Главная | Новости | Общие вопросы | Формы деятельности | Договоры | Виды деятельности | Вопрос-ответ | Контакты |
Дата размещения статьи: 02.08.2014
Вот уже год (с 1 июля 2013 г.) действуют правила о порядке обложения НДС премий, бонусов и иных поощрительных выплат покупателям за объемы приобретенных непродовольственных товаров. Между тем в судах по-прежнему рассматриваются спорные ситуации, которые возникли в схожих обстоятельствах, но до указанной даты. Примером тому является Постановление ФАС СЗО от 10.06.2014 N А66-8047/2013. Обстоятельства, приведшие к спору, характерны для большинства подобных ситуаций. Но в данном споре представляют интерес выводы арбитров (добавим, неожиданные), которые, не исключено, могут оказать влияние на правоприменительную практику по этому вопросу. Подробности - в статье.
Из истории вопроса
Федеральным законом N 39-ФЗ <1> урегулирован порядок обложения НДС в ситуации, когда покупателю поставщик выплачивает премии, бонусы или иные поощрительные выплаты за объемы приобретенных непродовольственных товаров.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".
В частности, согласно п. 2.1 ст. 154 НК РФ, применяемому с 1 июля 2013 г., предоставление покупателю премии за выполнение определенных условий договора не уменьшает в целях исчисления НДС стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, если условиями договора не оговорено, что в результате предоставления премии изменяется стоимость отгруженных товаров, то поставщик не вправе уменьшить облагаемую базу по НДС на сумму указанной премии. Соответственно, покупателю не надо корректировать налоговые вычеты.
Если же в договоре поставки предусмотрено уменьшение стоимости отгруженных товаров на сумму выплаченной премии, то поставщик сможет уменьшить свои налоговые обязательства по НДС, а покупатель - уменьшить налоговые вычеты.
Поводами для внесения указанных изменений стали подход, сформированный правоприменительной практикой (в частности, правовой позицией, обозначенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11637/11), к разрешению обозначенной проблемы, а также точка зрения Минфина на этот счет.
Напомним, и арбитры, и чиновники финансового ведомства сходились во мнении о том, что при предоставлении премии поставщик должен скорректировать налоговую базу по НДС и, соответственно, покупатель должен восстановить сумму НДС, ранее принятую к вычету по приобретенному товару. В обоснование такой позиции они указывали на то, что премия (вознаграждение), выплачиваемая покупателю за выполнение тех или иных условий договора поставки, непосредственно связана с поставкой товара (то есть ее выплата обусловлена определенным объемом поставки) и является формой торговой скидки, применяемой к стоимости товара и оказывающей влияние на облагаемую базу по НДС. В результате выплаты данной премии происходит уменьшение стоимости товара, что влечет необходимость корректировки налоговых обязательств поставщика и покупателя. Такая позиция, в частности, изложена в Постановлении N 11637/11, Письме Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-15/120 <2>.
--------------------------------
<2> Письмом ФНС России от 18.09.2012 N ЕД-4-3/15464@ доведено до сведения налогоплательщиков и территориальных налоговых органов.
Позднее Минфин России в Письме от 18.07.2013 N 03-07-11/28255 рекомендовал в период с 01.01.2011 по 01.07.2013 при решении вопроса о применении НДС в отношении поощрительных премий, выплачиваемых поставщиком товаров, руководствоваться разъяснениями, приведенными в Письме N 03-07-15/120.
Иными словами, любую подобную премию, выплата которой обусловлена объемом поставляемых (закупаемых) товаров, и арбитры, и финансисты, как правило, рассматривают в качестве основания для изменения цены отгруженных товаров, влекущего за собой необходимость корректировки налоговых обязательств. По понятным причинам аналогичного мнения по данному вопросу придерживаются и территориальные налоговики.
Однако законодатель рассудил иначе, и внесенные им в положения гл. 21 НК РФ поправки служат тому подтверждением. Данные поправки, по сути, избавили плательщиков НДС от безусловной обязанности осуществления такой корректировки (на чем настаивали контролирующие органы и арбитры), определив условия, при которых это допустимо. Помимо условий законодатель также установил момент, с которого названная корректировка не нужна.
Казалось бы, имеется дата - 1 июля 2013 г., которая служит своеобразным рубежом для применения тех или иных налоговых правил. То есть до нее действуют одни правила, после - другие. Но судьям ФАС СЗО подобное разграничение по времени, как видно, пришлось не по душе.
Пример из судебной практики
Как следует из материалов дела, рассмотренного в Постановлении ФАС СЗО N А66-8047/2013, между покупателем и поставщиком был заключен договор поставки автомобилей. Дополнительным соглашением к нему в целях мотивации покупателя к увеличению объемов закупок была предусмотрена выплата премий. Период сделки - II квартал 2012 г.
При этом ни договором поставки, ни дополнительным соглашением, ни иными документами не было установлено изменение цены поставленных товаров в результате выплаты премий.
Инспекторы, а вслед за ними и арбитры (первой и апелляционной инстанций) сочли данную премию торговой скидкой, изменяющей цену поставленных товаров. Вследствие чего первые отказали в вычете НДС, а вторые признали их действия правомерными, указав на то, что покупатель в нарушение пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ не произвел корректировку налоговых обязательств путем восстановления сумм налога, ранее принятых к вычету.
Однако арбитры кассационной инстанции рассудили иначе.
В случае выплаты поставщиком премии покупателю, которая непосредственно связана с поставкой этих товаров и, соответственно, изменяет их цену и облагаемую базу по НДС, восстановление сумм налога, ранее принятых к вычету покупателем, производится после получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров или корректировочного счета-фактуры.
В данной ситуации условия договора и дополнительного соглашения к нему не предусматривали изменение цены отгруженных товаров. Корректировочные счета-фактуры в адрес покупателя не выставлялись. Более того, поставщик направил покупателю письмо, в котором сообщил, что выплаченные премии не расценивает в качестве выплат, связанных с расчетами за поставленные автомобили, и не находит оснований для корректировки их стоимости и НДС, исчисленного с операции по реализации.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности, а также волю законодателя, которая была выражена в положениях Федерального закона N 39-ФЗ, ФАС СЗО пришел к выводу о необоснованном отказе в вычете НДС покупателю.
Другими словами, несмотря на то, что спорные правоотношения возникли за год до вступления в силу названного Закона, изменившего порядок расчетов по НДС в ситуации, когда покупателю выплачиваются поощрительные премии, арбитры при принятии данного решения сочли возможным сослаться на волю законодателя.
Подчеркнем, арбитры ссылаются не на то, что правило, установленное в п. 2.1 ст. 154 НК РФ, имеет согласно п. п. 2, 3 ст. 5 НК РФ обратную силу, а учитывают сам факт корректировки налоговых правил. Согласитесь, неординарный поступок и вывод ему под стать!
Обобщим сказанное. Вывод, сделанный ФАС СЗО в Постановлении N А66-8047/2013, полагаем, следует взять на вооружение как поставщикам, так и покупателям. В любом случае его можно (и нужно!) использовать при защите своих интересов. Применительно к описанной ситуации остается только пожалеть об отсутствии в нашей стране прецедентного права.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.
Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.
Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.
Цель законопроекта - установление дополнительного механизма поддержки организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, арендующих недвижимость и пострадавших в период распространения новой коронавирусной инфекции.
Дата размещения статьи: 19.09.2020
Дата размещения статьи: 19.09.2020
Дата размещения статьи: 19.09.2020
Дата размещения статьи: 19.09.2020
Дата размещения статьи: 19.09.2020
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020 При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна. |
Навигация |
Статьи |
|