Банки являются важнейшим элементом экономики любого современного государства. Динамичное развитие предпринимательской деятельности гарантируется только при условии взаимодействия ее субъектов с субъектами банковской системы. Важнейшая функция банковской системы - поддержка баланса между массой произведенной стоимости (товаров) и массой выпущенных в обращение денег. Банковская система является частью системы кредитных, финансовых организаций, которая, кроме банков и небанковских кредитных организаций, включает еще органы государственного управления кредитом и финансами.
Банковская деятельность представляет собой все виды деятельности (операций), совершаемые банками и иными кредитными организациями в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Центрального банка РФ только после регистрации кредитной организации или получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Не являются банковской деятельностью те виды операций, для осуществления которых не требуется регистрация в качестве кредитной организации и получения лицензии ЦБ РФ. Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если такое действие причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству или привело к извлечению дохода в крупном размере, является незаконной банковской деятельностью.
Основу законодательства о банковской деятельности составляют следующие федеральные законы:
1) Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности";
2) Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
3) Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях";
4) Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Отдельные вопросы банковской деятельности регулируются и иными федеральными законами. Так нормы Гражданского кодекса РФ регламентируют кредитный договор (§ 2 гл. 42), договор финансирования под уступку денежного требования (гл. 43), договор банковского вклада (гл. 44), договор банковского счета (гл. 45).
Помимо законов банковская деятельность регулируется и большой массой подзаконных актов, среди которых особую роль играют акты Центрального банка Российской Федерации.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Дата размещения статьи: 10.01.2022
Роль Банка России в цифровизации банковской системы (Хоменко Е.Г.)Цифровизация является неотъемлемой чертой современной мировой экономики, в какой-то степени ее стержнем. Активное и повсеместное внедрение новых технологий можно назвать движущей силой в совершенствовании оказываемых банковских услуг во всех развитых странах мира. Россия не является исключением. И хотя банковская система уже была хорошо отлажена, она постоянно модернизировалась в организационном и технологическом аспектах, в ней постепенно внедрялись автоматизированные системы управления, учета, контроля и т.п.
Дата размещения статьи: 01.12.2021
Правовые проблемы создания и деятельности кредитных организаций с иностранным капиталом (Ярошенко Н.В.)Как следует из Информации о действующих кредитных организациях с участием нерезидентов на 1 января 2021 года, зарегистрированы и имеют лицензию на осуществление банковских операций 124 кредитные организации с участием нерезидентов. За год количество кредитных организаций с иностранным капиталом уменьшилось на 9 в связи с отчуждением долей и акций нерезидентами резидентам, аннулированием и отзывом лицензий, но в то же время размер инвестиций нерезидентов в совокупный уставный капитал действующих кредитных организаций увеличился на 3 470,3 млн руб. и составил 404 424,1 млн руб.
Дата размещения статьи: 10.08.2021
Правовая природа мер ответственности за нарушение банковского законодательства (Ильина А.В.)Деятельность банков всегда находилась под пристальным вниманием законодателя: четкое закрепление перечня обязанностей, указание санкций за их нарушение - все это давало возможность сделать вывод о том, что банковская сфера является для внутреннего развития государства и его стабильности во внешних отношениях одним из ключевых вопросов.
Дата размещения статьи: 16.02.2021
Реформирование институциональной структуры банковского регулирования в России и зарубежных государствах (Исмаилов И.Ш.)Современный отечественный рынок банковских услуг является динамично развивающимся как с точки зрения внедрения новейших практик осуществления банковской деятельности, так и с позиции изменения самого регулирования и надзора. За последнее десятилетие банковская деятельность подверглась кардинальному реформированию: трансформировалась сама структура банковской системы, расширился объем функций и полномочий Банка России, значительно изменены некоторые надзорные меры (например, процедуры финансового оздоровления кредитных организаций).
Дата размещения статьи: 25.12.2020
Проблемы правового регулирования банковской тайны (Данилова О.А.)Содержание банковских правоотношений предполагает важную гарантию реализации прав клиентов кредитных организаций - банковскую тайну. Тем не менее на сегодняшний день законодательная регламентация банковской тайны в Российской Федерации характеризуется недостаточной степенью конкретизации правовых норм. Вероятно, одной из причин является относительная новизна банковских отношений в целом и права на банковскую тайну в частности для российской правовой действительности.
Дата размещения статьи: 11.09.2020
Основные методы повышения уровня собственного капитала банка (Симонова Ю.А.)Банковская система в настоящее время является весьма уязвимой. Она часто подвергается воздействию негативных факторов, таких как инфляция, кризис, снижение спроса и т.д. В связи с этим часто возникают вопросы по эффективному управлению капиталом банков. Сейчас эти вопросы являются особенно актуальными в силу непростой экономической ситуации, которая способствует обострению интереса к поиску наиболее эффективных методов управления банковским капиталом и повышения его уровня.
Дата размещения статьи: 11.09.2020
Участие несовершеннолетних в правоотношениях в сфере банковской деятельности (проблемы теории и практики) (Хватова М.А.)В целом состояние правового регулирования отношений в сфере банковской деятельности с участием несовершеннолетних можно оценить как вполне адекватное современным требованиям, о чем можно судить исходя из сопоставления общего гражданского и банковского законодательства и на основании анализа судебной практики.
Дата размещения статьи: 07.09.2020
Вопросы цифровизации прав в банковской сфере в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (Рузакова О.А.)Важное значение имеют положения нового Закона о цифровых правах, технологиях блокчейна, смарт-контрактов и для банковской сферы, что неоднократно обсуждалось как на страницах настоящего журнала, так и в целом в прессе, а также для дальнейшего совершенствования законодательства в области как гражданского, так и финансового права.
Дата размещения статьи: 09.01.2019
Правовые основы деятельности временной администрации Банка России (Лаутс Е.Б.)После отзыва лицензии у банка в него сразу приказом Банка России назначается временная администрация Банка России, которая фактически начинает выполнять функции руководства банка до того момента, как эти полномочия не перейдут конкурсному управляющему или ликвидатору, которым в абсолютном большинстве случаев является АСВ. Поэтому законодатель также определяет те права, которые имеются у банка в этот период и которые в основном выполняются представителями временной администрации как специального органа управления.
Дата размещения статьи: 12.03.2018
Что закон грядущий нам готовит (Балан Е.)Главным событием 2018 года в банковской сфере стало увеличение уставного капитала. Напомним, в июле прошлого года вступил в силу Закон, разделяющий банки на базовые и универсальные. Уставный капитал универсального банка, как следует из поправок, внесенных в Закон "О банках и банковской деятельности", начинается от 1 млрд рублей. Уставный капитал банков с базовой лицензией должен превышать 300 млн рублей. Если кредитная организация с базовой лицензией после 1 января 2018 года четыре месяца подряд допускает снижение размера уставного капитала, в течение последующих шести месяцев ей необходимо изменить статус на небанковскую кредитную организацию или микрофинансовую компанию.
Навигация по разделу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Навигация