Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Проверка полноты и правильности составления ПФХД (Обухова Т.)

Проверка полноты и правильности составления ПФХД (Обухова Т.)

Дата размещения статьи: 19.03.2016

План финансово-хозяйственной деятельности (далее - ПФХД) - это внутренний документ учреждения, отражающий плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения в течение отчетного периода. Требования к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования, Приказ N 81н). В этой статье поговорим об анализе ПФХД, осуществляемом проверяющими в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. 

В ПФХД учреждения отражается следующая информация:

- цели деятельности учреждения (подразделения);

- виды деятельности учреждения (подразделения), относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения);

- перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом (положением подразделения) к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;

- общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления ПФХД (в разрезе кодов видов деятельности, по которым имущество учитывается на балансе учреждения);

- общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления ПФХД, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;

- иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

- показатели по поступлениям и выплатам, включая остаток средств на начало и конец года.

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения (далее - учреждение), их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета (далее - подразделение), составляют ПФХД в соответствии с Требованиями в порядке <1>, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя), если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (п. 2 Требований).

--------------------------------

<1> Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей ПФХД, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно) (п. 3 Требований). 

План составляется на финансовый год, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

 

Предмет проверки ПФХД 

Проверка ПФХД проводится на предмет соответствия:

- формы утвержденного и применяемого учреждением ПФХД рекомендуемой форме ПФХД органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Напомним, что в силу норм п. 2 Требований государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение (далее - учреждение), его обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета (далее - подразделение), составляют в соответствии с Требованиями названный план в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя), если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. При проверке контролеры обращают внимание на соблюдением учреждением норм, установленных Требованиями и нормативным актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении ПФХД;

- целей деятельности учреждения, указанных в ПФХД, целям деятельности, установленным законами, иными правовыми актами и уставом учреждения;

- видов деятельности, перечня услуг, обозначенных в ПФХД, видам деятельности, перечню услуг, содержащимся в уставе учреждения (иными словами, проводится проверка соответствия сведений, указанных в ПФХД, информации, отражаемой в уставе учреждения);

- отраженных в ПФХД остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода данным лицевых счетов (счетов, открытых в коммерческом банке <2>) приобретенного за счет выделенных собственником средств имущества.

--------------------------------

<2> Это касается только автономных учреждений, поскольку в силу норм п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. 

Помимо этого, предметом контрольных мероприятий являются:

- проверка направления расходования сумм субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания учредителя, а в отношении субсидии на иные цели - целевого характера расходования средств;

- контроль за соответствием показателей, отраженных в ПФХД, данным бухгалтерского учета;

- проверка соответствия сумм планируемых поступлений, отраженных в ПФХД, и указанной в соглашении о выделении суммы субсидий (на выполнение государственного (муниципального) задания, целевой субсидии);

- контроль за своевременностью внесения изменений в ПФХД.

 

Порядок проведения проверки 

При проведении финансово-хозяйственной деятельности учреждения проверяющие нечасто обращают внимание на правильность составления и ведения ПФХД (своевременность внесения изменений в ПФХД). Скорее всего, это связано с отсутствием в КоАП РФ административной ответственности за нарушения составления и ведения этого документа. ПФХД является внутренним документом учреждения и необходим прежде всего самому учреждению. Бюджетные и автономные учреждения зачастую получают средства из разных источников, в ПФХД отражается плановое направление расходования денежных средств, поступающих в учреждение.

При проверке правильности составления и ведения ПФХД контролеры запрашивают:

- соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, соглашение о предоставлении целевой субсидии. Суммы указанных в соглашении субсидий сопоставляются с размером поступлений, отраженных в ПФХД;

- государственные (муниципальные) задания;

- оборотные ведомости по счетам, содержащие данные по суммам поступлений и выбытий денежных средств за проверяемый период (показатели по поступлениям и расходованию средств, содержащиеся в оборотной ведомости, сопоставляются с данными, отраженными в ПФХД), по соответствующим КОСГУ. 

Для справки. При проверке составления ПФХД контролеры учитывают, что законодательством РФ не установлено требование о соответствии плановых показателей по выплатам, отраженным в ПФХД по объему и назначениям, нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания (Письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-13-10/23799). Напомним, что при расчете объема субсидии на выполнение государственного задания учитываются все затраты, связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). При этом орган исполнительной власти, выполняющий функции учредителя, для определения размера субсидии использует методику определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (разрабатывается органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя, и утверждается его приказом). Соотношения показателей данной методики и показателей, отражаемых учреждениями в ПФХД, на законодательном уровне не установлены. 

В ходе контрольных мероприятий также может быть произведен анализ исполнения ПФХД в разрезе выплат, предусмотренных планом. Результаты анализа могут быть представлены в следующей таблице. 

Выплаты в разрезе КОСГУ

План ФХД на 2015 г. (руб.)

Исполнено фактически за 2015 г. (руб.)

Остаток (руб.) (графа 2 - графа 3)

Показатель исполнения, % (графа 3 / графа 2 x 100)

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Нарушения, выявляемые в ходе проверки ПФХД 

Среди достаточно часто встречающихся нарушений в составлении и исполнении ПФХД можно выделить следующие:

1. При изменении размера поступлений (субсидий, средств от приносящей доход деятельности) показатели ПФХД не корректируются. Напомним, что согласно п. 19 Требований в целях внесения изменений в ПФХД составляются новые ПФХД, показатели которых не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в ПФХД, а также с показателями планов закупок, указанных в п. 11.1 Требований. Решение о внесении изменений в названный план принимается руководителем учреждения (подразделения). Соответственно, когда размер планируемых поступлений меняется (например, при внесении изменений в соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)), показатели ПФХД должны корректироваться. Вносить изменения в ПФХД можно неограниченное количество раз - при соблюдении условий, установленных п. 19 Требований.

2. Расхождение данных, содержащихся в отчете о расходовании сумм субсидии на иные цели, и информации, отраженной в сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению.

3. Превышение общего размера расходов, указанных в ПФХД, над доходами. ПФХД может содержать планируемый остаток денежных средств на конец отчетного периода. При этом превышение суммы плановых расходов над суммами доходов с учетом остатка денежных средств на начало года в ПФХД недопустимо.

 

Новые правила составления и утверждения ПФХД 

Приказом Минфина России от 24.09.2015 N 140н (далее - Приказ N 140н) были внесены изменения в положения Приказа N 81н. Приказ N 140н вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и применяется при формировании ПФХД начиная с планов на 2017 г. (на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.). При этом п. 2 данного Приказа определено, что органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, может быть установлено требование о составлении ПФХД в соответствии с положениями Приказа N 140н начиная с ПФХД на 2016 г. (на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.), за исключением пп. "и", "л" п. 1 Приказа N 140н в части плана закупок.

ПФХД по-прежнему составляется учреждением (подразделением) по кассовому методу в рублях с точностью до двух знаков после запятой и содержит следующие части (п. 4 Требований в редакции Приказа N 140н):

- заголовочную;

- содержательную;

- оформляющую.

Изменения, вносимые Приказом N 140н, касаются содержательной части ПФХД, которая состоит из текстовой (описательной) части и табличной части (п. 6 Требований в редакции Приказа N 140н).

В табличную часть ПФХД включаются теперь следующие таблицы (п. 8 Требований в редакции Приказа N 140н):

- таблица 1 "Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)", включающая показатели о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах, принятых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления ПФХД;

- таблица 2 "Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)";

- таблица 2.1 "Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)";

- таблица 3 "Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)";

- таблица 4 "Справочная информация".

В табличной части ПФХД может отражаться дополнительная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, с соблюдением структуры (в том числе строк и граф) табличной части ПФХД и дополнением (при необходимости) иными строками и графами.

Приведем краткий обзор информации, отражаемой в табличной части ПФХД.

В таблице 1 при расшифровке финансовых активов, помимо сумм дебиторской задолженности по доходам и расходам, отражаются:

- сумма денежных средств, находящихся на счетах учреждения на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления ПФХД, с указанием этих счетов;

- сумма денежных средств учреждения, размещенных на депозитах в кредитной организации на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления ПФХД.

Таблица 2 отражает плановое направление расходования средств учреждения в разрезе источников их получения. Из формы таблицы следует, что в ней указываются:

1) код по бюджетной классификации РФ (графа 3);

2) объем финансового обеспечения, руб. (с точностью до двух знаков после запятой - 0,00) (графы 5 - 10), со следующей детализацией:

- субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (графа 5);

- субсидии, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (графа 6);

- субсидии на осуществление капитальных вложений (графа 7);

- средства обязательного медицинского страхования (графа 8);

- поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности) (графы 9, 10).

При этом в графе 3 указываются коды КОСГУ (в строках 110 - 180, 300 - 420, отражающих поступления доходов) и коды видов расходов бюджетов (в строках 210 - 260, отражающих выплаты по расходам).

В графах 5 - 10 отражаются плановые показатели только в случае принятия органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения.

Плановые показатели по расходам по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4 - 6 по строке 0001 таблицы 2.1.

Таблица 2.1 была введена в Приказ N 81н Приказом N 140н. Она включает в себя следующие графы: 

Номер графы

Наименование графы, информация, отражаемая по ней

1

Наименование показателя

2

Код строки

3

Год начала закупки

4 - 12

Сумма выплат по расходам на закупку товаров, работ и услуг, руб. (с точностью до двух знаков после запятой - 0,00)

4 - 6

Планируемая сумма выплат (всего) по расходам на закупку товаров, работ, услуг на очередной финансовый год, первый финансовый год планового периода, второй год планового периода

7 - 9

Сумма выплат по договорам, контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на закупку товаров, работ, услуг на очередной финансовый год, первый финансовый год планового периода, второй год планового периода

10 - 12

Сумма выплат по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на закупку товаров, работ, услуг на очередной финансовый год, первый финансовый год планового периода, второй год планового периода

При заполнении таблиц 2, 2.1 необходимо обеспечить соотношение следующих показателей:

1) показатели граф 4 - 12 таблицы 2.1 по строке 0001 должны быть равны сумме показателей соответствующих граф по строкам 1001 и 2001 этой таблицы;

2) показатели графы 4 по строкам 0001, 1001 и 2001 таблицы 2.1 должны быть равны сумме показателей граф 7 и 10 по соответствующим строкам;

3) показатели графы 5 по строкам 0001, 1001 и 2001 таблицы 2.1 должны быть равны сумме показателей граф 8 и 11 по соответствующим строкам;

4) показатели графы 6 по строкам 0001, 1001 и 2001 таблицы 2.1 должны быть равны сумме показателей граф 9 и 12 по соответствующим строкам;

5) показатели по строке 0001 граф 7 - 9 по каждому году формирования показателей выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг:

- для бюджетных учреждений не могут быть меньше показателей по строке 260 в графах 5 - 8 таблицы 2 на соответствующий год;

- для автономных учреждений не могут быть меньше показателей по строке 260 в графе 7 таблицы 2 на соответствующий год;

6) для бюджетных учреждений показатели строки 0001 граф 10 - 12 не могут быть больше показателей строки 260 графы 9 таблицы 2 на соответствующий год;

7) показатели строки 0001 граф 10 - 12 должны быть равны нулю, если все закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.

Таблица 3 заполняется в случае принятия органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения об отражении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения (подразделения), в разрезе содержащихся в ней плановых показателей. В этой таблице указываются:

- остаток средств на начало года и конец планируемого года, если эти показатели по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, отражаются на этапе формирования проекта ПФХД (либо фактические остатки указанных средств при внесении изменений в ПФХД после завершения отчетного финансового года);

- планируемые суммы поступлений и выбытий.

В таблице 4 справочно проставляются суммы публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления передаются в установленном порядке учреждению (подразделению), бюджетных инвестиций (в части переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика в соответствии с БК РФ), а также средства во временном распоряжении учреждения (подразделения), при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения (подразделения), решения об отражении указанных сведений (п. 10 Приказа N 81н в редакции Приказа N 140н).

Приказом N 140н были внесены изменения в разд. III Требований, устанавливающий положения к утверждению ПФХД и сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению. Согласно новым нормам п. п. 21 и 22 Требований ПФХД утверждается:

- руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения;

- руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

ПФХД подразделения утверждается руководителем учреждения (п. 23 Требований). Напомним, что ранее ПФХД бюджетного учреждения утверждался органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению, сформированные учреждением, по-прежнему утверждаются:

- органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

- учреждением - в случае формирования таких сведений учреждением для подразделения.

 

* * * 

В завершение отметим, что среди нарушений в порядке составления ПФХД особо выделяются:

- отсутствие своевременной корректировки ПФХД при изменении объема сумм поступлений и расходования, отраженных в ПФХД;

- превышение общего размера расходов, указанных в ПФХД, над доходами.

Что касается изменений положений Приказа N 81н, в него Приказом N 140н были внесены изменения, касающиеся:

- табличной части ПФХД (она дополнена таблицами 1, 2.1, 3 и 4, а в таблицу 1 были внесены изменения, ранее эта часть содержала только одну таблицу);

- требований к утверждению ПФХД бюджетного учреждения (согласно новым нормам п. 22 Требований ПФХД бюджетного учреждения утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи