Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Аудиторская деятельность > Аудиторское заключение: требования стандартов, типичные нарушения (Свечкопал А.Н.)

Аудиторское заключение: требования стандартов, типичные нарушения (Свечкопал А.Н.)

Дата размещения статьи: 24.11.2014

Проведен анализ предъявляемых к аудиторскому заключению требований федеральных стандартов аудиторской деятельности. Описаны типичные нарушения составления аудиторского заключения, выявляемые при внешнем контроле качества работы аудиторов. Статья предназначена для руководителей аудиторских организаций, ответственных за контроль качества аудита, практикующих аудиторов.

Введение

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Данное определение включает в себя следующие признаки аудиторского заключения: официальность; публичность; форма аудиторского заключения устанавливается стандартами аудиторской деятельности; обязательное наличие мнения аудитора <1> о достоверности бухгалтерской отчетности.
--------------------------------
<1> Здесь и далее под аудитором понимается лицо, которое проводит аудит, - аудиторская организация или индивидуальный аудитор.

Аудиторское заключение является основным документом, составляется аудитором по итогам проведенного аудита. Публичность и официальность делают его одним из ключевых элементов годовой отчетности предприятий. Оно просматривается большим количеством лиц, которые могут обратить внимание на несоответствие его содержания и формы требованиям законодательства в сфере аудита. По этой причине аудитору следует тщательно подходить к составлению аудиторского заключения, которое является итогом всей его кропотливой работы. Если форма аудиторского заключения не будет соответствовать требованиям законодательства, то это может нивелировать содержательную часть выполненной работы.
Выданное аудиторское заключение является также одним из основных документов, которые проверяются при внешнем контроле качества работы (далее - ВККР) аудитора. В настоящее время качество аудита рассматривается с позиции следования аудиторским стандартам, поскольку это означает выполнение аудитором минимального набора аудиторских процедур, а выводы аудитора можно проверить, изучив его рабочие документы [1]. Предметом внешнего контроля качества работы, в частности, является соблюдение аудитором требований Закона N 307-ФЗ, федеральных стандартов аудиторской деятельности (далее - ФСАД).
Основными документами, регулирующими порядок составления, подписания и представления аудиторского заключения, помимо Закона N 307-ФЗ являются ФСАД 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении", ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении" [2].
В статье проведен анализ основных требований к порядку составления и представления аудиторского заключения, а также встречающихся типичных нарушений указанных требований. При описании типичных нарушений учитывается практика ВККР. Основной упор сделан на форму аудиторского заключения, несоответствие которой составляет большую часть всех выявляемых нарушений. Мы не рассматриваем вопросы, связанные с подготовкой и выдачей аудиторского заключения (т.е. проведением аудиторских процедур по существу), которые подробно описаны в других ФСАД (например, планирование аудита, оценка уровня существенности и аудиторских рисков, получение аудиторских доказательств, проверка обоснованности рассчитанных оценочных значений и т.п.).

Типы аудиторских заключений, требования нормативно-правовых актов

В федеральных стандартах ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010 приведены основные требования к порядку составления, подписания и представления аудиторского заключения.
В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.
Немодифицированное мнение отражается в аудиторском заключении, если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности.
Модифицированное мнение выражается (см. ФСАД 2/2010), если:
- аудитором установлено, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения;
- не могут быть получены достаточные доказательства, чтобы установить, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения (ограничение объема аудита).
В свою очередь, модифицированное мнение может быть выражено в форме мнения с оговоркой либо отрицательного мнения.
Мнение с оговоркой выражается, если искажения отдельных статей бухгалтерской отчетности являются существенными, но не затрагивают большинство статей (всеобъемлющее искажение отчетности) либо не получены аудиторские доказательства, в результате чего аудитор допускает возможность существенных, но не всеобъемлющих искажений в отчетности.
Отрицательное мнение выражается, когда аудитор пришел к выводу о существенных и всеобъемлющих искажениях в бухгалтерской отчетности.
Если ограничения объема аудита таковы, что возможные необнаруженные искажения отчетности могут быть существенными и всеобъемлющими, аудитор должен отказаться от выражения мнения.
Отдельный стандарт ФСАД 3/2010 регулирует включение в аудиторское заключение дополнительной информации, которая не связана с искажением бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Дополнительная информация в аудиторском заключении указывается аудитором, если, по его мнению, обстоятельства, отраженные или не отраженные в бухгалтерской отчетности, являются важными для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями.
В указанных Федеральных стандартах приводятся примеры (шаблоны) различных видов аудиторских заключений.

Пример аудиторского заключения с немодифицированным мнением

Аудиторское заключение

Участникам ОАО
Сведения об аудируемом лице:
ОАО "YYY"
Государственный регистрационный номер
Место нахождения
Сведения об аудиторе:
ООО "Аудиторская фирма "XXX"
Государственный регистрационный номер
Место нахождения
Является членом СРО НП, ОРНЗ
Мы провели аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности ОАО "YYY", состоящей из бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2014 г., отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств за 2014 г., других приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительной записки.

Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность

Руководство аудируемого лица несет ответственность за составление и достоверность указанной бухгалтерской отчетности в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.

Ответственность аудитора

Наша ответственность заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности на основе проведенного нами аудита. Мы проводили аудит в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности. Данные стандарты требуют соблюдения применимых этических норм, а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.
Аудит включал проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской отчетности и раскрытие в ней информации. Выбор аудиторских процедур является предметом нашего суждения, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок. В процессе оценки данного риска нами рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление и достоверность бухгалтерской отчетности с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля. (Если в соответствии с условиями аудиторского задания аудитор должен выразить мнение об эффективности системы внутреннего контроля в связи с аудитом бухгалтерской отчетности, то последнее предложение формулируется следующим образом: "В процессе оценки данного риска нами рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление достоверной бухгалтерской отчетности, с целью выбора соответствующих условиям задания аудиторских процедур".)
Аудит также включал оценку надлежащего характера применяемой учетной политики и обоснованности оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления бухгалтерской отчетности в целом.
Мы полагаем, что полученные в ходе аудита аудиторские доказательства дают достаточные основания для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Мнение

По нашему мнению, бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ОАО "YYY" по состоянию на 31 декабря 2014 г., результаты его финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2014 г. в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности.
Генеральный директор
ООО "Аудиторская фирма "XXX" (подпись) (фамилия, инициалы)
05.04.2015

Вся информация, приведенная в данном примере до раздела "Мнение", должна, как правило, присутствовать в любом аудиторском заключении. При модификации мнения аудитора либо при включении дополнительной информации корректируется его заключительная часть. Позиция регулирующих органов такова, что аудиторское заключение не может и не должно включать никакие иные элементы, кроме предусмотренных федеральными стандартами, равно как в нем не должны отсутствовать какие-либо из предусмотренных элементов (см., например [3]). Там же отдельно отмечается, что в аудиторском заключении следует использовать формулировки "в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности" либо "в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности", а не "в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности", как это приведено в шаблонах аудиторского заключения ФСАД 1/2010.

Пример модифицированного мнения с оговоркой в связи с обнаруженным искажением статей отчетности

Основание для выражения мнения с оговоркой

По статье "Основные средства" бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2014 г. не отражена стоимость производственного оборудования в размере ZZZ тыс. руб., а по статье "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - сумма НДС, приходящаяся на стоимость указанного оборудования, в размере ZZZ тыс. руб. Соответственно, по статье "Поставщики и подрядчики" бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2014 г. не отражена кредиторская задолженность перед поставщиком в размере ZZZ тыс. руб.

Мнение с оговоркой

По нашему мнению, за исключением влияния на бухгалтерскую отчетность обстоятельств, изложенных в части, содержащей основание для выражения мнения с оговоркой, бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ОАО "YYY" по состоянию на 31 декабря 2014 г., результаты его финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2014 г. в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности.

При модификации в аудиторское заключение включается раздел "Основание для выражения мнения с оговоркой", который располагается непосредственно перед мнением. В нем аудитор должен привести описание и количественную оценку влияния искажения на соответствующие показатели отчетности, за исключением случая, когда такая оценка не представляется возможной.

Пример модифицированного мнения с оговоркой в связи с ограничением на объем аудита

Основание для выражения мнения с оговоркой

По статье "Долгосрочные финансовые вложения" бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2014 г. отражены вклады в уставные капиталы дочерних обществ в размере ZZZ тыс. руб. Мы не имели возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении первоначальной стоимости указанных финансовых вложений, поскольку нам было отказано в доступе к соответствующей финансовой информации. Как следствие, у нас отсутствует возможность определить, необходимы ли какие-либо корректировки указанного показателя.

Мнение с оговоркой

По нашему мнению, за исключением возможного влияния на бухгалтерскую отчетность обстоятельств, изложенных в части, содержащей основание для выражения мнения с оговоркой, бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ОАО "YYY" по состоянию на 31 декабря 2014 г., результаты его финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2014 г. в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности.

Пример отрицательного мнения в связи с невключением в консолидированную отчетность аудируемого лица показателей дочернего общества

Основание для выражения отрицательного мнения

Как указано в п. X пояснительной записки, в консолидированную финансовую отчетность не были включены показатели дочернего общества "ZZZ", приобретенного в 2010 г. В соответствии с требованиями правил отчетности в части подготовки консолидированной финансовой отчетности показатели дочернего общества подлежат включению в консолидированную финансовую отчетность с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций (доли в уставном капитале дочернего общества либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом). Если бы показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества "ZZZ" были включены в консолидированную финансовую отчетность, то это привело бы к существенным изменениям многих показателей консолидированной финансовой отчетности. Количественная оценка влияния искажения, допущенного при составлении консолидированной финансовой отчетности, не осуществлялась.

Отрицательное мнение

По нашему мнению, вследствие существенности обстоятельств, указанных в части, содержащей основание для выражения отрицательного мнения, консолидированная финансовая отчетность не отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ОАО "YYY" и его дочерних хозяйственных обществ по состоянию на 31 декабря 2014 г., результаты их финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2014 г. в соответствии с установленными правилами составления консолидированной финансовой отчетности.

Пример включения в аудиторское заключение дополнительной информации

Мнение

По нашему мнению, бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ОАО "YYY" по состоянию на 31 декабря 2014 г., результаты его финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2014 г. в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности.

Важные обстоятельства

Не изменяя мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, мы обращаем внимание на следующую информацию, изложенную в пояснении X к бухгалтерской отчетности: до настоящего времени не закончено судебное разбирательство по иску, предъявленному ОАО "YYY" к ОАО "ZZZ".

Как видно из примера, в отличие от обоснования модифицированного мнения дополнительная информация включается в аудиторское заключение после мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Типичные нарушения требований, предъявляемых к аудиторскому заключению

Ниже приведены краткое описание и примеры типичных нарушений требований, предъявляемых к аудиторскому заключению. Если описание нарушений базируется главным образом на содержании федеральных стандартов, то примеры приведены с учетом имеющейся практики ВККР, проводимого Росфиннадзором и СРО НП АПР. Анализ результатов проверок показывает, что нарушение требований к аудиторскому заключению является одним из самых распространенных, в том числе при проверках Росфиннадзора [4].
Существенность нарушений в описываемых примерах достаточно трудно оценить из-за отсутствия общепризнанных критериев. Вероятно, один из способов определения существенности нарушения состоит в оценке степени его влияния на внешнего пользователя отчетности. Если пользователь при ознакомлении с аудиторским заключением и прилагаемой бухгалтерской отчетностью может быть введен в заблуждение или понимание аудиторского заключения слишком затруднено, то приведшие к этому нарушения в аудиторском заключении могут быть признаны существенными.
На основании анализа требований федеральных стандартов к аудиторскому заключению можно отметить следующие типичные нарушения указанных требований:
- отсутствие обязательных реквизитов аудиторского заключения;
- в аудиторском заключении не описана должным образом ответственность аудитора либо объем аудита;
- нарушение формы выдачи аудиторского заключения. Аудиторское заключение должно быть пронумеровано, прошнуровано, опечатано печатью аудитора, прилагаемая отчетность датирована и подписана аудируемым лицом;
- нарушение порядка подписания аудиторского заключения. Аудиторское заключение подписывается руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, а дата подписи должна быть не ранее даты подписи бухгалтерской отчетности аудируемым лицом либо какой-либо из дат в иных рабочих документах аудитора;
- аудиторское заключение не модифицировано при наличии существенных искажений в отчетности. В частности, формы бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, иные пояснения к отчетности) не должны противоречить друг другу;
- форма модифицированного мнения в аудиторском заключении не соответствует требованиям ФСАД 2/2010. Описание обстоятельств, явившихся основанием для выражения модифицированного мнения, должно размещаться в специальной части аудиторского заключения с заголовком "Основание для выражения мнения с оговоркой", "Основание для выражения отрицательного мнения", "Основание для отказа от выражения мнения". Специальная часть размещается непосредственно перед частью, содержащей мнение аудитора. В ней должны быть даны четкое описание и количественная оценка влияния искажений на отчетность;
- неинформирование представителей собственника аудируемого лица о предполагаемой модификации аудиторского заключения, в том числе об обстоятельствах, которые стали причиной этого, а также о предполагаемом содержании такого мнения.

Примеры нарушений требований к аудиторскому заключению

1. В заголовке документа указано "Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности" либо "Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности".
ФСАД 1/2010 четко определяет, что аудиторское заключение должно содержать наименование "Аудиторское заключение". В связи с этим любые развернутые заголовки в аудиторском заключении могут быть формально признаны нарушением. Отметим также, что во втором приведенном случае неверно указано "с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности" вместо "в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности" либо "в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".
2. В аудиторском заключении в сведениях об аудируемом лице приведено:
- наименование аудируемого лица;
- ИНН;
- ОКПО;
- место нахождения.
Не указан государственный регистрационный номер (ОГРН) аудируемого лица, ИНН и ОКПО являются избыточной информацией и могут рассматриваться как нарушение стандартов [3].
В сведениях об аудиторской организации приведено:
- наименование организации;
- государственный регистрационный номер (ОГРН);
- место нахождения;
- ИНН.
Здесь не указано наименование СРОА, членом которой является аудиторская организация, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций. Излишней информацией является место нахождения и ИНН.
3. К аудиторскому заключению приложены незаверенные ксерокопии бухгалтерской отчетности без дат, либо бухгалтерская отчетность не подписана руководителем аудируемой организации. В соответствии с п. 25 ФСАД 1/2010 к аудиторскому заключению прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами составления отчетности, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который, в частности, определяет, что бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.
4. В аудиторском заключении не указан адресат (например, акционеры акционерного общества). Отметим, что иногда в качестве нарушения требований ФСАД 1/2010 указывается тот факт, что в адресатах не указываются "иные лица". Вероятно, такая трактовка Стандарта не вполне правомерна, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 307-ФЗ аудиторское заключение представляется только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг. Поэтому ФСАД 1/2010 дает возможность выбора адресата (акционеры, участники ООО, судебные органы, кредитные организации, инвесторы и т.п.), но указывать в аудиторском заключении "иным лицам" не следует. Несмотря на указание конкретного адресата (получателя), аудиторское заключение остается документом, предназначенным для всех пользователей бухгалтерской отчетности.
5. Аудиторское заключение не содержит частей, озаглавленных "Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность", "Ответственность аудитора", "Мнение", что прямо установлено ФСАД 1/2010. Конечно, более важно, чтобы аудиторское заключение включало в себя наполнение указанных выше частей. Однако отсутствие данных заголовков сразу бросается в глаза при просмотре аудиторского заключения.
6. Характерными являются нарушения, связанные с ключевыми датами. Например, аудиторское заключение подписано 28.03.2014, а приложенная к нему бухгалтерская отчетность либо одна из форм подписана аудируемым лицом 30.03.2014 или вообще не имеет даты подписания. Последнее особенно часто встречается в пояснительной записке, если она присутствует в комплекте аудируемой отчетности.
Аналогично если дата подписания любого рабочего документа из аудиторского файла (кроме документирования процедур, которые не влияют на мнение аудитора) в рассматриваемом примере будет позднее 28.03.2014, то это также будет рассматриваться как нарушение требований, предъявляемых к порядку выдачи аудиторского заключения.
Как правило, у аудиторов причиной данного нарушения является техническая ошибка. Тем не менее она может рассматриваться как существенная, поскольку пользователь отчетности может сомневаться в том, что надлежащим образом произведены все надлежащие аудиторские процедуры.
7. Аудиторское заключение выдано (подписано) до завершения (подписания соответствующего рабочего документа) обзорной проверки качества при выполнении аудита организацией, указанной в ч. 3 ст. 5 Закона N 307-ФЗ.
Данное нарушение относится не только к соблюдению требований ФСАД 1/2010, 2/2010, 3/2010, но и ФПСАД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях". Оно выделено в отдельный пункт, поскольку связано с аудитом общественно значимых организаций и может расцениваться как существенное. Следует также упомянуть о недопустимости проведения обзорной проверки лицом, которое участвовало в выполнении аудиторского задания или подписывало аудиторское заключение.
8. Статья "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" бухгалтерского баланса аудируемого лица имеет одно и то же значение на начало и конец отчетного года. В то же время в соответствии с отчетом о финансовых результатах убыток от деятельности в отчетном периоде составил сумму, сопоставимую с размером нераспределенной прибыли в балансе. Аудитором не установлено в течение отчетного года покрытие убытка из каких-либо иных источников. Мнение аудитора в аудиторском заключении не модифицировано. Поскольку в данном случае имеет место существенное искажение бухгалтерской отчетности, аудитор обязан был модифицировать свое мнение о достоверности отчетности аудируемого лица путем включения в аудиторское заключение специальной части.
9. При модификации аудиторского мнения в специальной части аудиторского заключения, озаглавленной "Основание для выражения мнения с оговоркой", указано: "аудитор считает, что размер указанной в балансе аудируемого лица краткосрочной кредиторской задолженности и внеоборотных активов должен быть увеличен ввиду не учтенных аудируемым лицом договоров на поставку оборудования". В соответствии с ФСАД 2/2010 при искажении какого-либо показателя необходимо либо привести в специальной части описание и количественную оценку влияния искажения соответствующего показателя, либо указать, что такая оценка не представляется возможной. Если же аудитор выражает модифицированное мнение из-за отсутствия возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, то аудитор должен включить в специальную часть описание причин этого.
10. В аудиторском заключении при аудите банка отсутствуют сведения о выполнении кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля.
Данное требование установлено в ст. 42 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Определенная коллизия между Законами N N 307-ФЗ и 395-1 в данном случае трактуется в пользу соблюдения последнего. В частности, указывается [3], что в соответствии с ФСАД 1/2010 в случае, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации на аудитора возлагается обязанность по выполнению в ходе аудиторского задания дополнительной по отношению к предусмотренной ФСАД работы, аудитор сообщает в аудиторском заключении о ее результатах. Такая дополнительная работа при аудите банков заключается в проверке выполнения кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России, качества управления кредитной организацией, состояния внутреннего контроля.
В связи с этим из части аудиторского заключения, описывающей объем аудита, при аудите банков следует исключить утверждение о том, что рассмотрение аудитором системы внутреннего контроля аудируемого лица осуществляется не для целей выражения мнения в отношении эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица.
11. Аудиторское заключение содержит модифицированное мнение, однако в рабочих документах аудитора отсутствуют доказательства информирования представителей собственников аудируемого лица о предполагаемой модификации мнения и об обстоятельствах, которые стали причиной этого.

Заключение

Аудиторское заключение внешне является достаточно простым и коротким документом. Тем не менее федеральные стандарты аудиторской деятельности предъявляют к нему большое количество требований.
Учитывая повышенное внимание к выдаваемым аудиторским заключениям различных пользователей бухгалтерской отчетности и субъектов внешнего контроля качества (Росфиннадзора и саморегулируемых организаций аудиторов), аудиторским организациям следует тщательно подходить к разработке внутренних стандартов по подготовке аудиторских заключений и организации внутреннего контроля за их выпуском.
Практика внешнего контроля качества показывает, что нарушение аудиторами требований к аудиторскому заключению является одним из самых распространенных.
Приведенный анализ требований и типичных нарушений, выявляемых при внешнем контроле качества в части соблюдения аудиторами формы и содержания аудиторского заключения, может помочь ответственным за контроль качества в аудиторских организациях улучшить применяемые ими внутренние стандарты и методики.

Литература

1. Маренков Н.Л., Веселова Т.П. Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах: Учеб. пособие. - М.: УРСС, 2005. 296 с.
2. Приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" // URL: www.consultant.ru (дата обращения: 20.09.2014).
3. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год" (Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01) // URL: www.consultant.ru (дата обращения: 20.09.2014).
4. Доклад об осуществлении Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности": [сайт] // URL: http://rosfinnadzor.ru/work/audit/sobitiua/ (дата обращения: 22.09.2014).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 февраля 2018 г.
Проект Федерального закона № 357270-7 "О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений...

В целях повышения эффективности реализации региональных программ проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению порядка включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным




28 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 374843-7 "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную...

Законопроект направлен на формирование общегосударственной модели саморегулирования в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, на закрепление права экспертных организаций осуществлять негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий




18 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 365688-7 "О внесении изменения в статью 279 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных гарантий руководителю организации в случае прекращения с ним трудового договора"

Данный законопроект был разработан с учетом судебной практики, актов Конституционного Суда Российской Федерации и направлен на устранение правовой неопределенности в вопросе соответствия норм статей 278 и 279 ТК РФ Конституции РФ в процессе толкования этих норм, а также устанавливает принципы правового регулирования гарантий увольняемых руководителей и сохранения социально-значимых целей организаций.




11 января 2018 г.
Проект Федерального закона № 356734-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления статуса земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами"

Внесение данного законопроекта обусловлено тем, что несмотря на социально-экономическую и экологическую значимость участков недр, отмечена правовая неопределённость статуса земель, под которыми такие участки расположены и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Такая неопределённость приводит к спорным ситуациям, а также является коррупциогенным фактором.




1 января 2018 г.
Вступает в силу Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Данным законом устанавливается, что передача на безвозмездной основе имущества, созданного в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, не облагается НДС. Имеется ввиду передача имущества акционерным обществом, созданным в целях реализации таких соглашений, 100% акций которого принадлежит РФ, а также созданными с его участием хозяйственными обществами, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон. Кроме того, исключается обязанность восстановления акционерным обществом и управляющими компаниями ОЭЗ сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении такого имущества.



В центре внимания:


Аудиторское заключение как судебное доказательство (Мохов А.А.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

подробнее>>

Стандартизация аудита субъектов государственного сектора экономики (Ситнов А.А.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Экологический учет и аудит в рыночных условиях (Чхутиашвили Л.В.)

Дата размещения статьи: 10.03.2017

подробнее>>

Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>

Проблемы методологии и организации аудиторской деятельности при переходе к прямому применению международных стандартов аудита в отечественной практике (Массарыгина В.Ф.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2018
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта