Дата размещения статьи: 01.12.2021
Как следует из Информации о действующих кредитных организациях с участием нерезидентов на 1 января 2021 года <1>, зарегистрированы и имеют лицензию на осуществление банковских операций 124 кредитные организации с участием нерезидентов. За год количество кредитных организаций с иностранным капиталом уменьшилось на 9 в связи с отчуждением долей и акций нерезидентами резидентам, аннулированием и отзывом лицензий, но в то же время размер инвестиций нерезидентов в совокупный уставный капитал действующих кредитных организаций увеличился на 3 470,3 млн руб. и составил 404 424,1 млн руб.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2021. N 19.
Несмотря на то что размер инвестиций за 2020 г. увеличился, количество кредитных организаций с иностранными инвестициями уменьшилось. Возможно, это связано с усилением влияния на российском финансовом рынке крупных кредитных организаций с государственным участием в капитале.
Законодательство Российской Федерации допускает создание кредитных организаций с участием иностранного капитала, а также приобретение акций (долей в уставном капитале) российских кредитных организаций иностранными физическими и юридическими лицами, что закреплено в ст. 17 и 18 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <2> (далее - Закон о банках), а также регламентированы требования к вновь создаваемым и действующим кредитным организациям с участием нерезидентов.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
При регистрации кредитных организаций с иностранным капиталом в Банк России помимо документов, необходимых для регистрации кредитной организации с российским капиталом, предусмотренных главой 3 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (далее - Инструкция N 135-И) <3>, предоставляется целый ряд дополнительных документов.
--------------------------------
<3> Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" // Вестник Банка России. 2010. N 23.
Необходимо предварительное разрешение Банка России. Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <4> (далее - Закон о ЦБ РФ), в частности в ст. 52, регламентировано, что создание кредитных организаций с иностранными инвестициями осуществляется на основании предварительного разрешения Банка России, под которым понимается принципиальное согласие Банка России на участие конкретного нерезидента в создании кредитной организации - резидента (п. 4 Положения Банка России от 23 апреля 1997 г. N 437 "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями") (далее - Положение N 437) <5>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
<5> Положение Банка России от 23 апреля 1997 г. N 437 "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями", утвержденное Приказом Банка России от 23 апреля 1997 г. N 02-195 "О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов" (ред. от 17.05.2012) // СПС "КонсультантПлюс".
Порядок регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями регулируется не только федеральным законодательством, но и целым рядом нормативных документов Банка России. Надо отметить, что Положение N 437 было утверждено Приказом Банка России от 23 апреля 1997 г. N 02-195 и практически не претерпело изменений, в то время как в Закон о банках регулярно вносятся изменения, Банком России издаются новые нормативные акты. Нормы дублируются, иногда не согласовываются между собой, что приводит к ошибкам при их практическом применении.
В соответствии с Положением N 437 согласие дается на "участие в уставном капитале", а по Закону о банках на "участие в создании кредитной организации". Получается, что по Закону о банках согласие необходимо лишь при создании кредитной организации с иностранным капиталом.
Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации с иностранными инвестициями и иных контролирующих ее лиц определены в Положении Банка России от 28 декабря 2017 г. N 626-П <6> (далее - Положение N 626-П).
--------------------------------
<6> Положение Банка России от 28 декабря 2017 г. N 626-П "Об оценке финансового положения, о требованиях к финансовому положению и об основаниях для признания финансового положения неудовлетворительным учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций" // Вестник Банка России. 2018. N 30 - 31.
Действие порядка распространяется на учредителей (участников) кредитной организации, а также на лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации, на установление контроля в отношении ее акционеров (участников), и лиц, осуществляющих такой контроль. Также определены основания для признания финансового положения указанных лиц неудовлетворительным, регламентированы процедуры запроса и получения информации об их финансовом положении, установлен перечень документов для оценки их финансового положения.
Иностранным инвестором российской кредитной организации может быть как физическое, так и юридическое лицо, в том числе иностранный банк. Критерии оценки финансового положения иностранного банка вынесены в отдельную главу Положения N 626-П.
Для юридических лиц, в том числе и иностранных банков, в ряде случаев необходимо иметь кредитный рейтинг по международной рейтинговой шкале, присвоенный хотя бы одним из иностранных кредитных рейтинговых агентств - "Эс энд Пи Глобал Рейтингс" (S&P Global Ratings) или "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings) на уровне не ниже "B+" либо "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody>s Investors Service) на уровне не ниже "B2".
Платежеспособность (способность оплатить свою долю в уставном капитале) иностранного физического лица должна подтверждаться первоклассным, согласно международной практике, иностранным банком (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации IBCA, Mood's или Standart and Poor рейтинг не ниже AA, prime-1) <7>.
--------------------------------
<7> Пункт 8 Положения N 437.
Банк России вправе запросить иную информацию в целях принятия решения по выдаче предварительного разрешения на увеличение уставного капитала кредитной организации. Следует отметить, что перечень документов, указанный в Положении N 437, шире, чем в Законе о банках. Положение N 437 является подзаконным нормативным актом и не должно расширять круг требований по сравнению с Законом о банках.
До 1 января 2007 г. для вновь создаваемых дочерних кредитных организаций иностранных банков был закреплен минимальный уставный капитал в повышенном размере не менее 10 млн евро <8>. Из ст. 18 Закона о банках исключено право Банка России устанавливать обязательные нормативы и минимальный размер капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями. Уставный капитал банков в настоящее время не зависит от участия в нем иностранного капитала.
--------------------------------
<8> Пункт 12 Положения N 437 в ред. Указания ЦБ РФ от 24 июня 1999 г. N 586-У "О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, а также для кредитных организаций, ходатайствующих об изменении вида с небанковской кредитной организации на банк" // Вестник Банка России. 1999. N 38.
Ограничением участия иностранного капитала в банковской системе является квота, которая определяется как соотношение иностранных инвестиций нерезидентов в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и совокупного уставного капитала указанных кредитных организаций, рассчитываемая ежегодно на 1 января в установленном Банком России порядке. Квота - предельное значение размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, равное 50%.
В целях контроля квоты иностранного участия в банковской системе Российской Федерации Центральный банк выдает разрешение на создание кредитной организации с иностранным участием, в том числе зависимого и дочернего общества, отчуждение долей (акций) кредитной организации нерезидентам, а также увеличение за счет нерезидентов уставного капитала кредитной организации.
При достижении квоты Банком России принимаются определенные меры. Это может быть отказ в выдаче лицензии на осуществление банковских операций, а также в государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями либо запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов, на отчуждение акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов, если в результате будет превышена квота.
Порядок установления мер и их прекращения при достижении квоты регулируется Указанием Банка России от 12 ноября 2020 г. N 5618-У "О порядке применения и прекращения применения Банком России мер, предусмотренных частью шестой статьи 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", а также о порядке раскрытия Банком России информации о применении, причинах применения и прекращении применения этих мер" <9>. При достижении квоты Банк России публикует информацию о размере участия, рассчитанного в соответствии с Указанием Банка России N 3948-У <10>, и показателях, использованных для его расчета, раскрывает информацию о применении и причинах применения мер.
--------------------------------
<9> Вестник Банка России. 2021. N 1.
<10> Указание Банка России от 28 января 2016 г. N 3948-У "О порядке расчета размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций" // Вестник Банка России. 2016. N 11.
Если же по состоянию на 1 января текущего года по результатам расчета размера участия в соответствии с Указанием N 3948-У значение расчета размера участия уменьшится до величины менее 50%, Банк России публикует информацию о прекращении применения мер в "Вестнике Банка России", на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Регулятор вправе установить дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями в отношении перечня банковских операций, состава руководства, предоставления отчетности, так как такое право предоставлено Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В случае если единоличным исполнительным органом банка является иностранный гражданин или лицо без гражданства, то в соответствии с п. 29 Положения N 437 в составе коллегиального исполнительного органа должно быть не менее 50% российских граждан. Иное соотношение в составе коллегиального органа иностранных граждан вправе установить Банк России, указав срок действия данного разрешения.
В кредитной организации с иностранными инвестициями должно работать не менее 75% работников - граждан Российской Федерации от общего количества работников. Если в состав руководства избраны только иностранные граждане или лица без гражданства, то один из руководителей должен документально подтвердить знание русского языка. Руководитель коллегиального исполнительного органа либо главный бухгалтер, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, должны приложить к документам о квалификации, подтвержденным Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, подтверждение на право трудовой деятельности, выданное на имя указанного лица территориальными органами Федеральной миграционной службы России.
Кандидат на должность руководителя должен соответствовать требованиям, установленным п. 2.5.2 Положения Банка России от 27 декабря 2017 г. N 625-П <11> (далее - Положение N 625), в подтверждение чего представляются оригиналы документов об отсутствии судимости, отсутствии назначения административного наказания в виде дисквалификации (далее - документы об отсутствии дисквалификации). Документы должны быть выданы уполномоченным органом иностранного государства. В случае если выдача таких документов не предусмотрена, то уполномоченный орган выдает письменное подтверждение того, что такие документы не выдаются. Лицу без гражданства данные документы необходимы, если претендент на руководящую должность постоянно проживает на территории иностранного государства.
--------------------------------
<11> Положение Банка России от 27 декабря 2017 г. N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз" // Вестник Банка России. 2018. N 30 - 31.
Необходимо отметить, что перечень документов, необходимых иностранному гражданину, претендующему на должность руководителя, содержится не в одном нормативном документе Банка России. Выше было обозначено, что Положением N 437 предусмотрена необходимость предоставления документов, подтверждающих право данного лица на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Аналогичное требование содержится и в Положении N 625-П.
Также пересекаются требования Положения N 437 и Положения N 625-П о необходимости подтверждения признания документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации, выданного уполномоченным органом Российской Федерации в сфере образования <12>.
--------------------------------
<12> Статья 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 31 декабря.
Несмотря на то что присутствие филиалов иностранных банков не запрещалось, фактически в Российской Федерации они отсутствовали. Единственным филиалом стал московский филиал ереванского ЗАО "Банк Анелик", созданный в 1990 г., а в декабре 2003 г. реструктурированный в ООО "КБ "Анелик РУ", ставший с июня 2009 г. дочерним банком CreditBank S.A.L. (Ливан).
9 августа 2017 г. Банк России отозвал лицензию у ООО "КБ "Анелик РУ". По результатам обследования финансового состояния банка было установлено, что на дату отзыва лицензии обязательства кредитной организации перед кредиторами превышали его активы, что послужило основанием для направления Банком России заявления в Арбитражный суд Москвы о признании банка банкротом.
Единственный участник лишенного лицензии банка ООО "КБ "Анелик РУ" - CreditBank S.A.L. до начала судебного слушания по рассмотрению этого заявления оказал финансовую помощь дочернему банку в размере недостаточности активов банка, необходимом для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Соответственно, кредитная организация не была признана банкротом, а принудительно ликвидирована <13>.
--------------------------------
<13> URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10095197.
Россия официально стала полноправным членом ВТО 22 августа 2012 г., соответственно, для Российской Федерации начали действовать документы ВТО. Важнейший из них - Генеральное соглашение о торговле услугами (General Agreement on Tradein Services), GATS (ГАТС) <14>, которым предусмотрено, что коммерческое присутствие в отношении банковских услуг допускается только в форме представительства иностранного банка и юридического лица Российской Федерации. Основным участником и учредителем дочерней кредитной организации с иностранными инвестициями должен быть только иностранный банк, являющийся таковым по законодательству страны места нахождения (регистрации).
--------------------------------
<14> Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS) // СПС "КонсультантПлюс".
Данное обстоятельство повлекло корректировку подходов к правовому регулированию деятельности филиалов иностранных банков, как это имело место в отношении большинства государств - членов этой организации, поскольку членство в ВТО связано с допуском филиалов иностранных кредитных организаций в национальную юрисдикцию. Однако Россия не взяла на себя подобного обязательства. Текст Протокола от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." (далее - Марракешское соглашение) не предусматривает и поэтапного открытия отечественной банковской системы для филиалов иностранных банков <15>.
--------------------------------
<15> Шаповалов М.А. Правовое положение и особенности создания филиала банка: российский и зарубежный опыт // Юридическая работа в кредитной организации. 2013. N 3. С. 12 - 22.
В рамках Стратегии развития банковского сектора РФ до 2015 г. был принят Федеральный закон от 14 марта 2013 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <16>, соответственно, из текста Законов "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О валютном регулировании и валютном контроле" исключено понятие филиала иностранного банка.
--------------------------------
<16> Российская газета. 2013. 18 марта.
Запрет на открытие филиалов иностранных банков до того момента существовал на уровне нормативных актов Банка России. Регулятор возражал против допуска филиалов иностранных банков на территорию Российской Федерации в связи с тем, что их деятельность не находится под российской юрисдикцией, и Банк России не вправе осуществлять надзор за их деятельностью <17>.
--------------------------------
<17> Только для "дочки" // Российская газета. Федеральный выпуск. 2013. 18 марта.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", как указано в ст. 3, распространяется также и на иностранные юридические лица в части отношений, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, применяется к соглашениям, которые достигнуты за пределами Российской Федерации в отношении соглашений иностранных и (или) российских лиц в случае, если эти действия или соглашения оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.
В соответствии с разъяснениями ФАС <18> следует учитывать особые положения банковских и иных финансовых услуг, содержащиеся в Марракешском соглашении. Трансграничная поставка (с территории одного государства-члена на территорию любого другого члена), а также поставка путем коммерческого присутствия ряда услуг, определенных Перечнем специфических обязательств Российской Федерации по услугам, включая банковские услуги, на территорию Российской Федерации ограничена соответствующими изъятиями <19>.
--------------------------------
<18> Разъяснения ФАС России "Об особенностях контроля антимонопольного органа за экономической концентрацией в отношении иностранных банков". URL: https://fas.gov.ru по состоянию на 30.01.2019.
<19> Там же.
Существует также обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения кредитной организации, созданное с целью представления ее интересов и осуществляющее их защиту. Это - представительство кредитной организации (ст. 22 Закона о банках).
Представительства кредитных организаций, в том числе представительства иностранных банков, не имеют права осуществлять банковские операции, фактически оказывать банковские услуги на территории Российской Федерации, они необходимы в представительских целях, для изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, консультаций клиентов, развития международного сотрудничества.
Порядок аккредитации представительств иностранных кредитных организаций регламентируется Положением Банка России от 22 апреля 2015 г. N 467-П (далее - Положение N 467-П), которое предусматривает не только порядок аккредитации Банком России представительств иностранных кредитных организаций, а также прекращения и продления действия аккредитации представительств, необходимые формы документов, осуществления контроля за деятельностью представительств иностранных кредитных организаций.
Таким образом, в Российской Федерации свою деятельность вправе осуществлять кредитные организации с иностранными инвестициями и представительства иностранных банков.
Российская Федерация планировала вернуться к рассмотрению выдачи доступа к рынку прямым филиалам иностранных банков в контексте будущих переговоров о вступлении Российской Федерации в ОЭСР или в рамках следующего раунда многосторонних торговых переговоров ВТО, в зависимости от того, что произойдет раньше <20>.
--------------------------------
<20> Пункт 1357 Доклада рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 г. // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/wto/doc20120201_0017.
На страховой рынок в настоящее время предлагается допустить филиалы иностранных страховых компаний. Правительством в феврале 2021 г. были рассмотрены законопроекты, которые позволят работать в стране филиалам иностранных страховых компаний. Такие обязательства Россия приняла в рамках присоединения ко Всемирной торговой организации <21>. Для них будет установлено требование формировать гарантийный депозит, который должен быть не ниже минимального уровня, определенного для уставного капитала российских страховых компаний. Регистрацию таких филиалов, а также лицензирование будет осуществлять Банк России.
--------------------------------
<21> Заседание Правительства (информация с официального сайта Правительства РФ от 25.02.2021).
Филиалы иностранных страховых компаний будут уравнены не только в правах, но и в требованиях к выполнению своих обязательств перед российскими партнерами.
В то время, когда еще не было запрета на открытие филиалов иностранных банков, но фактически в Российской Федерации их не существовало, можно было встретить аналогичные предложения по внесению гарантийного депозита при открытии филиала иностранного банка в размере не менее минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций на территории РФ на специальный счет в Банке России <22>.
--------------------------------
<22> Шабанова И.И. Проблемы правового регулирования рынка банковских услуг в связи с вступлением России в ВТО: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 174.
Вопрос допуска филиалов иностранных банков возникает периодически как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Еще в 2006 г. Ассоциация российских банков (АРБ) провела исследование на предмет возможности функционирования филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации, минуя создание дочернего банка <23>.
--------------------------------
<23> Роль и место иностранного капитала в развитии российского банковского сектора. Приложение 1 к протоколу заседания Комитета АРБ по денежно-кредитной политике и банковскому надзору от 7 февраля 2006 г. N 01. URL: http://www.arb.ru/site/action/list_news.php?id=830.
На тот момент был признан преждевременным допуск филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации. Правительство и Центральный банк Российской Федерации исходили из неравенства конкурентных условий кредитных организаций, а также недопущения на рынок банковских институтов с сомнительной деловой репутацией.
На сегодняшний день иностранные банки вправе проводить операции с российскими клиентами без открытия дочерних банков и филиалов. Наличие филиала может упростить процедуру обслуживания клиентов, но при действующих возможностях дистанционного банковского обслуживания затруднений с обслуживанием в иностранном банке возникать не должно.
Проблемы могут возникнуть в случае возникновения спора, предметом которого будут денежные средства, находящиеся в иностранном банке, не имеющем филиалов (представительств) на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 1205, 1205.1 Гражданского кодекса РФ субъективное право на денежные средства, в том числе содержание данного права, его осуществление и защита, определяются по праву страны нахождения имущества, поэтому к спорным отношениям сторон подлежат применению нормы не российского, а иностранного права <24>.
--------------------------------
<24> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 июля 2020 г. N Ф05-12003/2020 по делу N А40-107039/2019 // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Если разрешить открытие филиалов иностранных банков, то возможно усиление конкуренции в борьбе за клиентов, что поставит российские банки в неравное положение с иностранными кредитными организациями. Во многом это может быть связано с тем, что надзор за деятельностью филиалов иностранных банков осуществляет соответствующий орган страны пребывания головного банка, что может привести к предпочтениям определенных групп филиалов при осуществлении отдельных операций.
Российские банки в соответствии с действующим законодательством создают обязательные резервы, в то время как для филиалов иностранных банков такие требования могут и отсутствовать, а также может отличаться объем отчетности в налоговые и надзорные органы.
АРБ <25> были предложены условия, при которых возможно было открытие филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации. Наиболее сложным, возможно, является обязательное заключение Соглашения о сотрудничестве в области банковского надзора между страной пребывания головной конторы и Банком России, что вытекает из Базельского документа "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора". Также было предложено предоставление права на открытие филиала банкам, рейтинг которых не ниже AA по методологии иностранных рейтинговых агентств и распространение на филиалы иностранных банков мер особого надзора, предусмотренных Положением N 437. По моему мнению, необходимо было бы распространить надзорные требования, предусмотренные не только Положением N 437, но и иными многочисленными нормативными актами Банка России. Существенным предложением было внесение при открытии филиала иностранного банка депозита в размере не менее 5 млн долл. США на специальный счет в Банке России.
--------------------------------
<25> Роль и место иностранного капитала в развитии российского банковского сектора. Приложение 1 к протоколу заседания Комитета АРБ по денежно-кредитной политике и банковскому надзору от 7 февраля 2006 г. N 01.
Подход к изучению этой проблемы должен быть дифференцированным для каждой страны, необходимо учитывать особенности государства, в котором зарегистрирована головная кредитная организация. Важна также и деловая репутация филиала иностранного банка, так как может возникнуть проблема с осуществлением борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Основным преимуществом банков с иностранными инвестициями является предоставление кредитов по более низкой процентной ставке в отличие от российских банков <26>.
--------------------------------
<26> Ковель-Мишина И.А. Иностранные банки в современной банковской системе Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2010. С. 15.
Проблемным вопросом так и остается форма присутствия иностранного банка в принимающей стороне. Филиал - не юридическое лицо, и по его обязательствам отвечает головная кредитная организация, которая является участником системы страхования вкладов в соответствии с законодательством Российской Федерации <27>. Таким образом, могут быть нарушены интересы вкладчиков филиала иностранного банка на российской территории, так как активы филиала могут использоваться в целях погашения обязательств самого банка в стране его регистрации, в то время как интересы вкладчиков будут не защищены.
--------------------------------
<27> Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029.
Именно то, что филиал не является самостоятельным юридическим лицом, может, как уже отмечалось выше, затруднить осуществление надзора и привести к возникновению рисков. Надзор за филиалами иностранных кредитных организаций, как правило, осуществляется по месту нахождения банка. Может сложиться так, что филиал, расположенный на российской территории, будет осуществлять деятельность на основании законодательства страны нахождения головного банка, контролироваться иностранным регулятором.
В настоящее время Банк России очень пристально следит за структурой собственности кредитных организаций, регулярно проводит мониторинг сведений о лицах, под контролем которых находятся кредитные организации. Возможно, что с филиалами иностранных банков могли бы возникнуть сложности с проведением такого анализа, в то время как дочерние банки на территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность аналогично российским кредитным организациям, подпадают под регулирование Банка России, раскрывают данную информацию регулятору в соответствии с нормативными актами <28>.
--------------------------------
<28> Положение Банка России от 26 декабря 2017 г. N 622-П "О порядке раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки - участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также о порядке раскрытия и представления в Банк России информации о структуре и составе акционеров (участников) негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, управляющих компаний, микрофинансовых компаний, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся" // Вестник Банка России. 2018. 13 апреля.
Правовые нормы, связанные с созданием кредитных организаций с иностранными инвестициями, приобретением долей (акций), "разбросаны" по разным нормативным актам, содержат ссылки на недействующие документы, что вызывает сложности при подготовке документов, необходимых для регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями, а также приобретением долей (акций) таких кредитных организаций. Конечно же, невозможно издать единый нормативный акт взамен Положения N 437, который включал бы в себя все положения, регулирующие данный вопрос, но необходим максимально полный, обновленный документ.
Делая вывод на основе анализа различных позиций, не вижу необходимости присутствия филиалов иностранных банков на российском рынке банковских услуг. Дочерние банки вполне могут справиться с ролью "проводника" иностранного капитала на российский рынок, минуя трудности в виде принятия решений на уровне государства по допуску филиалов иностранных банков на территорию Российской Федерации.
Литература
1. Ильянова Ю.А. Кредитные организации с иностранными инвестициями как форма коммерческого присутствия иностранных банков: правовые аспекты / Ю.А. Ильянова // Актуальные вопросы теории и истории права и государства, истории учений о праве и государстве. 2015. N 1. С. 227 - 237.
2. Шабанова И.И. Проблемы правового регулирования рынка банковских услуг в связи с вступлением России в ВТО: диссертация ... кандидата юридических наук / И.И. Шабанова. Москва, 2010. 195 с.
3. Шаповалов М.А. Правовое положение и особенности создания филиала банка: российский и зарубежный опыт / М.А. Шаповалов // Юридическая работа в кредитной организации. 2013. N 3. С. 12 - 22.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Дата размещения статьи: 10.01.2022
Дата размещения статьи: 01.12.2021
Дата размещения статьи: 10.08.2021
Дата размещения статьи: 16.02.2021
Дата размещения статьи: 25.12.2020
Навигация