Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > Совершенствование административно-правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (Писаревский Е.Л.)

Совершенствование административно-правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (Писаревский Е.Л.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

За последние 15 лет законодательство о туризме постоянно меняется с целью защиты прав и интересов туристов, субъектов туристской индустрии, совершенствования государственного и муниципального управления туристической отраслью. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о туристской деятельности) дополняется и редактируется, так, в этом году проведено разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации, сформулированы права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма, определены особенности реализации туристского продукта турагентом, требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов, фонд персональной ответственности туроператора, существенные условия договора страхования ответственности туроператора и другие важные вопросы правового регулирования отношений в сфере туризма <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
<2> Изменения внесены Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" // СЗ РФ. 2016. N 10. Ст. 1323. Основная часть норм Федерального закона вступает в силу с 01.01.2017.

Длительное время на законодательном уровне не решался вопрос о правовом статусе достаточно многочисленной части субъектов туристской индустрии как экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Напрашивалось решение этой проблемы достаточно давно <3>, и в этом году Министерством культуры Российской Федерации был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" (далее - проект Федерального закона) <4>.
--------------------------------
<3> См., напр.: Интернет-интервью с заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Российской Федерации Н.О. Шенгелия "Государственная политика в области туристической деятельности: задачи и перспективы" (03.06.2005), также Интернет-интервью с заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Е.Л. Писаревским "Правоприменительная практика реализации Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (03.03.2009) [Электронный ресурс] // URL: http://ivo.garant.ru/#/basesearch/аттестациягидов/all:5.
<4> Проект Федерального закона разработан Минкультуры России во исполнение первого абзаца подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 17.08.2015 N Пр-1893ГС, пункта 5 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 29.09.2015 N ОГ-П44-6673. [Электронный ресурс] // URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.php?ID=1148524&amp;SECTION_ID=19775&amp;sphrase_id=6174792.

Основные проблемы современного состояния рынка услуг экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (далее по тексту также - гиды и проводники) выражаются в следующем <5>:
- в стране не хватает квалифицированных гидов и проводников, поэтому растет число "самодеятельных" неквалифицированных специалистов;
- отсутствует федеральная система подготовки гидов и проводников, за исключением крупных федеральных центров;
- отсутствует федеральный механизм контроля за качеством предоставления услуг. В отдельных субъектах Российской Федерации введена добровольная аттестация гидов и проводников <6>.
--------------------------------
<5> См.: пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников". [Электронный ресурс] // URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.php?ID=1148524&amp;SECTION_ID=19775&amp;sphrase_id=6174792.
<6> См., напр.: Закон Краснодарского края от 25.10.2005 N 938-КЗ "О туристской деятельности в Краснодарском крае"; Закон Республики Северная Осетия - Алания от 24.03.2010 N 16-РЗ "О туристской деятельности в Республике Северная Осетия - Алания"; Закон Архангельской области от 24.03.2014 N 99-6-ОЗ "О туризме и туристской деятельности в Архангельской области"; Постановление Правительства Новгородской области от 28.10.2013 N 318 "О государственной программе Новгородской области "Развитие культуры и туризма Новгородской области на 2014 - 2020 годы", Приказ Министерства курортов и туризма Республики Крым от 29.06.2016 N 95 "Об утверждении технологической схемы предоставления государственной услуги "Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым". [Электронный ресурс] // URL: http://ivo.garant.ru/#/kind-doclist/2642/Актыоргановвласти:7.

Как известно, в большинстве европейских стран существует аккредитация либо лицензирование экскурсоводов и гидов-переводчиков, также в аттестатах или свидетельствах гидов оговаривается, в каком регионе он имеет право осуществлять профессиональную деятельность <7>. В данном случае речь идет об одном из институтов административного права <8>.
--------------------------------
<7> Федеральное агентство по туризму напоминает туроператорам, которые работают на польском направлении, что в соответствии с распоряжением Министра экономики Польши Петра Вожняка от 17.01.2006 иностранным гидам и экскурсоводам, осуществляющим поездки и экскурсии в Польшу, необходимо иметь лицензии на право проведения экскурсий в таких городах, как Гданьск, Гдыня, Катовице, Краков, Люблин, Лодзь, Познань, Щецин, Торунь, Варшава, Вроцлав. В случае отсутствия лицензии у экскурсовода, сопровождающего группу, можно обратиться в местные туристические агентства с целью привлечения городского гида для ведения экскурсии. На основании Закона "О туристических услугах" от 29.08.1997 администрациям воеводских управлений предоставлено право контроля соблюдения порядка проведений экскурсий в вышеперечисленных польских городах. [Электронный ресурс] // URL: http://www.russiatourism.ru/news/1393/?sphrase_id=299154.
<8> См., напр.: Разрешительная система в Российской Федерации: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. Пар. 4: Аккредитация. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М, 2015.

В 1940-х гг. экскурсовод в России определялся как руководитель экскурсии, в музеях - это сотрудники, дающие необходимые пояснения, позже экскурсоводами стали называть работников бюро путешествий и экскурсий в музеях, галереях, таких организациях, как "Спутник" и "Интурист". Так, В.Б. Емельянов в краткой форме сущность экскурсии определял так: "Экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче" <9>.
--------------------------------
<9> Емельянов В.Б. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007.

Статья 1 Закона о туристской деятельности закрепляет понятия экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника:
экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов.
Современный туризм определяет направление работы гидов, так, выделяют следующие виды экскурсоводов (гидов): гид в отеле, трансферный гид, экскурсионный гид, экскурсоводы узкой специализации (в музеях, на конкретных объектах показа и т.д.) <10>.
--------------------------------
<10> URL: http://visasam.ru/emigration/rabota/rabota-v-turizme-za-granicej.html.

Роль гидов и проводников достаточно высока в вопросах повышения качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках. Так, в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. сказано, что в настоящее время одной из важнейших проблем остается подготовка экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников. Необходимо для повышения качества туристских услуг совместно с органами исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации разработать и внедрить систему обеспечения и контроля осведомленности указанных категорий специалистов о специфике туристских ресурсов региона и их допуска к работе <11>.
--------------------------------
<11> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2014. N 24. Ст. 3105.

Профессия гида регулируется различными способами в разных государствах Европейского союза. Существуют государства, в которых этот вид деятельности не регулируется, в других государствах гидам необходимо иметь определенную квалификацию, но гиды из других государств-участников, которые официально не называются гидами, имеют право работать на их территории. Но есть другие государства, где данная деятельность может осуществляться лишь при условии наличия профессиональной квалификации и прохождения экзаменов, необходимых в данных государствах.
Рассматривая судебную практику применительно к коллизиям профессии гид, Джоз Фосман, доктор, почетный президент Iftta <12>, приводит пример интересного дела - дела Комиссии против Королевства Испании ((Commission v/reign of Spain) c375/92(1994), УСК 923 (цит. в "Европейском туристическом праве" Джакуба-Бедфорда (Jaqub-Bedford. European Travel Law)) <13>.
--------------------------------
<12> International Forum of Travel and Tourism Advocates.
<13> Фосман Дж. Гиды: юридические аспекты // Туризм: право и экономика. 2012. N 4. С. 22 - 28.

В этом деле суд постановил, что Испания не смогла выполнить свои обязательства по договору: во-первых, связав возможность осуществления деятельности гида на территории Испании с принадлежностью к испанской национальности; во-вторых, не установив процедуру проверки квалификации гражданина сообщества, который имеет диплом гида или гида-переводчика, выданный в другом государстве-участнике, и сравнив ее с той, которая требуется в Испании; в-третьих, предъявив требование, чтобы предоставление услуг гидов, путешествующих с группой туристов из одного государства-участника, осуществлялось только при наличии лицензии, которая свидетельствует о наличии специальной подготовки, подтвержденной дипломом, в то время как услуги оказывались не в таких местах, как музеи и исторические памятники (где подобные ограничения соответствуют положениям договора, если посещение данных мест разрешено только в сопровождении специализированного профессионального лицензированного гида принимающего государства).
В 1992 г. Европейский суд постановил (дело c-106/91 Rambath (1992) ECR 1-335 (цит. в "Европейском туристическом праве" Джакуба-Бедфорда (Jaqub-Bedford. European Travel Law)) <14>, что в свете специфического характера определенной профессиональной деятельности предъявление специальных требований в целях применения правил ведения данных видов деятельности не всегда противоречит договору.
--------------------------------
<14> Там же.

Таким образом, при изучении данных решений Европейского суда справедливости в отношении Испании, Греции, Италии и Франции Джоз Фосман приходит к выводу, что ограничения могут быть наложены в отношении гидов, лицензированных в другом государстве-участнике, только при посещении музеев или исторических памятников в целях сохранения исторического и художественного наследия.
Наличие обязательной аттестации гидов и проводников, а также организаций, аккредитующих инструкторов-проводников, - это начало оформления правового статуса гидов и проводников. Но если аттестация гидов проводится уже в субъектах Российской Федерации, то для аккредитации инструкторов-проводников необходимо провести огромную работу по созданию нескольких центров аттестации в ряде федеральных центров.
Подготовка инструкторов-проводников в идеале должна проводиться из подготовленных спортивных туристов на основе последовательного обучения их знаниям, навыкам и умениям обслуживать туристские группы на спортивных маршрутах <15>.
--------------------------------
<15> Положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации (утв. Госкомитетом России по физической культуре, спорту и туризму и Туристско-спортивным союзом России 10 апреля 2001 г. (Редакция с дополнениями и изменениями, утвержденными на съезде ФСТР 14 - 15.12.2013). Официальный сайт Федерации спортивного туризма в России. Режим доступа: http://www.tssr.ru/main/kadry/1579/.

В этом случае многоступенчатая подготовка инструкторов-проводников выглядит следующим образом. Можно выделить несколько категорий (6 - 7), начиная с инструктора-проводника без категории, заканчивая инструктором-проводником международного класса. При этом туристскую подготовку будущий инструктор-проводник может получить в любой школе подготовки участников и руководителей туристских походов соответствующего уровня или сдать экзамены экстерном, получить соответствующие документы, а дополнительную подготовку пройти только в специализированных школах или на семинарах по подготовке инструкторов-проводников. При этом спортивная и инструкторская подготовка в спортивном туризме и альпинизме может быть приравнена к существующей подготовке гидов-проводников.
Административно-правовое регулирование деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников охватывается не только изменениями и дополнениями в профильный закон - Закон о туристской деятельности: в ст. 3 - разграничение полномочий в сфере аттестации и аккредитации данных лиц органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в ст. 4 - условиями осуществления их деятельности; в ст. 19 - установление регионального государственного надзора за деятельностью данных лиц, а также и другими механизмами, предложенными в проекте Федерального закона <16>. Например, предложено внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряд поправок и изменений <17>.
--------------------------------
<16> См. также: Обсуждение проекта Федерального закона на федеральном портале проектов нормативных правовых актов N 02/04/03-16/00046940. [Электронный ресурс] // URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=46940.
<17> Статья 14.51.1. Нарушение требований законодательства в сфере деятельности экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах, и инструкторов-проводников, сопровождающих туристов и обеспечивающих их безопасность при прохождении установленных видов туристских маршрутов. Осуществление деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах, без получения в установленном порядке аттестата, если такая аттестация в соответствии с федеральным законом обязательна, а равно привлечение к осуществлению деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах, без наличия полученного ими в установленном порядке аттестата влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до двадцать пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти до пятисот тысяч рублей.

Обсуждение данного законопроекта является важным для всей российской общественности, не равнодушной к правовому регулированию деятельности гидов и инструкторов.

Литература

1. Емельянов В.Б. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007.
2. Разрешительная система в Российской Федерации: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. Пар. 4: Аккредитация. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М, 2015.
3. Фосман Дж. Гиды: юридические аспекты // Туризм: право и экономика. 2012. N 4. С. 22 - 28.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.




5 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 601000-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"

В целях обеспечения единообразия подходов проектом федерального закона определены критерии отнесения юридических лиц к категории организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.



В центре внимания:


Перспективные направления научных исследований в сфере туризма: новое концептуальное видение (Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Классификация рисков в туризме (Борисенко И.В., Дегтярева Т.В., Нагай Н.Г.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Проблемы возмещения реального ущерба, причиненного туристу в связи с прекращением деятельности туроператора (Улимаев Р.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Источники правового регулирования туристской деятельности (Удалов Д.Э.)

Дата размещения статьи: 18.01.2019

подробнее>>

Проблемы гражданско-правового регулирования страхования в сфере туристической деятельности (Кулеева И.Ю.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи