию экспертов из частного сектора в работе МОКК и поощрения постоянного диалога между специалистами, представляющими государственный и частный секторы.
На десять лет раньше в рамках ЮНКТАД было разработано Международное соглашение по кофе (50-летие этого международного товарного соглашения отмечалось в 2012 г.) <25>. На основе Международного соглашения по кофе в редакции 1962 г. была создана в 1963 г. Международная организация по кофе (International Coffee Organization (ICO)), разместившаяся в Лондоне. На эту организацию возложили ответственность за реализацию договоренностей государств-экспортеров (изначально ими были 32 государства, обеспечивающие 95% экспорта кофе) и государств-импортеров (22 государства, на долю которых приходилось 90% импорта кофе). В рамках Международной организации по кофе были приняты Соглашения по кофе 1968, 1976, 1983, 1994, 2001 гг., в каждом из которых оговаривалось признание решений ICO предыдущего периода. Текст действующего со 2 февраля 2011 г. по настоящее время Соглашения по кофе был одобрен 28 сентября 2007 г. Резолюцией 431 Международного Совета по кофе - высшего органа ICO, состоящего из всех сторон учредительного договора (их цифра на 2 декабря 2013 г. достигла 77 <26>). Среди действующих государств-членов ICO нет РФ, хотя ранее СССР был участником Соглашения по кофе. Нести бремя членства в ICO стало нерентабельным, поскольку значимость государства (количество принадлежащих ему голосов) стало зависеть либо от объема экспорта, либо импорта кофе, а масштабы импорта кофе в России после 2008 г. значительно снизились. Кроме того, остается возможность участвовать в заседаниях органов ICO в качестве наблюдателя.
--------------------------------
<25> International Coffee Organization / Review 1963 - 2013. 50 years serving the World coffee community // http://dev.ico.org/documents/by2012-13/history-ico-50-years.
<26> 39 государств-экспортеров: Ангола, Боливия, Бразилия, Бурунди, Камерун, Центральная Африканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Кот-д-Ивуар, Куба, Эквадор, Сальвадор, Эфиопия, Габон, Гана, Гватемала, Гондурас, Индия, Индонезия, Кения, Либерия, Малави, Мексика, Никарагуа, Панама, Папуа Новая Гвинея, Филиппины, Руанда, Сьерре-Леоне, Танзания, Таиланд, Тимор-Лесте, Того, Уганда, Вьетнам, Йемен, Замбия, Зимбабве; 6 государств-импортеров: страны ЕС (считаются 1 стороной договора), Норвегия, Швейцария, Тунис, Турция, США // http://www.ico.org.

Процедура принятия решений в Совете по кофе близка к тому, что применяется в Международной организации по какао, но есть некоторые различия. Совет по кофе проводит две сессии в год, а на специальные сессии собирается по требованию 10 государств-членов. Кворум для любого заседания установлен в 1/2 от общего количества экспортирующих и 1/2 импортирующих членов. В рамках своей ниши - группы экспортирующих или группы импортирующих государств - допускается объединение в целях общего принятия решения, максимальное число голосов не может превышать 2/3 от 1000 для экспортирующих и 1000 для импортирующих государств. Для принятия решений квалифицированным большинством в Совете по кофе (если не удается применить метод консенсуса) требуется получить 70% или больше от действующих экспортирующих членов ICO и столько же от импортирующих членов, причем подсчеты осуществляются по каждой группе отдельно (ст. 14 Соглашения 2007 г.). Ушла в прошлое деятельность ICO по определению экспортных квот и резервных запасов кофе <27>, но предусмотренные для этого сложные процедуры принятия решений сохранились. Вместо экспортных квот для облегчения сбора статистических данных о международной торговле кофе и установления количества экспорта по каждому экспортирующему государству-члену ICO вводятся сертификаты происхождения. Действующие сертификаты происхождения утверждаются Советом по кофе (т.е. одобряется форма документа), а задача каждого экспортирующего государства обеспечить - чтобы весь подведомственный им экспорт был охвачен такими сертификатами (ст. 23 Соглашения 2007 г. <28>). Еще раз подчеркну, что на размер экспорта данная процедура не влияет.
--------------------------------
<27> См. Talbot J.M. Grounds for Agreement: the political economy of the coffee commodity chain. Berkeley: University of California, 2002.
<28> Здесь и далее смысл Соглашения по кофе 2007 г. воспроизводится по его аутентичной англоязычной версии International Coffee Agreement, 2007, London, содержащейся в документе ICC-98-6, 28 September 2007 (Resolution 431. The International Coffee Council) // http://dev.ico.org/documents/ico/2007e.pdf.

Более того, среди основной цели Соглашения по кофе 2007 г. - регулирование мирового рынка кофе, его стабильного развития к общей пользе для всех участников договора, а также согласование уровня цен таким образом, чтобы, с одной стороны, возмещать производителям кофе их затраты на производство, учитывая, что среди них есть развивающиеся страны, где экспорт кофе составляет основную статью внешней торговли, а также страны, где основными поставщиками являются небольшие семейные фермы, с другой стороны, сохранить их приемлемость для потребителя. Это требует более высокого уровня сотрудничества государств-членов ICO, кооперации производителей от государственного и частного секторов, использования высоких технологий при обработке кофе, повышения качества поставляемого на рынок обработанного и необработанного кофе и товаров, содержащих кофе. Интересно в этом плане содержание ст. 27 Соглашение 2007 г. о смесях и заменителях: признается допустимым для коммерческой реализации как кофе продукт, в котором содержится в качестве основного материала 95% необработанного кофе. Государства-участники Соглашения 2007 г. используют методы тарифного и нетарифного регулирования международной торговли кофе, учитывают общепризнанные в международной торговле нормы и сложившуюся коммерческую практику (ст. 24 Соглашения 2007 г.).
В XXI в. значительно увеличилось количество органов, учреждаемых Советом по кофе. Помимо Исполнительного директора, возглавляющего административный офис ICO, и привычных Финансового и Административного комитетов, ведающих составлением бюджета, взносами и ежегодными расходами Организации, а также Статистического комитета, появилась Всемирная конференция по кофе (The World Coffee Conference - ст. 30 Соглашения 2007 г.). Этот орган созывается Советом по кофе раз 4 года или 5 лет. Совет также определяет название форума, круг обсуждаемых вопросов, место встречи и продолжительность форума, на который помимо государств-членов ICO приглашаются заинтересованные государства, не являющиеся членами организации, представители частного сектора и иные заинтересованные участники, например, эксперты разного уровня, чтобы объединенными усилиями добиться целей, обозначенных Соглашением по кофе. Первое заседание Всемирной конференции по кофе состоялось в Великобритании в 2001 г., второе - в Бразилии в 2005 г., третье - в Гватемале 26 - 28 февраля 2010 г.
Предусмотренный в ст. 31 Соглашения 2007 г. Консультативный форум финансов рынка кофе (The Consultarive Forum on Coffee Sector Finance), в рамках которого проводятся консультации экспертов по вопросам, относящимся к финансам, рискам управления и потребления на рынке кофе в мире в целом, в регионах, а также в районах, где местное население, независимо от уровня достатка, традиционно потребляет кофе, начал работать с сентября 2011 г.
Консультативный орган для частного сектора (The Private Sector Consultative Board - ст. 29 Соглашения 2007 г.) состоит из 8 представителей ведущих представителей индустрии от экспортирующих стран или региональных групп и 8 представителей индустрии от импортирующих государств. Этот орган консультирует и дает Совету по кофе рекомендации по вопросам роста и устойчивого развития рынка кофе и другим проблемам, связанным с выполнением Соглашения 2007 г. Наконец, стало больше внимания уделяться проектам развития и вложений, для чего в ст. 28 договора предусмотрено создание соответствующего комитета, его точное название, состав и компетенцию определит Совет по кофе.
Соглашение по кофе 2007 г. рассчитано на 10 лет со дня вступления в силу, при условии проведения обзора деятельности через 5 лет. Кроме того, предусмотрена возможность его пролонгации, общий период пролонгации не должен превышать 8 лет.
Международное соглашение по олову впервые было принято в 1953 г. (вступило в силу 1 июля 1956 г.) со сроком действия - 5 лет, перезаключалось в 1960, 1965, 1970 и 1975 гг. Последняя редакция Международного соглашения по олову относится к 1981 г. В 1985 г. состоялась ликвидация Международного Совета по олову. Это пришлось сделать, поскольку к Международному совету по олову кредиторы предъявили требования в размере 900 млн фунтов стерлингов <29>. Возникли разногласия между участниками Международного совета по олову, в каком размере каждое государство должно покрыть долг. Основным кредитором была компания Maclaine Watson, представители которой первоначально утверждали, что Международный совет по олову является агентством Великобритании, коль скоро в этом государстве находится его штаб-квартира. 27 апреля 1988 г. Апелляционный суд Соединенного Королевства отверг эти доводы как противоречащие самой концепции международной организации. Тогда представители Maclaine Watson стали настаивать на том, что Европейское сообщество осуществляло контроль над деятельностью Международного совета по олову и поэтому должно нести ответственность по его долгам. Ни один из судов, рассматривавших дело, с таким подходом не согласился, а воспринимал Международный совет по олову как самостоятельное юридическое лицо, что соответствует статусу большинства международных межправительственных организаций в гражданско-правовом обороте. В итоге почли за благо упразднить международный договор, на основе которого был учрежден Международный совет по олову. Ситуация была рассмотрена на Конференции ООН по олову 1988 г., в ходе которой был определен круг ведения Международной группы по олову в Лондоне. Международная группа по олову дает ежеквартальную оценку вероятного объема производства и потребления олова, производит исследования <30>.
--------------------------------
<29> Подробнее см. Рачков И.В. Ответственность государства за международно-противоправные деяния международной организации // Международное публичное и частное право. 2005. N 3 (24). С. 14.
<30> Государства-экспортеры олова: Австралия, Боливия, Заир, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Таиланд. Государства-импортеры: страны ЕС, Индия, Канада, Норвегия, Россия, США, Турция, Япония.

Со сходным кругом ведения Конференция ООН по меди 1988 г. продлила полномочия основанной со статусом международной межправительственной организации в 1983 г. Международной группы по меди, Конференция ООН по никелю в мае 1986 г. - Международную исследовательскую группу по никелю. С 1963 г. силами 30 государств осуществляется сбор информации о рынке, поиск и рассмотрение мер и механизмов стабилизации рынка в рамках Комитета по вольфраму в Женеве. В этом же ряду можно поместить находящиеся в Вашингтоне Международный секретариат по шерсти и Международный комитет по хлопку. Нельзя не сказать о Международном совете по оливковому маслу, действующему с 1959 г. в Мадриде (Испания) на основе Международного соглашения по оливковому маслу, действующего с учетом поправок 1993 г.
Международных товарных соглашений очень много <31>, а было еще больше (часть рынков, например, натурального каучука, исчезла <32>). Они входили в "Интегрированную программу для сырьевых товаров" (принята на IV сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1976 г.). Программа использует созданные на основе товарных соглашений международные механизмы контроля, усиливая их возможностями ЮНКТАД, чтобы стабилизировать товарные сырьевые рынки по максимально возможной номенклатуре товаров (бананы, бокситы, жесткие волокна (сизаль, копра), железная руда, свинец, марганец, мясо, фосфаты, чай и др.).
--------------------------------
<31> См, например, Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебник для магистров. М., 2011. С. 121 - 122.
<32> В 1995 г. досрочно было прекращено Международное соглашение по натуральному каучуку от 17 февраля 1995 г. В статье не отображены товарные соглашения по рынкам риса, чая и других продуктов, предусматривающие объединения государств по регионам.

Интегрированная программа была создана с тем, чтобы воздействовать на оптимальное соотношение мировых цен на сырьевые товары и готовую продукцию, она предусматривает широкий комплекс мероприятий по реорганизации и нормализации международной торговли ими в целях непрерывного развития рынка соответствующего товара, что существенно отличалось от механизмов, рассчитанных на чрезвычайные ситуации (установления квот и создания резервных запасов соответствующего продукта или минерального сырья). Итоги реализации Интегрированной программы радовать не могут, поскольку сохраняются проблемы, споры и нарушения достигнутых договоренностей.
Под эгидой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) функционируют межправительственные исследовательские группы по чаю, цитрусовым, зерновым, рису, бананам, виноградарству и виноделию, арахисовым, заключаются отдельные неформальные договоренности. Были неудачные попытки создания универсальных или региональных организаций производителей отдельных сырьевых товаров по типу Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Поиск продолжается, например, в рамках Конференции по глобальным инициативам в области сырьевых товаров (Бразилия, 7 - 11 мая 2007 г.), итоги которой отражены в документе "Консенсус Сан-Пауло".
Для объединения межгосударственных усилий по регулированию рынков сырья, в том числе для реализации целей Интегрированной программы сырьевых товаров, было принято Соглашение об учреждении Общего фонда для сырьевых товаров (Женева, 27 июня 1980 г., вступило в силу 19 июня 1989 г.). Участниками Соглашения стали более сотни государств. Этот договор рассчитан на то, чтобы оказывать благоприятное влияние на оздоровление международных экономических отношений в целом, на улучшение взаимопонимания между всеми государствами, в частности между развитыми и развивающимися странами.
Соглашение об учреждении Общего фонда для сырьевых товаров 1980 г. состоит из XIII глав, 58 статей и шести приложений. В его преамбуле признается необходимость совершенствования форм международного сотрудничества в области сырьевых товаров как одного из необходимых условий установления нового международного экономического порядка, направленного на содействие экономическому и социальному развитию.
Удалось согласовать в п. 2 ст. 1 Договора само понятие "международное товарное соглашение", оно означает любое межправительственное соглашение или договоренность по содействию развитию международного сотрудничества в области того или иного сырьевого товара, в котором сторонами являются производители и потребители, обеспечивающие основную долю мировой торговли соответствующим сырьевым товаром.
По замыслу составителей Соглашения 1980 г. все международные организации и органы (институции), созданные в соответствии с международными товарными соглашениями, должны сотрудничать с Общим фондом для сырьевых товаров через создаваемые на основе Соглашения 1980 г. органы. Упоминание об этом сохранилось в Международном соглашении по кофе 2007 г. и Международном соглашении по какао 2010 г., Международном соглашении по сахару 1992 г.
В рамках Фонда образованы Совет управляющих, Исполнительный совет, Директор-распорядитель, который может набрать такой персонал, который требуется для осуществления функций Фонда (ст. 19 Соглашения 1980 г.). Для оценки технических и экономических программ, предлагаемых сотрудничающими с Фондом институциями по различным сырьевым товарам, Совет управляющих создает Консультативный комитет (ст. 25 Соглашения 1980 г.).
Механизм взаимоотношений между Общим фондом для сырьевых товаров, государствами-участниками международных товарных соглашений и образованными на их основе организациями и органами раскрыт в ст. 7 Соглашения 1980 г.: Фонд взаимодействует лишь с теми международными объединениями, которые образованы на основе международных товарных соглашений, предусматривающих создание международных стабилизационных запасов, либо с теми, что координируют в международном масштабе имеющиеся национальные запасы. Для того, чтобы воспользоваться финансовыми средствами Фонда такие органы или организации (либо учредившие их государства) должны заключить с Фондом соглашение об ассоциации. Дополнительным условием является соблюдение принципов формирования стабилизационного запаса: он должен образовываться на основе принципа совместного финансирования участвующих в международном товарном соглашении государств-производителей и государств-потребителей соответствующего сырья. Фонд призван содействовать реализации международных товарных соглашений, выделяя необходимые финансовые средства. Подавляющее большинство статьей Соглашения 1980 г. посвящено тому, как образуются средства Общего фонда сырьевых товаров и как контролируются его расходы. Размер средств Общего фонда сырьевых товаров может периодически пополняться, что оформляется дополнениями Соглашения 1980 г.
В настоящее время основной функцией Фонда остается финансирование научных исследований и проектов (по повышению производительности и улучшению качества рынка соответствующего товара), поскольку не возникало потребностей в финансировании резервных запасов и в международной координации хранения резервов. Выполнение этой задачи, по мнению немецкого ученого Рудольфа Дольцера, должно повысить конкурентоспособность сырья из развивающихся стран и стран с переходной экономикой <33>.
--------------------------------
<33> Вольфган Граф Витцтум и др. Международное право (перевод с немецкого). М., 2011. С. 700.

Международные административно-товарные соглашения близки по содержанию к международным товарным соглашениям, их текст расширен за счет обязательств по сбору и публикации статистических и иных материалов по установленным товарным позициям. Эта группа договоров была представлена заключавшимися в период 1933/1986 гг. международными соглашениями по пшенице, которые впоследствии были преобразованы в Международное соглашение по зерну <34> 1995 г. и Конвенцию об оказании продовольственной помощи 2012 г. <35> (вступило в силу 1 января 2013 г.).
--------------------------------
<34> Соглашение 1995 г. распространяется на торговлю пшеницей, кукурузой, ячменем, сорго и другими видами зерновых, а также на изготовленные из них продукты.
<35> С июня 2004 г. участники ранее действовавшей Конвенции об оказании продовольственной помощи 1999 г. начали пересматривать условия, при которых продовольственная помощь становится надлежащей мерой реагирования. Новая редакция договора 2012 г. принята под влиянием переговоров по сельскому хозяйству в рамках Дохийского раунда ВТО.

В группу административно-товарных соглашений входит также Международное соглашение по сахару от 20 марта 1992 г. <36> (вступило в силу в январе 1993 г., для РФ 7 января 2003 г. <37>, получало неоднократно одобрение о продлении срока действия). Осуществлением Международного соглашения по сахару занята учрежденная на его основе Международная организация по сахару <38>, действует через размещенные в Лондоне органы. Высшим из них является Международный совет по сахару, куда входят все участники Соглашения 1992 г. Решения в этом органе принимаются на основе консенсуса или простым большинством голосов, если специально не оговорено применение квалифицированного большинства. Количество голосов для каждого участника Соглашения 1992 г. корректируется ежегодно по достаточно сложной схеме (ст. 25 договора) на основе опубликованного от имени Международной организации по сахару "Ежегодника по сахару", в котором отражаются объем экспорта/импорта участника на свободном рынке и по специальным соглашениям. В любом случае участник не может иметь менее 6 голосов <39>. Общее количество голосов всех участников для целей голосования 2000 (по 1000 для государств-экспортеров и государств-импортеров). Совет собирается ежегодно, может по требованию 10 участников собираться на чрезвычайные сессии. Органом ограниченного состава является Административный совет Международной организации по сахару. В него входят 10 участников от государств, вносящих самые крупнейшие в каждом году финансовые взносы в Организацию, что также зависит от доли страны в общем объеме от экспорта или импорта сахара, еще 8 членов Административного совета избираются Советом из числа оставшихся участников (ст. 18 Соглашения 1992 г.). Административный совет заседает три раза в год.
--------------------------------
<36> По распоряжению Правительства РФ от 13 августа 2002 г. N 1065-р о присоединении к Международному соглашению по сахару, принятому в Женеве 20 марта 1992 г., ответственность за реализацию участия в этом договоре возложена на Минэкономразвития и Минсельхоз России.
<37> Текст Международного соглашения по сахару 1992 г. см. Бюллетень международных договоров. 2004. N 1. С. 10 - 28.
<38> Международная организация по сахару - преемник Международного сахарного совета, учрежденного в 1937 г., - была создана в 1968 г. на основе Международного сахарного соглашения и действовала также на основе предыдущих редакций договора - 1973, 1977, 1984, 1987 гг.
<39> По данным Министерства экономического развития РФ на 27 сентября 2010 г. было 86 государств-участников Соглашения 1992 г. Россия при голосовании обладала 156 голосами.

Международный совет по сахару назначает Исполнительного директора, а тот, в свою очередь, набирает необходимый персонал.
Основные цели Международного соглашения по сахару 1992 г. (ст. 1) определились в рамках ЮНКТАД: обеспечение расширения международного сотрудничества в области мирового рынка сахара, поиск путей улучшения положения в мировой экономике сахара, содействие развитию торговли путем сбора и предоставления информации о положении на мировом рынке сахара и других подслащивающих веществ, содействовать повышению спроса на сахар, особенно для использования в нетрадиционных целях. В рамках организации формируются адекватные цены для производителей и потребителей, обсуждаются проблемы, представляющие интерес для всех участников, проводятся соответствующие исследования.
Среди международных товарных соглашений выделяют также международные товарные соглашения по мерам развития. Они направлены на расширение и укрепление экспортного потенциала стран-производителей сырья, развитие соответствующих инфраструктур, содействие расширению участия стран-производителей в переработке и сбыте сырья, совершенствование товарных качеств и развитие рынка изделий из тропической древесины, что регулируется Международным соглашением по тропической древесине 2006 г., а также из джута. Международное соглашение по джуту и джутовым изделиям 1989 г. (вступило в силу 1 января 1991 г.). В настоящее время обсуждается преобразование созданной на основе этого договора Международной организации по джуту в Международную исследовательскую группу по джуту. 13 марта 2001 г. было принято Соглашение о круге ведения международной группы по джуту, которая после вступления этого договора в силу станет правопреемницей Международной организации по джуту (Дакка, Бангладеш).
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) несколько выпадает из общего ряда международных товарных соглашений. Эта международная организация (штаб-квартира расположена в Вене, Австрия) объединяет только производящие (экспортирующие) государства, тогда как система международных товарных соглашений направлена на установление баланса интересов экспортеров и импортеров соответствующего сырьевого товара. ОПЕК была создана на основе Устава 1961 г., текст которого был полностью пересмотрен в 1965 г.
Задача ОПЕК - защитить интересы нефтедобывающих стран путем согласования допустимых минимальных цен на нефть и ограничивать в этих целях нефтедобычу установленными для каждого государства квотами. Деятельность ОПЕК оказывает значительное воздействие на мировой рынок нефти. Влияние ОПЕК на установление экспортных цен по-прежнему велико, но о заметных успехах деятельности этой организации в будущем уже не говорят. Специалисты подсчитали, что у государств-членов <40> ОПЕК почти не осталось возможности увеличивать размеры добычи нефти <41>.
--------------------------------
<40> Согласно ст. 7 Устава ОПЕК полноправными членами могут быть только члены-учредители и те страны, чьи заявки на прием были одобрены высшим органом ОПЕК - конференцией, состоящей из делегаций всех государств-членов и заседающей 2 раза в год. Члены-учредители: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия. Впоследствии были приняты: Ангола, Алжир, Катар, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты. Прекратили членство Габон, Индонезия, Эквадор. Крупнейшие нефтедобывающие страны - РФ, США и Норвегия - остаются наблюдателями.
<41> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право (перевод с французского) М., 2002. С. 247.

На форуме стран-экспортеров газа (ФСЭГ - Доха 9 апреля 2007 г.) была сделана попытка создать группу высокого уровня по ценообразованию на природный газ. 16 государств, обладающих 70% мировых запасов природного газа, среди которых лидировали представители Ирана и Венесуэлы, их активно поддерживали Аргентина и Боливия, при координации со стороны специалистов России, пытались объединить усилия для стабилизации рынка газа по примеру Организации экспортеров нефти. Это повлияло и на условное название планировавшейся структуры - "газовая ОПЕК". Активно против любых объединений государств в этой области были США <42>. Идея "газовой ОПЕК" не получила развития из-за изменения ситуации на рынке газа (страны-потребители все чаще отказываются от долгосрочных контрактов на поставки газа, цена которого определяется мировыми ценами на нефть). Повышение цен на трубный газ делает идею "газовой ОПЕК" невыгодной для РФ <43>. Стабилизации рынка газа препятствует также соперничество между государствами, заинтересованными в поставках сжиженного газа, и странами, чей газ перегоняется по трубам.
--------------------------------
<42> Комитет США вопреки нормам международного права одобрил законопроект, который запрещает другим государствам создавать нефтяные и газовые картели и дает право привлекать правительства стран-экспортеров к суду // Воронков Г. Америка запретила "газовую ОПЕК" // http://www/vz.ru/economy/2007/4/26/79502.html.
<43> Подробнее см. Куликов С. Газовая ОПЕК показала зубы // Независимая газета, 19 марта 2010.

Вне рамок ВТО формируется общая система преференций - система, в рамках которой экономически развитые страны предоставляют в одностороннем порядке таможенно-тарифные льготы при импорте товаров из развивающихся стран. На Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. была принята рекомендация о введении общей системы преференций для развивающихся стран и было установлено, что преференциальный режим будет составлять изъятие из принципа наибольшего благоприятствования. Общая система преференций была усовершенствована путем принятия рекомендации ЮНКТАД 1968 г. Односторонние уступки могли предоставляться развитыми странами на односторонней основе развивающимся странам в объеме, превышающем режим наибольшего благоприятствования, т.е. им давались дополнительные льготы, которые не предусматривались для развитых государств и развивающихся государств, на которые преференциальный режим не распространялся. В рамках ЮНКТАД был создан в 1970 г. Специальный комитет по преференциям. Было согласовано, что преференции предоставляются индивидуально каждой страной путем введения во внутреннее законодательство своей автономной специфической схемы преференций (с 1971 г. в Японии, с 1972 г. - в Норвегии, Швейцарии и Новой Зеландии, с 1974 г. - в Канаде, с 1976 г. - в США. В СССР была введена система беспошлинного импорта из развивающихся стран в 1965 г. <44>). При реализации идеи общей системы преференций устанавливается либо полная отмена таможенно-тарифных пошлин, либо они значительно снижаются. Однако тарифные льготы не распространяются на ряд важнейших для современной промышленной сферы экспорта товаров из развивающихся стран - текстиль, кожу и изделия из нее, нефтепродукты, большую часть обработанной сельскохозяйственной продукции. Кроме того, все схемы преференций экономически развитых стран содержат различного рода ограничения (например, количественные ограничения беспошлинного импорта или ввоза по пониженным ставкам товаров из развивающихся стран; на экспорт сверх установленных квот преференциальный режим не распространяется).
--------------------------------
<44> Схема преференций РФ была утверждена Постановлением Правительства от 13 сентября 1994 г. В 2008 г. в нее были внесены согласованные изменения // Российская газета, 18 января 2008 г.

Не участвуя в создании и реализации общей системы преференций, ВТО не может ее не учитывать. В решениях ГАТТ/ВТО предусматривалось, что развивающиеся страны по мере развития национальной экономики будут во все возрастающей степени принимать участие в осуществлении прав и обязательств, вытекающих из Генерального соглашения по тарифам и торговле.
О том, что система преференций претерпевает определенные изменения, свидетельствуют изменения в схеме преференций Европейских сообществ. Она была введена 1 июля 1971 г. и в дальнейшем неоднократно пересматривалась и продлевалась. В рамках ЕС была создана на основе Ломейской конвенции 1975 г. система полной ликвидации тарифных барьеров для ряда товаров из некоторых развивающихся стран. Ломейскую систему, весьма напоминающую общую систему преференций ЮНКТАД, государства-члены Европейского Союза сменили по Соглашению 2000 г. на систему Котону (сказалось влияние "банановой войны" и длительная процедура спора между США и ЕС в рамках ВТО относительно преференций в поставке бананов из ряда государств американского континента). Соглашение Котону 2000 г. предусматривает новые формы сотрудничества по финансированию экономического развития. Вместо применявшихся ранее восьми инструментов теперь используются два основных - дополнительные дотации и инвестиции <45>. Новая европейская система исповедует принцип равных условий предоставления преференциального режима для всех государств, которым предоставляются преференции, но так же как в США легко становится инструментом односторонних санкций вследствие ухудшения отношений с каким-либо государством.
--------------------------------
<45> Вольфган Граф Витцтум и др. Международное право (перевод с немецкого). М., 2011. С. 701.

Глобальная система преференций была разработана в ЮНКТАД с целью развития взаимной торговли промышленной продукцией. В 1988 г. между 48 странами был заключен Белградский договор о глобальной системе преференций между развивающимися странами. Договор вступил в силу 19 апреля 1989 г., в нем предусмотрено снижение пошлин на тысячи товарных статей, а также смягчение некоторых нетарифных барьеров.
"В отличие от Общей системы преференций, односторонне преференциальной для развивающихся стран, глобальная система преференций работает на условиях взаимности участвующих государств" <46>.
--------------------------------
<46> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. Академический курс. М., 2004 С. 73.

Общая система преференций была установлена между государствами-членами Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 февраля 2006 г. для РФ вступил в силу Протокол о внесении изменений и дополнений в Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, предусмотренных Соглашением о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 г. <47>, который корректирует реализацию договоренностей в рамках СНГ. На общую систему преференций СНГ неизбежно влияют договоренности, связанные с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, решения Евразийского экономического сообщества, создание и дальнейшее расширение Евразийского экономического союза.
--------------------------------
<47> Текст Протокола опубликован в Бюллетене международных договоров. 2006. N 9. С. 31 - 40.

Внутри ВТО образовываются области особых условий торговли, например, гражданской авиационной техникой <48>. Специалисты не исключают заключение соглашений об особых условиях торговли в других товарных секторах. Таким образом, образуется посекторальная дифференциация правовых режимов в мировой торговой системе <49>, но пока трудно доказать наличие секторальных режимов торговли за рамками ВТО. Полагаю, что давно назрела потребность ввести особые условия торговли лекарственными средствами, рынок которых наводнен подделками.
--------------------------------
<48> В рамках Соглашения о торговле гражданской авиатехникой ВТО страны-участницы отменили все таможенные пошлины, другие виды обложения, а также количественные ограничения импорта гражданской авиатехники, несовместимые с требованиями, принятыми в ГАТТ. Вследствие этого образовалась зона особых условий торговли авиатехникой - фактически "закрытая" мировая зона торговли на одну группу товаров // Шумилов В.М. Международное право в эпоху глобализации // Московский журнал международного права. 2001. N 2. С. 186.
<49> Шумилов В.М. Некоторые вопросы теории и практики // Московский журнал международного права. 2000. N 3. С. 150.

Международное сотрудничество по установлению правопорядка в международной торговой системе идет не только по пути развития той или иной сферы торговли, но и по пути ее ограничения. В 1949 г. в рамках НАТО (Организации Североатлантического договора) был создан по инициативе США Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ). Внутри КОКОМ стал складываться международный ограничительный режим, устанавливаемый государствами-членами НАТО (за исключением Исландии), а также Японией и Австралией в отношении вывоза в "потенциально опасные страны" (в том числе социалистические и бывшие социалистические, прежде всего СССР и КНР) ядерных и иных стратегических товаров. В КОКОМ составлялись списки таких товаров, которые не рекомендовалось передавать названным странам. Причем наблюдалась тенденция использовать механизм КОКОМ не только в военно-политических целях, но и как инструмент конкурентной борьбы на мировом рынке <50>. Ограничения со стороны КОКОМ долгое время серьезно ущемляли потребности российского рынка в продукции западных технологий, например, электронно-вычислительной техники, созданной в США и Японии <51>. С окончанием эпохи "холодной войны" потребность в КОКОМ логически отпала, и в конце 1993 г. было принято решение о формальной ликвидации Комитета. 31 марта 1994 г. КОКОМ закончил свое существование.
--------------------------------
<50> Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М., 1994. С. 29; Пунжин С.М. Международная торговля оружием // Законодательство и экономика. 1991. N 6. С. 11 - 18.
<51> Об этом напоминает Обращение президента Российской Федерации 19 марта 2014 г. В.В. Путин отметил, что несмотря на то, что формально "кокомовские списки" запрещенных к продаже в СССР технологий и оборудования отменены, но на деле многие запреты по-прежнему действуют в отношении современной России // Российская газета, 19 марта 2014 г.

Правовой основой новой организации являются Вассенаарские договоренности по контролю за экспортом обычных вооружений, товаров и технологии двойного назначения от 19 декабря 1995 г. (вступили в силу в январе 1996 г., названы так по месту проведения конференции, на которой были приняты - г. Вассенаар, пригород Гааги), базовый текст неоднократно изменялся и дополнялся в период с 2003 г. по январь 2014 <52>.
--------------------------------
<52> Полный текст Вассенаарских договоренностей с учетом всех изменений на январь 2014 г. см. http://www.waasenaar.org.

В разработке Вассенаарских договоренностей принимали участие 33 государства, являющиеся производителями и экспортерами вооружений и обладающие технологиями для их создания, к январю 2014 г. их число достигло 41 государства <53>. Секретариат и другие органы Организации Вассенаарских договоренностей (или "новый КОКОМ") размещены в Вене. К этой организации перешли видоизмененные функции КОКОМ.
--------------------------------
<53> Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Канада, Хорватия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, ФРГ, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Япония, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Южная Корея, РФ, Румыния, Словакия, Словения, Южная Африка, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Украина, Великобритания, США.

Применяя метод консенсуса, "новый КОКОМ" устанавливает согласованный государствами-членами механизм контроля за экспортом технологий и товаров "двойного применения" (военного и мирного). В рамках новой структуры не предполагается составлять "черный список" государств, в отношении которых могут быть установлены экспортные ограничения, однако сохранили мониторинг за поведением государств, не входящих в Организацию государств, представляющих потенциальную опасность для международной безопасности (например, Ирак, Ливия, КНДР).
В рамках новой КОКОМ также проявлялась разница в подходах некоторых государств-участников. Так, представители США хотели, чтобы информация об экспорте опасных товаров и технологий (в том числе по поставкам оружия) предавалась огласке до того, как будут выданы экспортные лицензии страной-продавцом. Представители РФ заявили, что такая информация будет использоваться конкурентами. РФ не желает брать обязательства перед другими государствами-членами "обновленного КОКОМ" по уведомлению о фактах отказа в лицензии на передачу тому или иному государству подконтрольных организации технологий (например, речь шла о приборах ночного видения). РФ настаивала на конфиденциальном характере такой информации.
Государства-участники договорились на добровольной основе обмениваться информацией о выданных лицензиях по состоявшимся поставкам, а также по отказам на поступившие запросы.
Согласованная информация предоставляется в Организацию Объединенных Наций 2 раза в год, речь идет о сведениях по поставкам обычных вооружений, наименование которых отражено в Регистре обычных вооружений ООН <54>. Вся информация предоставляется после совершения поставок и носит конфиденциальный характер.
--------------------------------
<54> В России также руководствуются ФЗ "Об экспортном контроле" от 18 июля 1999 г. и Указом Президента РФ от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, в отношении которых осуществляется экспортный контроль".

Осуществление самих поставок, также как отказ на поступившие запросы о поставках является прерогативой государств-членов. В этот процесс Вассенаарские договоренности не вмешиваются и никак это не ограничивают.
Если же предполагаются поставки в государства, не связанные Вассенаарскими договоренностями, то страны-экспортеры будут запрашивать особые импортные сертификаты, позволяющие проверить назначение "чувствительных товаров и технологий" <55>.
--------------------------------
<55> Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебно-методическое пособие. М., 1999. С. 341.

"Вассенаарские договоренности, - пишет Г.М. Вельяминов, - имеют для России весьма существенное значение <56>, обеспечивая, с одной стороны, информацию о мировом рынке оружия, а с другой - обязывая и Россию к определенной прозрачности операций на рынке, уступающем по экспортной выручке разве что доходам от вывоза энергоносителей и другого сырья" <57>.
--------------------------------
<56> Оружейный экспорт РФ порядка 36 млрд долл. США в год.
<57> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. Академический курс. М., 2004 С. 208.

В 1971 г. был создан Комитет Цангера (названный по имени его первого председателя Клода Цангера). Комитет был создан для того, чтобы ядерные экспортеры - участники Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. смогли договориться об условиях и процедурах, которые должны регулировать экспорт оборудования и материалов, специально предназначенных для обработки, использования или производства специального расщепляющего материала. В результате в 1974 г. были установлены договоренности относительно обмена информацией о фактическом экспорте или выдаче лицензий на экспорт в страны, не являющиеся участниками Договора 1968 г., через систему конфиденциальных отчетов, которые ежегодно распространяются среди членов Комитета. Государства-члены Комитета путем обмена нотами сделали односторонние декларации о том, что договоренности будут осуществляться государствами через национальное законодательство.
Недостатком, по мнению специалистов, является то, что с помощью этой системы экспортного контроля отслеживаются только поставки оборудования, которое было специально сконструировано для ядерной деятельности, в то время как экспорт товаров двойного использования осуществлялся без надлежащего контроля. Члены Комитета Цангера не включали в документы по контролю такие технологии, важные с точки зрения нераспространения ядерного оружия, как установки по производству тяжелой воды, обогащению урана и переработке отработанного ядерного топлива.
В ходе переговоров по выработке единых правил ядерного экспорта 27 января 1976 г. участники переговоров обменялись нотами, образовав Группу ядерных поставщиков (Nuclear Suppliers Group) <58>, ее также именуют клубом ядерных поставщиков. Принятие новых членов Группы осуществляется на основе консенсуса действительных участников Группы.
--------------------------------
<58> Ныне в этой Группе следующие государства-экспортеры ядерного материала: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Канада, Чехия, Дания, Франция, Финляндия, ФРГ, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Новая Зеландия, Польша, Португалия, РФ, Румыния, Словакия, ЮАР, Испания, Швейцария, Швеция, Украина, Великобритания, США, а также наблюдатель от Европейской комиссии ЕС // http://www.fas.org/nuke/control/nsg/member.htm. В разные годы число группы достигало 45, в частности, Беларусь более не является членом Группы.

Параллельно требованиям Комитета Цангера Группа реализовывает принятые ею в 1977 г. Руководящие принципы для государств-экспортеров ядерных материалов, технологий и оборудования. В этот документ вошло требование о проведении инспекций МАГАТЭ по списку ядерного экспорта. В этот список были добавлены такие чувствительные технологии, как производство тяжелой воды, обогащение урана, переработка отработанного ядерного топлива, а также оружейные расщепляющиеся материалы.
Второй набор принципов экспорта предметов двойного использования был принят в 1992 г. Им регламентирован экспорт ядерных материалов и технологий двойного использования (т.е. продукции, которая может значительно содействовать созданию материалов, используемых для вооружения), однако имеет также и неядерное применение <59>.
--------------------------------
<59> Подробнее см. Ядерное нераспространение (под общей ред. Орлова В.А.) М., 2002. С. 345.

В апреле 1992 г. участники Группы ядерных поставщиков приняли заявление о полноохватных гарантиях. В соответствии с этим документом предметы и технологии, перечисленные в списках, прилагаемых к руководящим принципам, не должны передаваться государствам, которые не установили надлежащим образом взаимоотношений с МАГАТЭ. В свою очередь МАГАТЭ распространяет решения Группы ядерных поставщиков, публикуя их в своих циркулярах <60>.
--------------------------------
<60> См. NSG Guidelines в циркулярах МАГАТЭ серии INCIRC/254, INCIRC/254 Part 2.

Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков, решая, по сути, одну и ту же задачу, успешно функционируют, дополняя друг друга в совершенствовании принципов контроля за ядерным экспортом.
Изучая наработанные на международном уровне правовые и политические методы контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения, специалисты приходят к выводу о формировании системы международного экспортного контроля. Пока ее составляют слабо связанные между собой международно-правовые договоренности.
Международные режимы экспортного контроля военной продукции и продукции двойного назначения требуют усовершенствования в целях повышения эффективности.
Особую роль в процессе выработки универсальных положений играют Россия и США в силу своего политического и экономического влияния в этой области.
Правопорядок в области международного экспортного контроля может охватывать порядок лицензирования внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, правовые требования к внешнеэкономическим сделкам, критерии идентификации и государственной экспертизы контролируемой продукции, учет внешнеэкономических сделок в контролируемой области, ответственность за нарушение согласованных в процессе международного сотрудничества норм экспортного контроля и т.п. <61>
--------------------------------
<61> Терехин Н.В. К вопросу правоприменения в эпоху глобализации с позиций международного публичного права // Актуальные проблемы современного международного права. 9 апреля 2003 г. - 10 апреля 2004 г. Материалы ежегодных межвузовских научно-практических конференций кафедры международного права. М., 2004. С. 194.

Режим мировой торговли, определяемый прежде всего условиями системы ВТО, по мнению Г.М. Вельяминова, лишь тогда оказывается широко либерализованным, когда это не противоречит интересам торговых держав и блоков (США и ЕС). Когда же этого требуют их интересы, протекционистская защита внутренних рынков сохраняется <62>.
--------------------------------
<62> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. Академический курс. М., 2004 С. 26.

Помимо ВТО многостороннее регулирования междусторонней торговли осуществляется в рамках региональных организаций и интеграционных объединений. Специалисты отмечают, что мировая торговля все больше и больше сосредотачивается внутри региональных интеграционных блоков и между региональными блоками <63> (наиболее обсуждаемые Евроатлантический блок - США, ЕС и Европейская ассоциация свободной торговли; "йеновый блок" (Япония и тихоокеанские государства); Североамериканский блок (США, Канада, Мексика - Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА)). К этому, на мой взгляд, следовало бы добавить активные интеграционные процессы в Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии. Все большее количество государств, географически расположенных по всему миру, стремятся присоединиться к Таможенному союзу с участием РФ.
--------------------------------
<63> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право (перевод с французского) М., 2002. С. 244.

Существенно ограничивается ввоз в индустриально развитые страны аграрной продукции, текстиля, готовой одежды из развивающихся стран.
Развитые страны обладают, по сути, монопольными правами на интеллектуальную собственность, что помогает им поддерживать монопольные цены, к примеру, на современные патентованные лекарства. Это - одна из причин активной подделки лекарств <64>.
--------------------------------
<64> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. Академический курс. М., 2004 С. 19.

В сферу многостороннего регулирования мировой торговли во все более широкой степени вовлекаются вопросы, традиционно находившиеся в ведении внутреннего права, в частности в том, что касается осуществления внешнеторговых связей между физическими и юридическими лицами разных стран <65>.
--------------------------------
<65> Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебно-методическое пособие. М., 1999. С. 217.

Так, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) подготовила Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., для принятия которой была созвана в Вене 10 марта - 11 апреля 1980 г. Конференция ООН по договорам международной купли-продажи. Конвенция вступила в силу в январе 1988 г., насчитывает более 40 стран-участниц. В этом договоре государства согласовали вопросы, касающиеся порядка заключения и формы внешнеторговых контрактов, права и обязанности продавца и покупателя, ответственность сторон по контракту и другие сопутствовавшие вопросы, традиционно занимающие центральное место в системе гражданско-правового регулирования экономических отношений <66>. Однако этот договор имеет значение и для установления правопорядка в международной торговле. Принятие единообразных норм заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров, по замыслу государств-участников Конвенции 1980 г., должно способствовать устранению правовых барьеров в международной торговле. Конвенция 1980 г. содействует устранению возможности навязывания более сильным партнером более слабому односторонних выгодных условий договора, что имеет существенное значение для ликвидации неравноправных дискриминационных отношений в международной торговле <67>.
--------------------------------
<66> Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. Предисловия ответственного редактора. М., 1994. С. 6.
<67> Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М., 2000. С. 359.

Международное торговое право, как подотрасль международного экономического права, регулирующего с помощью принципов и норм (международных договоров и международных обычаев) межгосударственные отношения в области обмена товарами и услугами, следует отличать от "права международной торговли". Под этим термином "право международной торговли" понимают нормы международного частного и национального права, часть решений международных организаций, международных органов, международных конференций, судебные арбитражные решения, торговые обычаи и обыкновения, регулирующие международные торговые связи <68>.
--------------------------------
<68> См., например, Международное публичное право. Учебник (ответственный редактор Бекяшев К.А.). М., 2004. С. 506.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Особенности внешнеторговой деятельности в рамках ЕАЭС и значение валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности (Недосекова Е.С.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Создание благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС путем совершенствования таможенного администрирования (Дианова В.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Внешнеэкономические сделки в газовой отрасли: особенности правового регулирования (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 12.09.2016

подробнее>>

Законные проценты по внешнеэкономическому контракту (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 27.07.2016

подробнее>>

Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок в сфере энергетики (Романова В.В.)

Дата размещения статьи: 18.04.2016

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи