Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Особенности закупок для нужд образовательных учреждений (Лобанова О.Л.)

Особенности закупок для нужд образовательных учреждений (Лобанова О.Л.)

Дата размещения статьи: 22.08.2014

В первые дни июня был принят и вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ (далее - Закон N 140-ФЗ), который внес уточнения и дополнения в Федеральный закон о контрактной системе от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ). Данные изменения не только затрагивают исправление технических ошибок и недоработок, но и вносят определенные коррективы в закупочную деятельность учреждений.

Основные особенности

Регулирование закупочной деятельности учреждения сферы образования напрямую зависит от его статуса (бюджетное, автономное и т.п.) и схемы организации закупочного процесса. Например, бюджетное образовательное учреждение может часть закупок осуществлять в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом другая часть закупок может быть выведена в сферу регулирования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). В соответствии с последним бюджетное учреждение осуществляет закупки согласно собственному положению о закупках.
Однако в любом случае итогом каждой закупочной процедуры является выбор лучшего предложения из заявленного множества.
В целях обеспечения беспристрастности и непредвзятости объективного выбора такое решение должно приниматься коллегиально, то есть формирование комиссии - это неизбежность.

Варианты закупок

Законом N 44-ФЗ предусмотрено множество вариантов в отношении выбора закупочной процедуры. У каждого варианта есть свои запреты, ограничения, достоинства и недостатки. Иными словами, Закон N 44-ФЗ предоставляет закупающей организации (заказчику) право выбора в каждом конкретном случае конкретной закупочной процедуры (способа закупки), и такой выбор должен быть сделан исходя из принципов обеспечения максимальной закупочной конкуренции, результативности и эффективности закупки.
Законом N 44-ФЗ предусмотрены следующие способы, позволяющие обеспечить конкуренцию:
- конкурс (все его виды);
- аукцион (в том числе электронный);
- запрос котировок и запрос предложений.
Недостатком таких процедур является их длительность и значительный объем закупочного документооборота при организации и проведении процедуры.
Единственная процедура, которая предусматривает закупки в неконкурентных условиях, - это закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Законом N 44-ФЗ предусмотрено 37 случаев, когда заказчик имеет право заключить соглашение с любым исполнителем на усмотрение заказчика.
Рассмотрим далее условия выбора каждого из способов образовательными учреждениями с учетом изменений в Закон N 44-ФЗ, внесенных Законом N 140-ФЗ.

Единственный поставщик - прямой выбор исполнителя

Основания для выбора единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Перечень таких оснований зависит от двух факторов:
- во-первых, когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно с экономической точки зрения, то есть цена закупки незначительна по сравнению с затратами времени, например на проведение конкурентной процедуры;
- во-вторых, предмет закупки настолько специфичен, что конкуренция на данном рынке товаров (работ, услуг) фактически отсутствует либо субъект является исключительным правообладателем.
Ряд оснований для закупки у единственного поставщика носит общий характер, то есть распространяется на любую категорию заказчиков вне зависимости от сферы деятельности, например:
- закупка коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, общедоступные услуги электрической и почтовой связи и т.п.);
- заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
- заключение контракта на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) физическими лицами и т.п.
Отдельного внимания заслуживает п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - это осуществление закупки товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем пятьдесят миллионов рублей (в ред. Закона N 140-ФЗ).
Таким образом, решен вопрос закупок для "малобюджетных" заказчиков. У заказчиков появилось право выбора:
- либо осуществлять закупки без учета 5%, но с лимитом в 2 млн руб.;
- либо осуществлять закупки исходя из ограничения 5% (но не более 50 млн руб.).
Например, если у заказчика совокупный годовой объем закупок составляет 3 млн руб., то 2 млн руб. из них он может закупать на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, но с учетом того, что объем одного соглашения не должен превышать 100 тыс. руб. В случае если у заказчика совокупный годовой объем закупок составляет 50 млн руб., то ему интереснее сделать выбор в пользу 5%, так как эта сумма будет составлять 2,5 млн руб.
Для государственного (муниципального) образовательного учреждения Законом N 44-ФЗ предусмотрено специальное основание для заключения соглашения с единственным исполнителем (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ): осуществление закупки товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб. (в ред. Закона N 140-ФЗ).
Обратите внимание! Законом N 140-ФЗ введен такой термин, как "совокупный годовой объем закупок". Если ранее были различные трактовки и комментарии в отношении того, от какой суммы необходимо рассчитывать 5% и 50%, то сейчас законодатель определился:
"совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году".
Таким образом, даже если заказчик в конце 2014 г. заключил контракты с исполнением (и оплатой) в 2015 г., то сумма таких заключенных контрактов будет входить в совокупный годовой объем закупок 2015 г.

Пример. Образовательным учреждением как заказчиком утвержден на 2015 г. общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок на сумму 10 млн руб. На 4 млн руб. в конце 2014 г. заказчик уже провел закупочные процедуры и заключил контракты с исполнением в январе 2015 г. (продукты питания на I квартал 2015 г.).
Следовательно, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ такой заказчик по итогам 2015 г. может осуществлять прямые закупки на сумму не более 50% совокупного годового объема закупок, что составляет 5 млн руб. (10 млн руб. x 0,5 = 5 млн руб.).

Обратите внимание! По рассмотренным выше основаниям (п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) предусмотрена обратная сила действия нормы. Иными словами, и лимит 2 млн руб., и новое определение совокупного годового объема закупок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 2 Закона N 140-ФЗ). Следовательно, каждому заказчику целесообразно произвести корректировку и перерасчет объема закупок (5% и 50%) с учетом внесенных поправок.
Кроме этого, ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены основания, которые не имеют ограничений по сумме заключаемых соглашений. Иными словами, если в зависимости от реальной потребности в определенных объективных условиях проведение конкурентных процедур нецелесообразно, то законодатель разрешает такие закупки осуществлять оперативно, минуя более длительные конкурентные процедуры независимо от цены контракта.

Закупка в условиях исключительности прав, исключительности услуг

Пополнение и формирование библиотечного фонда

Образовательное учреждение в целях комплектования библиотечных фондов может осуществлять закупку печатных изданий без процедур торгов непосредственно у авторов или в издательстве, если они являются исключительными правообладателями, в следующих случаях:
- закупка печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Напомним, что часть четвертая Гражданского кодекса РФ затрагивает вопросы, связанные с авторским правом, в том числе конкретизируются перечень объектов авторских прав и признаки исключительного права. При этом правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом:
- путем отчуждения другому лицу по договору
- или путем предоставления другому лицу права использования.
В первом случае речь идет о договоре об отчуждении исключительного права, а во втором - о лицензионном договоре, который не влечет за собой перехода исключительного права (ст. 1233 ГК РФ). Например, если контракт заключается на основании п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то к заключенному контракту должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у издательства исключительных прав на использование. Таким подтверждающим документом может быть гарантийное письмо и (или) список (реестр) договоров, заключенных с авторами, об исключительных правах на использование их печатных изданий, который является неотъемлемой частью заключаемого соглашения между заказчиком и издательством. В таком документе перечисляются:
- авторы и названия изданий;
- реквизиты договоров об исключительных правах;
- срок действия исключительных прав по договорам;
- территория распространения исключительных прав по договорам.

Отдых и досуг

В целях организации и проведения культурно-массовых мероприятий под конкретные требования и условия образовательное учреждение также имеет возможность заключать контракты с единственным исполнителем, например, в следующих случаях:
- посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности (п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- заключение контракта с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Электронный аукцион

Обязательность проведения электронного аукциона ограничивается Перечнем, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р (далее - Аукционный перечень). При этом товары (работы, услуги), включенные в такой Перечень, допускается закупать не только электронным аукционом, но и запросом котировок, запросом предложений и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но с учетом запретов и ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ. Таким образом, законодатель установил запрет на проведение конкурсов в отношении товаров (работ, услуг), включенных в Аукционный перечень. Кроме этого, товары (работы, услуги), не включенные в Аукционный перечень, по решению заказчика могут закупаться путем проведения электронного аукциона, то есть за заказчиком остается право выбора формы торгов (конкурс или аукцион) в отношении закупки таких товаров (работ, услуг).
Обратите внимание! На региональном уровне могут быть установлены дополнительные перечни товаров (работ и услуг), закупаемых через электронный аукцион, поэтому практика закупок в различных регионах Российской Федерации может различаться номенклатурными позициями закупаемых товаров (работ, услуг).
В Аукционный перечень, в частности, включены одежда, изделия из бумаги и печатная продукция, пищевые продукты, оборудование офисное и техника вычислительная, автотранспортные средства и многое другое. В основу Перечня положен группировочный принцип, соответствующий Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст; далее - ОК 034-2007).
Применительно к учреждениям сферы образования в Аукционный перечень, например, включены следующие предметы закупки:

Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007

Наименование

18

Одежда; меха (кроме детской)

21

Целлюлоза, бумага и изделия из бумаги

22

Продукция печатная и носители информации записанные (например, тетради рабочие)

24

Вещества химические, продукты химические и волокна химические (например, лак алкидный для мебели)

29

Машины и оборудование, не включенные в другие группировки (например, оборудование для столовой)

30

Оборудование офисное и техника вычислительная

45

Работы строительные (например, текущий ремонт помещений)

 

и т.п.


Исключения из Аукционного перечня

Аукционный перечень содержит и ряд исключений, когда отдельные категории заказчиков имеют право игнорировать обязательность проведения электронного аукциона. Например, закупка пищевых продуктов (код 15 по ОК 034-2007) для нужд следующих категорий заказчиков из сферы образования может осуществляться не электронным аукционом, а конкурсом:
- дошкольных образовательных учреждений;
- общеобразовательных учреждений;
- образовательных учреждений начального профессионального образования;
- среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением;
- нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности;
- образовательных учреждений дополнительного образования детей и др.
Обратите внимание! Товары (работы, услуги), включенные в Аукционный перечень, допускается закупать и иными способами (запрос котировок, запрос предложений, единственный источник), кроме конкурса (ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, Перечень товаров (работ, услуг), установленный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, устанавливает фактически запрет на проведение конкурса в отношении определенных товаров (работ, услуг).

Запрос котировок

Данный способ закупки хорошо знаком заказчикам еще со времен работы с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ о размещении заказов <1>. Выбирая запрос котировок как способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик забывает о таких двух понятия, как "квартал" и "одноименность". Это связано, прежде всего, с тем, что ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ установлен общегодовой предельный объем закупок, который можно осуществлять путем проведения запроса котировок, вне зависимости от даты размещения извещения, заключения контракта или предмета контракта.
--------------------------------
<1> Утратил силу с 1 января 2014 г.

Годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен превышать предусмотренных расходов на все закупки. При этом в рублевом эквиваленте этот объем (10%) не должен составлять более 100 млн руб. в год. Например, если у заказчика годовой объем закупок составляет 3 млн руб., то запросом котировок он имеет право закупить товаров (работ, услуг) на сумму не более 300 тыс. руб. в течение всего года.
По количеству заключаемых контрактов комбинации вариантов могут быть различны, например: 2 контракта по 150 тыс. руб., или 3 контракта по 100 тыс. руб., или 1 контракт на 300 тыс. руб. и т.п., по итогам текущего года вне зависимости от времени их заключения (в начале, середине или конце года).
Также предусмотрено прежнее условие - ограничение в отношении начальной (максимальной) цены каждого отдельного соглашения (контракта) не более 500 тыс. руб. Иными словами, если потребность в закупке тех или иных товаров (работ, услуг) не превышает 500 тыс. руб., то заказчик может провести запрос котировок, а также он имеет право закупить необходимые товары (работы, услуги) путем проведения электронного аукциона. В случае если заказчик уже "выбрал котировочный лимит" (10% годовой потребности), то выбор способа закупки становится очевидным - электронный аукцион, а в исключительных случаях - конкурс.

Запрос предложений

Запрос предложений - это способ, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товаре, работе или услуге. Это новая закупочная процедура в российском закупочном законодательстве с 1992 г., когда начала формироваться практика регламентированных закупок. Данный способ представляет собой процедурный гибрид между конкурсом, аукционом и запросом котировок, и заказчикам только еще предстоит его изучать и осваивать.
Законом N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика осуществлять закупку путем проведения запроса предложений только в исключительных случаях, всего их восемь. В случае если закупки осуществляются учреждениями сферы образования, то наиболее востребованными, например, являются:
- признание повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);
- осуществление закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Заключение

Законом N 44-ФЗ предусмотрено разнообразие и выбор закупочных процедур в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. В каждой конкретной ситуации у любого заказчика всегда будут аргументы в выборе того или иного способа закупки. На такой выбор будут оказывать влияние следующие факторы:
- планомерность возникновения потребности (ее предсказуемость и заблаговременная финансовая обеспеченность);
- наличие (или отсутствие) временного ресурса;
- принципы выбора победителя, позволяющие более эффективно и результативно осуществить закупку.
Осуществляя закупочную деятельность, необходимо обладать информацией обо всех возможных вариантах закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, но вместе с тем достаточно гибко, не шаблонно подходить к выбору способа закупки с учетом соблюдения интересов и основной деятельности заказчика.
Надо понимать, что нет единого "закупочного" рецепта на все случаи жизни для всех заказчиков для различных сфер деятельности.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи