Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Освобождение от НДС: нюансы применения (Коловатов А.)

Освобождение от НДС: нюансы применения (Коловатов А.)

Дата размещения статьи: 15.09.2014

По общему правилу по умолчанию организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС с момента государственной регистрации. Однако, во-первых, избежать данного статуса позволяет применение того или иного специального режима налогообложения (УСН, ПСН, ЕНВД). Во-вторых, при определенных условиях налогоплательщик может воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС. О порядке применения такого освобождения в свете разъяснений, данных Пленумом ВАС РФ по вопросам взимания НДС в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33, и пойдет речь в данной статье.

Пунктом 1 ст. 145 Налогового кодекса предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Это возможно, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) у них без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей. Не распространяется освобождение на организации и ИП, реализующих подакцизные товары в течение данного периода, а также на участников проекта "Сколково" (п. 2 ст. 145 НК, Определение КС РФ от 10 ноября 2002 г. N 313-О).
Освобождение от НДС в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса позволяет налогоплательщику не начислять и не уплачивать НДС по операциям на внутреннем российском рынке. При этом "входной" налог по приобретенным товарам (работам, услугам) включается в их стоимость.
При этом сохраняются обязанности налогоплательщика, возникающие в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п. 3 ст. 145 НК). Кроме того, лица, применяющие освобождение от НДС, по-прежнему должны выставлять счет-фактуру при реализации товаров (работ, услуг), только с пометкой "Без НДС" (п. 5 ст. 168 НК, Постановление ФАС Центрального округа от 26 сентября 2012 г. N А48-4663/2011). Остается в силе и обязанность по ведению книги продаж. Это следует из п. 6 ст. 145 НК.

Порядок применения

Согласно п. 3 ст. 145 Налогового кодекса лица, использующие право на освобождение от НДС, должны представить в налоговую инспекцию по месту учета соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого применяется "льгота".
Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342. К числу подтверждающих документов относятся:
- выписка из бухгалтерского баланса - для организаций или из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций - для индивидуальных предпринимателей;
- выписка из книги продаж;
- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур;
- выписка из книги учета доходов и расходов - для организаций и ИП, перешедших на общий режим налогообложения с УСН или ЕСХН.

Обратите внимание! С 1 января 2015 г. из перечня документов, подтверждающих право на применение освобождения от НДС, будет исключен журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 1 ст. 1, ст. 3 Закона от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ).

Применяется освобождение от НДС в течение 12 последовательных календарных месяцев, и ранее истечения этого срока отказаться от "льготы" хозяйствующий субъект не вправе (п. 4 ст. 145 НК). По окончании 12-месячного периода, не позднее 20-го числа следующего месяца, в ИФНС по месту учета подлежат представлению:
- уведомление о продлении периода освобождения еще на 12 месяцев либо об отказе от него;
- документы, подтверждающие сумму выручки хозяйствующего субъекта в течение периода применения освобождения, которая без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не может превышать двух миллионов рублей.
В случае если данные документы не представлены, а также при несоблюдении ограничений на применение освобождения от НДС сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней (п. 5 ст. 145 НК).
При этом если в период применения освобождения от НДС превышен лимит выручки или осуществлялась реализация подакцизных товаров, налогоплательщик утрачивает право на "льготу" с 1-го числа месяца, в котором допущены соответствующие нарушения.

Выручка от реализации

Если налогоплательщик использовал освобождение от НДС (к примеру, с июля 2013 г. по июнь 2014 г.), то его выручка должна составлять в совокупности не более двух миллионов, в том числе как за июль - сентябрь, так и за август - октябрь, сентябрь - ноябрь и т.д. (Постановления Президиума ВАС РФ от 12 августа 2003 г. N 2500/03, ФАС Поволжского округа от 27 февраля 2007 г. N А49-3926/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 27 сентября 2005 г. N А29-10838/2004а).
При этом в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 Пленум ВАС РФ указал, что при исчислении размера выручки от реализации в целях применения ст. 145 Налогового кодекса надлежит исходить из правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете. Судьи сослались на п. 6 ст. 145 Кодекса, согласно которому для подтверждения размера выручки в период применения освобождения в ИФНС организациями подлежит представлению выписка из бухгалтерского баланса.
Кроме того, Пленум ВАС разъяснил, что не должны приниматься во внимание при определении размера выручки поступления по операциям, не облагаемым НДС (освобожденным от налогообложения). Предусмотренное ст. 145 Налогового кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, пояснили судьи, обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем именно облагаемых НДС операций. Аналогичный вывод содержится также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 ноября 2012 г. N 10252/12. С учетом высказанной в нем правовой позиции и представители Федеральной налоговой службы в Письме от 12 мая 2014 г. N ГД-4-3/8911@ подчеркнули, что в целях применения освобождения от уплаты НДС размер выручки от реализации рассчитывается только применительно к налогооблагаемым операциям по реализации. И данная позиция полностью согласована с Минфином.
Помимо этого, в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 Пленум ВАС РФ указал, что при решении вопроса о наличии оснований для применения освобождения в составе выручки за предшествующие три месяца не учитываются также доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров. Ведь на основании п. 2 ст. 145 Налогового кодекса в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение, отметили судьи.

Уведомительный порядок

Как уже упоминалось, о применении освобождения от НДС налогоплательщик обязан уведомить налоговую инспекцию по месту учета в установленный срок. Вместе с тем последствий нарушения такового Налоговый кодекс не оговаривает. В связи с этим в арбитражной практике сложилось два подхода к ситуации, когда уведомление о применении "льготы" и документы, подтверждающие право на нее, в ИФНС своевременно не представлены.
Так, некоторые судьи указывают, что законодательство не предусматривает возможности использования освобождения за прошедший период, и поддерживают отказ налоговиков в применении налогоплательщиком освобождения от НДС в связи с нарушением им срока представления уведомления и подтверждающих документов (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 2012 г. N А28-8169/2011, от 20 апреля 2011 г. N А29-5471/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 сентября 2010 г. N А33-333/2010). Другие отмечают, что условием применения освобождения от НДС является соблюдение ограничения суммы выручки. Следовательно, при его соблюдении представление уведомления с приложением соответствующих документов позднее установленного срока не влечет доначисления НДС (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 июля 2012 г. N А44-4183/2011, ФАС Дальневосточного округа от 2 марта 2009 г. N Ф03-188/2009). Именно эту позицию принял и Пленум ВАС.
В Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 высшие судьи указали, что налогоплательщику не может быть отказано в использовании освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС согласно ст. 145 Налогового кодекса только лишь потому, что им не представлены в налоговую инспекцию в установленный срок уведомление об этом и документы, подтверждающие объем выручки. Более того, аналогичным подходом, по мнению представителей ВАС, следует руководствоваться и в случае ненаправления (несвоевременного направления) в ИФНС уведомления о продлении использования права на освобождения и необходимых документов.
Как указали судьи, по смыслу п. 3 ст. 145 Налогового кодекса налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение от НДС, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены.

Восстановление НДС

Согласно п. 8 ст. 145 Налогового кодекса освобождение от НДС требует от налогоплательщика до его применения восстановить суммы налога, ранее принятые к вычету по определенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам. Речь идет о ценностях, приобретенных для операций, признаваемых объектами обложения НДС, но не использованных в этих целях. Суммы "входного" налога по ним подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления о применении "льготы" путем уменьшения налоговых вычетов.
В Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 Пленум ВАС РФ указал, что в целях применения данной нормы неиспользованными следует считать в том числе те объекты основных средств, которые до применения освобождения от НДС не полностью самортизированы. Восстанавливаемая по таким активам сумма налога, по мнению судей, должна определяется по правилам пп. 2 п. 3 ст. 170 НК, то есть исходя из остаточной стоимости ОС.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Проблемы непрерывного обучения персонала информационной безопасности (Вилкова А.В., Литвишков В.М., Швырев Б.А.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Правовой статус субъектов малого предпринимательства (Степин А.Б.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Защита базовых элементов оригинальности товаров в условиях санкций зарубежных стран как гарантия их качества (Зинковский М.А.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Современное лесное законодательство: история формирования, тенденции развития и правовое обеспечение исполнения (Акопджанова М.О.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Новый раунд борьбы с экстремизмом: уголовная ответственность за распространение запрещенных материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Шестало С.С.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи