Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Приказу Минфина России от 27.04.2012 N 55н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (Казаков Е.С.)

Комментарий к Приказу Минфина России от 27.04.2012 N 55н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (Казаков Е.С.)

Дата размещения статьи: 19.08.2012

Минфин упростил ведение бухгалтерского учета для социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). С этой целью издан Приказ от 27.04.2012 N 55н.

Примечание. Приказ Минфина России от 27.04.2012 N 55н опубликован в "Российской газете" 29.06.2012 и применяется с отчетности за 2012 г.

Согласно п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО) социально ориентированными НКО признаются НКО, созданные в предусмотренных данным Законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 этого Закона.
К таким видам деятельности относятся:
- социальная поддержка и защита граждан;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, предотвращению несчастных случаев;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
- охрана окружающей среды и защита животных;
- охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, мест захоронений;
- оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам и НКО, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
- профилактика социально опасных форм поведения граждан;
- благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
- деятельность в областях образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Надо иметь в виду, что этот список может быть дополнен федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 2 ст. 31.1 Закона об НКО).
Как и другие НКО, социально ориентированные НКО имеют право заниматься предпринимательской деятельностью в той степени, в какой такая деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует данным целям, при условии, что эта деятельность указана в учредительных документах НКО. Такой деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и оказание услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона об НКО).
Итак, Минфин установил следующее. Согласно п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации" <1> в общем случае выручка признается в бухгалтерском учете, если:
- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
- сумма выручки может быть определена;
- есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении его получения;
- право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
--------------------------------
<1> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Теперь социально ориентированные НКО могут признавать выручку от осуществления предпринимательской деятельности не в зависимости от момента перехода права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар), а по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении иных условий, установленных для признания выручки.
Подобная возможность уже была предусмотрена для субъектов малого предпринимательства, но согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к ним относятся юридические лица только в форме потребительских кооперативов и коммерческие организации.
Аналогичная поправка внесена в п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" <2>. В общем случае расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления расходов. Однако, если социально ориентированная НКО применяет порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, такая организация и расходы признает после погашения задолженности.
--------------------------------
<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Расходы по займам социально ориентированные НКО вправе признавать прочими расходами, даже те расходы, которые в общем случае подлежат включению в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" <3>). Согласно п. 15 ПБУ 10/99 прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.
--------------------------------
<3> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н.

Для данных НКО упрощен также порядок учета финансовых вложений, определяемый в соответствии с ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" <4>.
--------------------------------
<4> Утверждено Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н.

К финансовым вложениям организации относятся государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых определены дата и стоимость погашения (облигации, векселя), вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ), предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и др. (п. 3 ПБУ 19/02).
НКО не относит к финансовым вложениям:
- векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;
- вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемое организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;
- драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.
Не являются финансовыми вложениями активы, имеющие материально-вещественную форму (например, основные средства, материально-производственные запасы), а также нематериальные активы (п. 4 ПБУ 19/02).
Каждая организация, принимая на учет финансовое вложение, должна установить, можно ли по нему определять текущую рыночную стоимость. Пунктом 19 ПБУ 19/02 для НКО теперь предоставлена возможность осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном данным Положением для финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость. То есть они подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).
При выбытии такого финансового вложения его стоимость устанавливается исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов:
- по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
- по средней первоначальной стоимости;
- по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
Применение одного из указанных способов по группе (виду) финансовых вложений производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики (п. 26 ПБУ 19/02).
Следует учитывать, что данные финансовые вложения могут обесцениваться. Если такое происходит, они подлежат переоценке в порядке, предусмотренном п. п. 37 - 40 ПБУ 19/02.
Следующее, что облегчит жизнь социально ориентированным НКО, - это изменение, внесенное в п. 15.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <5>. Оно позволит этим организациям отражать последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на их финансовое положение, финансовые результаты их деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.
--------------------------------
<5> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Это означает, что при изменении учетной политики им не надо будет пересчитывать показатели прошлых лет так, как в случае, если бы измененная учетная политика действовала уже тогда, для обеспечения сопоставимости с показателями текущего года.
Данные НКО могут также не учитывать нормы ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" <6>. В общем случае этот документ применяют юридические лица, выступающие в качестве подрядчиков либо субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (имеют долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (изменен п. 2.1 данного ПБУ). То есть социально ориентированные НКО могут учитывать доходы и расходы, связанные с исполнением таких договоров, как доходы и расходы по другим видам деятельности.
--------------------------------
<6> Утверждено Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н.

Кроме того, данные организации могут не применять ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" <7>, что следует из новой редакции п. 3 данного ПБУ. Это означает, в частности, что социально ориентированные НКО, как и малые предприятия, в отличие от большинства других организаций, получили право не формировать в бухгалтерском учете резервы, например, на оплату отпусков.
--------------------------------
<7> Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

В соответствии с п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" <8> существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:
- записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
- путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо определить ее влияние накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.
--------------------------------
<8> Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности так, как в случае, если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).
Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.
Однако социально ориентированным НКО теперь разрешено исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010, без ретроспективного пересчета, то есть как несущественную ошибку.
Такая ошибка исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором она была выявлена. Прибыль (убыток), возникшая в результате исправления указанной ошибки, отражается в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

К сведению. Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010).

Все указанные возможности для социально ориентированных НКО являются их правом, от которого они могут отказаться. Поэтому свой выбор, касающийся применения указанных ПБУ, данные организации должны обозначить в учетной политике в соответствии с ПБУ 1/2008.
Причем согласно п. 2 Приказа Минфина России N 55н все указанные изменения можно учитывать уже в 2012 г. То есть организации, которые захотят применять их уже в текущем году, вправе внести поправки в действующую учетную политику на основании п. 10 ПБУ 1/2008 и пересчитать свои финансовые результаты за прошедшие месяцы 2012 г.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Как организовать учет арендных платежей по принципам МСФО (Курбангалеева О.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Роль нейролингвистического программирования в практике адвоката по защите прав и свобод человека и гражданина (Воробьев А.С.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Боязнь адвокатской монополии или ненамеренное нарушение права на квалифицированную юридическую помощь в уголовном процессе? (Воронов А.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Защита имущественных прав потерпевших от террористического акта: гражданско-правовой аспект (Кобец П.Н., Краснова К.А., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

К вопросу о качестве оказания бесплатной юридической помощи (Малютина О.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи