Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > Фонд персональной ответственности туроператора как один из способов обеспечения исполнения обязательств (Сирик Н.В., Кусков А.С.)

Фонд персональной ответственности туроператора как один из способов обеспечения исполнения обязательств (Сирик Н.В., Кусков А.С.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

На протяжении последних лет идет активное реформирование законодательства о туристской деятельности, направленное на усиление степени защищенности потребителей туристских услуг. В 2016 году был принят Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность", вступивший в действие с 1 января 2017 года <1>. В нем законодателем был расширен перечень условий осуществления туроператорской деятельности, в число которых включено требование о том, что туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны иметь фонд персональной ответственности туроператора (далее - фонд). Порядок формирования и использования такого фонда определяется в соответствии со ст. 11.6 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туризме) <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" // СЗ РФ. 2016. N 10. Ст. 1323.
<2> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.

Введение данной законодательной новеллы имеет как преимущества, так и недостатки. Очевидным преимуществом для туроператоров является тот факт, что при достижении вышеуказанным фондом максимального размера отпадает необходимость в финансовом обеспечении ответственности туроператора, применение которого сопровождается рядом трудностей. Более того, туроператоры имеют возможность постепенного пополнения такого фонда, находящегося в их собственности, что исключает необходимость срочного изыскания и внесения больших денежных сумм. Для потребителей туристских услуг такая новелла направлена на усиление степени защиты их прав в случае неисполнения туроператором взятых на себя обязательств по договору.
Как пишут Л.Б. Ситдикова и С.Е. Кузахметова, "в качестве прогрессивного момента следует отметить законодательно установленную возможность сразу сформировать данный фонд, оплатив его максимальный размер - не менее 7% от общей цены туристского продукта. Это позволит существенно сэкономить на том, что отпадет необходимость получать финансовое обеспечение, которое в связи с возрастанием рисков выплаты страхового возмещения для страховщиков с каждым годом все сложнее получить туроператорам. Об этом факте свидетельствует практика массового исключения туроператоров из единого федерального реестра туроператоров (далее - ЕФРТ) в связи с непродлением финансового обеспечения на новый срок" <3>.
--------------------------------
<3> Ситдикова Л.Б., Кузахметова С.Е. Фонд персональной ответственности туроператора как новый способ обеспечения исполнения обязательств в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2016. N 3. С. 6 - 8.

Однако такое нововведение имеет и некоторые недостатки. Во-первых, учитывая кризисную ситуацию на туристском рынке, туроператорам сложно внести денежную сумму, достаточную для обеспечения максимального размера фонда, в результате чего им приходится одновременно нести обязанность по уплате взносов в резервный и персональный фонды и бремя финансового обеспечения. Во-вторых, возможность отнесения туроператором на себестоимость туристского продукта затрат, связанных с уплатой взносов в фонд, неизбежно приведет к снижению уровня доступности туристских услуг для рядовых российских потребителей. В-третьих, потребителям туристских услуг достаточно сложно разобраться с порядком использования законодательных инструментов финансового обеспечения ответственности туроператора.
Фонд персональной ответственности - очень своеобразная разновидность способов обеспечения исполнения обязательств, так как формирование таких фондов и использование их средств регулируется не только частным правом, но и имеет публично-правовые аспекты. Особенности публично-правового регулирования порядка формирования и использования фонда раскрываются в следующих правилах, закрепленных в соответствующих нормах Закона о туризме:
1. Сведения о фактическом размере фонда, под которым понимается объем денежных средств, накопленных в таком фонде по состоянию на 31 декабря отчетного года и о размере ежегодного взноса, перечисленного туроператором в фонд в отчетном году, вносятся в ЕФРТ.
2. Отсутствие фонда или несоответствие размера ежегодного взноса туроператора в такой фонд требованиям, предусмотренным Законом о туризме, для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, являются основанием для отказа во внесении сведений о туроператоре в ЕФРТ.
3. Основанием для прекращения членства туроператора в объединении туроператоров является неуплата взносов в фонд в сроки и в размерах, установленных Законом о туризме.
4. Правительство РФ устанавливает порядок и условия возмещения реального ущерба туристам из денежных средств фонда, а также требования к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств фонда <4>.
--------------------------------
<4> Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2016 г. N 1474 "Об установлении требований к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма" // СЗ РФ. 2017. N 1 (часть II). Ст. 202.

5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма размещает на своем сайте содержащиеся в ЕФРТ сведения о фактическом размере фонда и о размере ежегодного взноса, перечисленного туроператором в такой фонд в отчетном году, а также исключает сведения о туроператоре из ЕФРТ в случае непредставления им сведений о наличии фонда.
6. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма: а) формирует для каждого своего члена фонд, взносы в который поступают ежегодно; б) производит учет взносов в фонд на основании содержащейся в ЕФРТ информации об общей цене туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год; в) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и на основании заявления туроператора принимает решение об освобождении туроператора от финансового обеспечения и уплаты взносов в фонд на следующий календарный год.
7. Туроператоры, которые не осуществляли в предыдущем году деятельность в сфере выездного туризма, и юридические лица, которые намерены осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и в текущем году не осуществляли такую деятельность, должны перечислить взнос в фонд до начала осуществления деятельности в сфере выездного туризма в размере 100 тыс. руб.
8. Установлены следующие правила оборота денежных средств фонда: а) запрещается нецелевое (не в соответствии со ст. 11.6 Закона о туризме) расходование средств фонда; б) денежные средства фонда размещаются на отдельных банковских счетах объединения туроператоров, и по ним ведется отдельный учет; в) размещение денежных средств фонда допускается в рублях и (или) иностранной валюте на счетах или депозитах кредитных организаций; г) доходы, полученные от размещения денежных средств фонда, подлежат зачислению в фонд конкретного туроператора; д) туроператор вправе относить затраты, связанные с уплатой взносов в фонд, на себестоимость туристского продукта.
Частноправовая природа такого фонда раскрывается через тройственное его предназначение.
Во-первых, условие о наличии у туроператора фонда, а также о его размере отнесено законодателем к существенным условиям договора о реализации туристского продукта. Так, в договоре должна содержаться информация о порядке и сроках предъявления туристом требований о возмещении реального ущерба туристу за счет средств фонда в случаях: а) если фонд не достиг максимального размера; б) если фонд достиг максимального размера.
Размер ежегодного взноса туроператора в фонд равен 1% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. При этом туроператор вправе увеличивать размер ежегодного взноса в фонд, а также сразу сформировать фонд максимального размера, который составляет не менее 7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Если размер фонда становится максимальным, то финансовое обеспечение не требуется и перечисление взносов в фонд прекращается (ст. ст. 4.1, 11.6 Закона о туризме).
Во-вторых, фонд является новым, законодательно закрепленным способом обеспечения исполнения обязательств туроператоров перед туристами. При заключении договора о реализации туристского продукта турист в письменной форме должен быть проинформирован о возможности обратиться с письменным требованием о возмещении реального ущерба, понесенного в результате неисполнения туроператором обязательств по договору, за счет средств фонда. Фонд может использоваться только при неисполнении туроператором своих обязательств, тогда как ненадлежащее их исполнение не дает туристу возможность требовать возмещения реального ущерба за счет средств такого фонда.
Возможность обратиться с письменным требованием о возмещении реального ущерба при неисполнении туроператором обязательств доступна туристам только в том случае, когда фонд достиг максимального размера. Если такой фонд максимального размера не достиг, то его средства расходуются только тогда, когда денежных средств страховщика для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или банка-гаранта для уплаты денежной суммы по банковской гарантии оказалось недостаточно.
В-третьих, фонд выступает своего рода гарантом исполнения обязательств перед туристами и в случае объявления туроператором о прекращении своей деятельности. В таких случаях денежные средства фонда возвращаются туроператору только при условии выполнения им всех обязательств перед туристами по заключенным договорам о реализации туристского продукта.
В современную систему таких гарантов исполнения туроператором своих обязательств ныне входят четыре инструмента - страхование ответственности туроператора, банковская гарантия, фонд персональной ответственности туроператора, резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма. В связи с этим актуализируется проблема соотношения и порядка применения средств каждого из инструментов финансовых гарантий, определения оснований для применения фонда персональной ответственности.
Так, резервный фонд используется для финансирования расходов по оказанию экстренной помощи туристам, а затраченные средства восполняются потом двумя способами: а) путем перехода к объединению туроператоров принадлежащего туристу права требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии; б) путем взыскания с туроператора в порядке регрессного иска от объединения туроператоров. Фонд персональной ответственности используется в целях возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором своих обязательств. Если такой фонд не достиг максимального размера, то он применяется только после использования средств страховой компании или банка-гаранта.
Порядок возмещения реального ущерба за счет средств фонда определяется в Постановлении Правительства РФ "Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма" <5>. Соответствующие разъяснения порядка использования средств фонда содержатся в абз. 2 - 8 информации Роспотребнадзора от 4 января 2017 г. "Об изменениях в законодательстве, регулирующем туристскую деятельность" <6> и в п. 2.2 Информации Ростуризма от 13 января 2017 г. "О некоторых вопросах применения отдельных положений Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 года" <7>.
--------------------------------
<5> Постановление Правительства РФ от 10 августа 2016 г. N 779 "Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма" // СЗ РФ. 2016. N 34. Ст. 5239.
<6> Информация Роспотребнадзора от 4 января 2017 г. "Об изменениях в законодательстве, регулирующем туристскую деятельность" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Информация Ростуризма от 13 января 2017 г. "О некоторых вопросах применения отдельных положений Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 года" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".

Из буквального толкования вышеуказанных Правил и разъяснений Ростуризма и Роспотребнадзора вытекают следующие особенности возмещения реального ущерба туристам за счет средств фонда:
1. Обязанность выплаты денежных средств туристам из средств фонда лежит на объединении туроператоров.
2. Факт причинения реального ущерба определяется датой, когда туроператор заявил о прекращении своей деятельности, или когда объединению туроператоров стало известно о прекращении деятельности туроператора.
3. Порядок использования фонда предполагает соблюдение следующих сроков: а) дата начала сбора требований о возмещении реального ущерба - 60 рабочих дней с даты заявления туроператора о прекращении деятельности или с даты, когда объединению туроператоров стало известно о прекращении деятельности туроператора; б) срок сбора требований - 90 дней с момента размещения на сайте объединения туроператоров уведомления о сборе таких требований; в) срок рассмотрения и принятия решений по поступившим требованиям - 10 дней; г) срок перечисления денежных средств на счет туриста - 10 дней с даты принятия решения о возмещении туристу реального ущерба.
4. Если требования предъявили более одного туриста и общая сумма денежных средств, подлежащих выплате, превышает размер средств, накопленных в фонде, то удовлетворение требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях, к размеру средств, накопленных в фонде.
Итак, фонд персональной ответственности туроператора - еще одна новелла законодательства о туристской деятельности, призванная усилить степень защищенности российских потребителей туристских услуг. В системе гражданско-правового регулирования туроператорской деятельности такой фонд выполняет как минимум три основные функции: 1) выступает в качестве нового способа обеспечения исполнения обязательств туроператора; 2) наличие такого фонда относится законодателем к одному из обязательных условий осуществления туроператорской деятельности, информация о чем фиксируется в виде существенных условий договора о реализации туристского продукта; 3) служит гарантом для туристов не только в случае неисполнения туроператором своих обязательств, но и в случае объявления им о прекращении своей деятельности.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" // СЗ РФ. 2016. N 10. Ст. 1323.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
3. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2016 г. N 1474 "Об установлении требований к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма" // СЗ РФ. 2017. N 1 (часть II). Ст. 202.
4. Постановление Правительства РФ от 10 августа 2016 г. N 779 "Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма" // СЗ РФ. 2016. N 34. Ст. 5239.
5. Информации Ростуризма от 13 января 2017 г. "О некоторых вопросах применения отдельных положений Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 года" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
6. Информация Роспотребнадзора от 4 января 2017 г. "Об изменениях в законодательстве, регулирующем туристскую деятельность" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
7. Ситдикова Л.Б., Кузахметова С.Е. Фонд персональной ответственности туроператора как новый способ обеспечения исполнения обязательств в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2016. N 3.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.




5 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 601000-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции"

В целях обеспечения единообразия подходов проектом федерального закона определены критерии отнесения юридических лиц к категории организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.



В центре внимания:


Перспективные направления научных исследований в сфере туризма: новое концептуальное видение (Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Классификация рисков в туризме (Борисенко И.В., Дегтярева Т.В., Нагай Н.Г.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Проблемы возмещения реального ущерба, причиненного туристу в связи с прекращением деятельности туроператора (Улимаев Р.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.01.2019

подробнее>>

Источники правового регулирования туристской деятельности (Удалов Д.Э.)

Дата размещения статьи: 18.01.2019

подробнее>>

Проблемы гражданско-правового регулирования страхования в сфере туристической деятельности (Кулеева И.Ю.)

Дата размещения статьи: 09.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи